Конспект урока по русскому языку 3 класс
Дата:
Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Цель: – формирование понятия одушевлённости и неодушевлённости как грамматического признака имени существительного, развитие умений различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам, определять тематические группы неодушевлённых существительных.
Познавательный УУД
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Распознавать одушевлённые, неодушевлённые имена существительные;
Регулятивные УУД
- Формулировать новую учебную задачу.
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.
- Вступать в сотрудничество с одноклассниками.
- Участвовать в совместной деятельности.
- Формулировать доказательства и выводов.
- Оказывать взаимопомощь.
- Проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные УУД
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Вид урока: изучение нового материала.
Оборудование: школьная доска, компьютер, проектор, флешка с презентацией урока, учебник, ручка, тетрадь, цветные карандаши, листы для самооценки; рисунки (домики) с вопросами.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.1.Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
- Ребята, вам тепло? (Да)
- В классе у нас светло? (Да)
- Прозвенел уже звонок? (Да)
-Это начался урок? (Да)
- Значит можно всем садиться? (Да)
- Внимательно слушай – и все услышишь.
- Внимательно смотри – и все увидишь.
- Думай – и все поймешь!
Ум и сердце в работу вложи
И каждой секундой в труде дорожи! (Слайд 2)
1.2. Минутка чистописания.
- Отгадайте загадку
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Наконец – то ты пришла
К нам волшебница……( ЗИМА) (Слайд 3)
- Назовите зимние месяцы.
- Какой по счету месяц январь?
- Записать заглавную и строчную буквы - Зз
- К слову ЗИМА подобрать однокоренные слова и записать , выделить корень. (ЗИМНИЙ день, ЗИМНЯЯ пора, ЗИМНЕЕ время, ЗИМОВАТЬ, ПЕРЕЗИМОВАТЬ
ЗИМУЕТ, ЗИМУЮТ, ЗИМОВЬЕ, ЗИМУШКА, ПРЕДЗИМНЯЯ, ПРЕДЗИМНИЙ
ОЗИМЫЕ, ЗИМОВКА, ЗИМУЮЩИЙ ,ЗИМОЙ, ЗИМОЮ)
I I. Актуализация знаний.
- Сегодня мы отправляемся в гости к одной части речи, а к какой вы сейчас, наверное, быстро догадаетесь, по этим строчкам: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (Слайд 4)
- К какой части речи относятся эти строки? (Эти строки относятся к имени существительному)
- Да, действительно, мы сегодня идем в гости к имени существительному. Это новая для вас тема или вы уже что-то о ней знаете? (Мы знакомы с этой частью речи.)
А если тема знакома, давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном и поиграем в игру «Хлопни в ладоши». Если я называю слова, обозначающие имена существительные, то хлопните дружно в ладоши над головой. ( Снежинка, северный, любимый, подарок, слон, сказка, поет, рисует, игрушка, украшает, заметает, кошка, ветер, солнце.)
.- Молодцы!
- Какие слова мы называем именами существительными? (Имя существительное часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?)
Запись на экране слов:(СЛАЙД 5).-
Посмотрите на экран. Что объединяет все эти слова ? (Эти слова имена существительные)
.- Почему они записаны в двух столбиках? Обсудите этот вопрос в парах. (В первом столбике существительные, которые отвечают на вопрос: что?, во втором - на вопрос: кто?)
- Ребята, почему существительные, записанные в 1 столбике, отвечают на вопрос: что?). ( Они обозначают неживой предмет)
-Почему существительные второго столбика отвечают на вопрос: кто?. (Эти существительные обозначают живой предмет
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем как по-другому называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и что?
Прочитайте название темы урока на стр.12 (СЛАЙД 6)
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
- Мы будем учиться распознавать слова, отвечающие на вопрос КТО? и слова, отвечающие на вопрос ЧТО?)
1.1. Работа по теме урока.
Задание 1. (на карточке) Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые, используя суффиксы.
Цирк, груз, библиотека, пожар, море.
(Циркач, грузчик, библиотекарь, пожарник, моряк)
Самопроверка. ( Слайд 7)
По ответам на интерактивной доске дети проверяют, ставят простым карандашом над словами «+, - ». Затем поднимают сигнальные карточки (светофор): зелёного цвета - всё правильно, жёлтого цвета – с ошибками. Карточки с заданиями сдают учителю вместе с тетрадями в конце урока.
1.2.Физкультминутка. (Скачут зайцы) https://www.google.com/search?q=%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82+%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B8+3+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&tbm=vid&ei=1g24Y-XqLbL2qwGL54jQBg&start=10&sa=N&ved=2ahUKEwjlraiJ87L8AhUy-yoKHYszAmoQ8tMDegQIDhAE&biw=1280&bih=868&dpr=1#fpstate=ive&vld=cid:1dfe509f,vid:M_6TLfICFCQ
1.3. Работа по учебнику
Упражнение 16 страница 12
(Один человек возле доски)
1.4 Задание 2.
Самодиктант. (Тетрадный лист разделён на 2 части (2 столбика): 3-неодушевлённые существительные, 3 - одушевлённые существительные.) Дети друг другу в паре (по очереди) диктуют по 6 имён существительных, самостоятельно распределяя их по столбикам. Например: пожар, библиотекарь, речь, друг, фонарик, моряк.
Фронтальная проверка (по вопросам учителя).
- Прочитайте одушевлённые имена существительные.
- Что они обозначают? (Рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей – это животные, люди.)
- На какой вопрос отвечают? (Кто?)
- Прочитайте неодушевлённые имена существительные.
- Что они обозначают? А на какой вопрос отвечают? (Что?)
1.5. Задание на карточке.
Игра «Лишнее слово».
1) Стол, яблоня,
котёнок, линейка, ягода.
2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.
3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.
4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.
-
ІІІ. Рефлексия.
На доске вывешаны елочные шары красного, зеленого и желтого цвета, на обратной стороне шара записан вопрос, на который нужно ответить.
Шар №1 (. Что такое имя существительное?).
Имя существительное часть речи,
Шар №2 (. На какие вопросы отвечает имя существительное?).
Кто?, ЧТО?
Шар №3 (Что обозначает имя существительное?). обозначает предмет
Шар №4 (Какие имена существительные отвечают на вопрос: кто?). Одушевленные
Шар №5 (Приведи примеры существительных, которые отвечают на вопрос: кто?).
Шар №6 (Какие имена существительные отвечают на вопрос что?). Неодушевленные
Шар №7 (Приведи примеры существительных, которые отвечают на вопрос что?).
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек (светофор): зелёный цвет- «5», жёлтый – «4», красный- «3».
- Чему вы научились на уроке?
(Распознавать слова, отвечающие на вопрос КТО? и ЧТО?)
Домашнее задание. Слайд № 8
Работа с деформированными предложениями.
Поработаем в группах.
Задание для 1 группы.
Установите порядок слов в предложении. Определите одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Лисичка, в, рыжая, норку, спряталась.
Задание для 2 группы.
Установите порядок слов в предложении. Определите одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Мышка, кота, серенькая, от, убегает.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.