Русский язык
2 класс
Тема: «Суффикс как часть слова»
Цель урока: отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах; познакомить с новыми группами суффиксов.
Задачи:
- обучающие:
1/ учить находить и правильно выделять суффиксы в словах
2/ развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов
3/ называть значение суффиксов в словах;
- развивающие: формирование и развитие оценочных умений;
- воспитательные: воспитание культуры общения, сознательной дисциплины, интереса к изучению русского языка.
Тип урока: закрепление.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран
Ход урока
I.Организационный момент
1. Прозвенел звонок веселый,
Наш урок пора начать.
Дружно мы в ладоши хлопнем,
Ножкой вместе все притопнем,
Поприветствуем друг с друга.
Вижу – можно начинать.
- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши. Желаю вам на уроке удачи.
2. Гимнастика для рук (музыкальная).
II.Актуализация знаний
Гимнастика для рук (музыкальная).
1. Слайд № 1
- Открываем тетради. Записываем число - 24 ноября. Какой сегодня день недели, год, а время года?
На доске буквы и соединения: оя, ол, Ом, бл, бм, запишите в тетради - (учащиеся работают в тетрадях).
- Возьмите листы оценивания. Сегодня на уроке мы будем работать с заданиями и отмечать их выполнение листах оценивания.
- Оцените свою работу по чистописанию в «Листах оценивания»
Видео «Лесная школа» (5.13)
https://yandex.ru/video/search?filmIA
2. Слайд № 2, 3, 4, 5, 6
- Отложите листы, мы к ним будем периодически возвращаться. А сейчас обратите внимание на доску. Нужно составить слова.
Слайд № 7
- Оцените каждый себя в «Листах оценивания»
III.Постановка цели и задач урока
Учащиеся определяют с помощью учителя цель и задачи урока:
- учимся образовывать новые слова, находить суффиксы и выделять их
- развиваем орфографическую зоркость и учимся правильно выражать свои мысли.
3.
Работа в парах:
(на партах у учащихся карточки с частями слов – корень, окончание, суффикс; ребята проговаривают друг другу, что означает и для чего служит каждая часть слова).
ИНСТРУКЦИЯ для учащихся:
1/ рассмотреть карточку
2/ определить часть слова
3/ вспомнить значение данной части слова.
- У кого карточка с окончанием, встаньте. Что такое окончание?
- У кого карточка с корнем, встаньте. Что такое корень?
- У кого карточка с суффиксом, встаньте и выйдите к доске. Что такое суффикс? На обратной стороне карточки записано слово и суффиксы. Образуйте новые слова (ответы на слайде № 8).
- Оцените каждый себя в «Листах оценивания»
Физминутка
Для разминки из-за парт ребята
Мы на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться.
IV.Закрепление
4.
- А сейчас вас ждет не менее интересное задание - упражнение 4 с. 109
- прочитайте вслух задание к упражнению
- выпишите слова и выделите суффиксы (хозяюшка, избушке, собачка, мышка, лапкою)
- задайте вопросы к словам (кто? что? кто? кто? что?)
- как они называются данные слова (имена существительные)
Вывод: суффиксы –ушк-юшк-к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.
- Оцените себя в «Листах оценивания»
V.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
5.
- Прежде, чем приступить к заданию, давайте вспомним у какого произведения, которое мы читали на уроке литературного чтения, заголовком является поговорка? (р.н.с. «У страха глаза велики»)
Отрывок из сказки на слайде № 9:
Жили-были бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с напёрсток.
Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа поросячьего копыта…
Задания (индивидуальные карточки):
1/ назвать и выделить в первом предложении суффиксы в словах с уменьшительно-ласкательным значением:
Жили-были бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
2/ вспомните, кто бабку чуть не задавил ________________, выделить суффикс; (медведище)
3/ мышку, кто чуть не сцапал ___________________, выделить суффикс; (котище)
4/ соедини: у бабушки вёдра поменьше
у внучки с напёрсток
у курочки большие
у мышки с огурчик
(проверка на слайде)
- Оцените себя в «Листах оценивания»
- А теперь посчитайте, сколько звёздочек каждого цвета вы набрали.
VI.Оценка деятельности учащихся. Рефлексия
- А теперь посчитайте, сколько звёздочек каждого цвета вы набрали. Если ты набрал больше синих звёздочек, то приклеиваешь синий цветок, больше желтых, значит – желтый, если красных – то красный.
- Посмотрите на нашу «Цветочную полянку», каких цветов больше? (по количеству цветов сделать вывод)
- Какое задание было самым трудным? Самым интересным?
VII. Домашнее задание (слайд № 10)
1. Правило с. 108
2. Карточка:
1. Прочитайте слова. 2. Найдите в словах суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, обозначьте их:
лапки, коготок, Васюшка, ушки, шубка, хвостиком, глазки, песенку, мышка, зубки. |
Дополнительное задание:
1.Составить слова:
|
|
2.Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Обоснуйте. Суффиксы выделите.
• рыбка, дубок, горка, норка;
• тракторист, пианист, танкист, печник;
• хвостище, глазоньки, усище, когтище;
• шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр.
Приложение 1
Число 24 предмет русский язык Ф.И._____________________________
Задания |
Справился |
Были трудности |
Есть вопросы
|
«Минутка чистописания»
|
|
|
|
«Составление слов с помощью суффиксов»
|
|
|
|
«Знаю ли я части слова и умею составлять слова»
|
|
|
|
«Умею находить суффиксы в словах»
|
|
|
|
«Умею находить суффиксы в словах»
|
|
|
|
«Посчитай» |
|
|
|
Дополнительные задания |
|||
«Составь слова» |
|
|
|
«Найди лишнее» |
|
|
|
Число 24 предмет русский язык Ф.И._____________________________
Задания |
Справился |
Были трудности |
Есть вопросы |
«Минутка чистописания»
|
|
|
|
«Составление слов с помощью суффиксов»
|
|
|
|
«Знаю ли я части слова и умею составлять слова»
|
|
|
|
«Умею находить суффиксы в словах»
|
|
|
|
«Умею находить суффиксы в словах»
|
|
|
|
«Посчитай» |
|
|
|
Дополнительные задания |
|||
«Составь слова» |
|
|
|
«Найди лишнее» |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.