Конспект-урока
Тема урока; «Текстильные материиы из химических волокон и их свойства»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Дать представление о видах химических волокон и производстве тканей из
Задачи:
1 Ознакомить учащихся с химическими волокнами из вязких растворов, полученных с помощью реакций из риного сырья.
2. Научить разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.
3. Воспитывать аккуратность и способствовать развитию эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Познакомится с профессиями: Художник-модельер, закройщик, швея.
2. Освоить технику выполнения «воздушной петли»
З. Закрепить правила безопасной работы швейными инструментами
4. Закрепить навыки ВТО Метапредметные:
1. Определять инструменты и приспособления, необходимые для работы
2. Рационально организовывать рабочее место и планировать работу
З. Распределять время на выполнение технологических операций в процессе окончательной обработки изделия.
Личностные:
1. Проявлять культуру общения при оценивании и самооценивании готового изделия
2. Демонстрировать аккуратносты усидчивость развивать внимание глазомер, эстетическое восприятие
Оборудование: Образцы тканей, раздаточный материал, карточки, схема «Классификация текстильных волокон», компьютеры, мультимедийная установка.
Межпредметные связи: История, обществознание тема: « Когда и где появилась первая одежда», «Появление фурнитуры-путовицы»; Изобразительное искусство тема: «Как украшает себя человек», «Украшение одежды», «Символика в одежде»; Математика тема: «Счет в пределах 20»; Основы безопасности жизнедеятельности тема: «Охрана труда при выполнении швейных и утюжильных работ».
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Подготовка учащихся к восприятию урока.
П. Аклуализация ранее изученных знаний. Вводная бесеДа.
1. Вы любите красиво одеваться?
2. А с чего начинается создание одежды? (С эскиза модели и приобретения ткани.)
3. Чем вы обычно руководствуетесь при покупке ткани?
1. Понравилась какая-то модель в журнале (или на ком-нибудь) и нужно купить ткань, подходящую для этой модели.
2. Понадобилась вещь определенного назначения, например зимняя юбка, и для этого необходимо подобрать ткань с соответствующими качествами.
Чтобы научиться разбираться в тканях, необходимо знать их свойства, тогда вы научитесь правильно ухаживать за своими вещами и будете всегда самыми модными, красивыми и практичными.
Вы ранее познакомились с тканями растительного и животного происхождения. Давайте вспомним, что это за ткани? ( Хлопок, лен, шелк)
Закончите предложения:
1. Хлопок и лен относятся к волокнам .. (растительного происхождения)
2. К волокнам животного происхождения относятся... (шерсть и шелк)
З Раздать карточку с заданием для каждого ученика.
Составьте последовательную цепочку изготовления ткани |
Растение, пряжа , ткань волокно. Правильный ответ(Растение — волокно — пряжа — ткань) |
4. Раздать карточку с заданием для каждого ученика
Вставьте |
оп щенные слова |
|
Самое тонкое волокно... |
|
|
Самое глцкое волокно... |
|
|
Самое ко откое волокно..... |
|
|
Самое п стое волокно. |
|
|
П авильные ответы: Шелк, лен, хлопок, ш |
ть |
В современном мире все больше тканей производят из химического волокна. Редко в гардеробе современного человека можно найти вещь, изготовленную только из натурального волокна. В наше время почти все натуральные ткани содержат добавки, которые улучшают их свойства.
А как вы Думаете, из каких еще волокон производятся ткани?
(Ответы учеников: Из химических волокон)
111. Изучение нового материала.
То есть, тема нашего сегодняшнего урока — «Химические волокна», как вы Думаете что вы узнаете из этои темы?
Постановка целей урока учащимися.
Для организации деятельности учащихся, они делятся на две группы.
Задание для 1 группы. Ознакомление с различными свойствами текстильных волокон
Составить таблицу классификации тканей по волокнистому составу при помощи уебника Тищенко АЛ. , Н. В. Синица стр. 52.
Таблица «Классификация тканей по волокнистому составу» (оформленная таблица)
Наименование ткани |
Положительные свойства |
Отрицательные свойства |
Хлопчатобумажные ткани |
Обладают хорошей прочностью, лёгкостью, мягкостью. Они легко впитывают влагу, пропускают воздух, легко стираются и не осыпаются при раскрое. Легко разглаживаются. |
Они сильно сминаются |
Льняные ткани |
Обладают высокой прочностью. Они хорошо пропускают воздух, впитывают влагу и не осыпаются. Легко разглаживаются. |
Они жёсткие, толстые, сильно сминаются. |
Шерстяные ткани |
Очень тёплые, хорошо драпируются, мало сминаются. |
При замачивании изменяют свой размер, т.е. «садятся» |
Шёлковые ткани |
Прочные, они хорошо впитывают влагу, быстро высыхают, свободно пропускают воздух, мио сминаются. |
Они растягиваются и при раскрое сильно осыпаются. |
Искусственные |
Прочные, они хорошо драпируются. Обладают гигроскопичностью. |
Сильно сминаются. В мокром состоянии теряют свою прочность. При раскрое — осыпаются. |
Синтетические |
Обладают упругостью и прочностью. Не мнутся, не дают усадки, хорошо сохраняют форму. |
Они плохо впитывают влагу и сильно осыпаются при раскрое. |
Задание для 2 группы. Лабораторно - практическая работа «Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств».
Инструменты и материалы: образцы тканей из искусственных и синтетических волокон, шерсти, хлопка; игла; сосуд с водой; тигели для поджигания нитей.
Ход работы
Рассмотрите внешний вид образцов ткани. Определите, у каких из них поверхность блестящая, а у каких — матовая.
Определите на ощупь степень гладкости и мягкости каждого образца.
Определите сминаемость образцов: зажмите образец в кулаке на 30 секунд, а затем раскройте ладонь.
Выньте 2 нити из каждого образца и по одной из них намочите. Разорвите сухую, а затем мокрую нить. Определите, как меняется при этом прочность нити.
Выньте ещё по одной нити из каждого образца и подожгите ее в тигле. Проанализируйте вид пламени, запах и оставшийся пепел после горения. Результаты опытов занесите в таблицу.
На основании полученных данных и таблицы свойств химических волокон определите сырьевой состав каждого образца.
«Таблица свойств химических волокон»
Волокно |
Блеск |
Извитость |
Прочность |
Сминаемость |
Горение |
|
||||
вискозное |
резкий |
нет |
понижается во влажном состоянии |
большая |
горит хорошо, пепел серый, запах жжёной бумаги. |
|
||||
ацетатное |
матовый |
нет |
понижается во влажном состоянии |
меньше, чем у вискозного |
быстро горит жёлтым пламенем, остаётся оплавленный шарик |
|
||||
капрон |
резкий |
нет |
высокая |
очень малая |
плавится с образованием твёрдого шарика |
|
||||
|
слабый |
есть |
высокая |
очень малая |
горит медленно, образует твёрдый тёмный шарик |
|
||||
нитрон |
слабый |
есть |
высокая |
очень малая |
горит вспышками, образуется тёмный наплыв |
|
||||
Признак ткани |
Образец .У21 |
Образец №2 |
Образец |
Образец N24 |
||||||
Блеск |
|
|
|
|
||||||
Гладкость |
|
|
|
|
||||||
Мягкость |
|
|
|
|
||||||
Сминаемость |
|
|
|
|
||||||
Осыпаемость |
|
|
|
|
||||||
Прочность в мокром состоянии |
|
|
|
|
||||||
Горение |
|
|
|
|
||||||
Сырьевой состав материала |
|
|
|
|
||||||
Результаты групповой работы
Представители каждой группы рассказывают о результатах своей работы оформленных в таблицах.
Закрепление изученного материала.
Вопросы
Почему люди стали искать новые способы получения волокон?
О каких волокнах вы сегодня узнали на уроке?
Что служит сырьём для производства искусственных волокон?
Что служит сырьём для производства синтетических волокон?
Вывод: умение опреДелять прироДу сырья ткани необходимо аля послеДующей работы с тканью на всех этапах изготовления изДелия.
Тест
1. Большая осыпаемость нитей в тканях:
А) хлопчатобумажные
Б) шерстяные В) синтетические
2. Теплозащитные свойства выше у:
А) льна
Б) шёлка
В) нитрона
З . Какие ткани обладают большой гигроскопичностью и воздухопроницаемостью?
А) натуриьные Б) искусственные
4. Какие ткани теряют прочность в мокром состоянии?
А) натуральные
Б) синтетические
Выставление оценок, их аргументация.
Домашнее задание повторить классификацию тканей.
Рефлексия
Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?
о Сегодня я узнала... Было интересно Было трудно...
Я выполняла задания... Я поняла, что...
Итог урока
С какой темой вы познакомились на уроке? Что нового вы узнали?
Отзыв на урок по предмету «Технология» дата: 12.10.2022г.
Тема урока: «Текстильные материалы из химических волокон и их свойства».
В начале урока Вера Сергеевна настроила учащихся на позитивное восприятие материала. Педагог сумела мотивировать учащихся на продуктивную деятельность. Дети сами озвучили цели и задачи урока. Педагог сумел найти индивидуальный подход к каждому ученику и корректировал его деятельность. Вера Сергеевна не забывала поощрять детей, тем самым создавая благоприятную эмоциональную обстановку в классе. Учитель четко рассчитал время, необходимое для выполнения задания на каждом этапе, чтобы успеть в заключение подвести выводы, объяснить задание, данное на дом, выставить оценки учащимся за работу на уроке. Инструктаж проведен в доступной для учащихся форме, использовалась наглядность при проведении инструктажа, Вера Сергеевна раздала детям памятки. Все учащиеся были вовлечены в практическую работу, рабочие места были организованны. Практическая работа выполнялась индивидуально, под наблюдением учителя. Во время объяснения проводилась демонстрация действий.
На уроке были использованы словесные, наглядные, практические методы обучения, каждый метод был эффективен на разных этапах урока. Темп работы нормальный. Материал подобран эффективно, в соответствии с целями и задачами урока.
Проведена рефлексия в конце урока, дети сами оценили свою деятельность и достигнутые результаты. Для организации внимания использовалась презентация. Урок достиг поставленной цели и заслуживает высокой оценки.
Руководитель РМО мельянцева И.Б.
12.10.2022г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.