Конспект урока "Буквы О и А в корне -раст-/-ращ-/-рос-"
Оценка 4.6

Конспект урока "Буквы О и А в корне -раст-/-ращ-/-рос-"

Оценка 4.6
docx
22.11.2022
Конспект урока "Буквы О и А в корне -раст-/-ращ-/-рос-"
bukvy_O-A_v_korne_rast-ros.docx

Тема: Буквы О-А в корне раст-/рос-

Класс: 5

Цели и задачи: познакомить детей со случаями чередования букв о – а в корне –раст-, -ращ-, -рос-. Совершенствовать умение распознавать слова с чередующимися гласными о –а в корне -раст-, -ращ-,  -рос- . Совершенствовать умение обосновывать выбор гласных в данных корнях.

 

Этапы, t

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.момент, 1 мин

-Доброе утро, ребята! Садитесь, пожалуйста.

 

Актуализация знаний+проверка домашнего задания, 10 мин

- Итак, на прошлом уроке вы получили задание составить диктант на изученные вами орфограммы. И сейчас некоторые из вас станут учителями.

- Эля, сейчас ты будешь учителем, а Макар будет сдавать зачёт у доски. Ребята, ваша задача такая же, как и у Макара. Писать диктант Эли и обозначать орфограммы.

- (Какое задание лучше дать на проверку?)

- А сейчас давайте поменяемся. В роли учителя выступит Егор, а диктант на доске будет записывать Маша Л.

- (Проверка)

- Ребята, чей диктант вам показался сложнее? А чей интереснее?

- А зачем, как вы думаете, мы проделали с вами эту работу?

(Эля выходи сюда, Макар проходи к доске. Все готовы? Начинаем).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чтобы вспомнить и повторить изученные на прошлом уроке орфограммы, чтобы понять, насколько хорошо мы их усвоили.

Изучение нового, 10 мин

- Ребята, внимательно посмотрите на таблицы, которые я раздала. Ваша задача: изучить их и рассказать мне, о чём в них ведётся речь.

Таблица:

- Отлично, ребята! Давайте запишем число и тему урока. Сегодня двадцать пятое февраля. А тема – Буквы а-о в корне -раст- – -рос-

- Сформулируйте цель нашего с вами урока.

 

 

 

- Давайте с вами ещё раз обратимся к таблицам и вместе выступим в роли учёных-лингвистов, наша задача с вами сформулировать правило написания данного корня. Кто попробует?

- А сейчас давайте откроем учебники на странице 35-ой и прочитаем правило вслух. Обратите внимание на слова-исключения.

- Ребята, справились ли мы с этой важной задачей? Правильно сформулировали правило?

- Прочитайте ещё раз про себя и повторите своему соседу по парте.

- В таблице рассказывается об условиях выбора гласной в корне.

 

 

 

 

 

- Узнать, в каких случаях пишется а и правильно обозначать орфограмму на письме, научиться употреблять эти слова в речи, уметь находить их в тексте.

Первичное закрепление, 20 мин

 - Сейчас давайте выполним с вами упражнение 451-ое. Записываем словосочетания, выделяем орфограммы и комментируем по ходу письма. Начинаем с третьего ряда.

- Молодцы, ребята! Мы отлично справились с заданием.

- Ребята, давайте поиграем в игру «Третий лишний», уже догадались, каким будет задание в контексте темы нашего урока?

Р..сти, подр..сли, разр..стаются

Ср..слись, зар..сли, прир..стить

Подр..сла, недор..сль, выр..щенный

- Всем понятно лексическое значение слова «недоросль»? Давайте будем опираться на ЛЗ корня рос. Это что-то связанное с ростом, верно? То есть буквально мы можем понимать, что недоросль – недоросший человек. Но всегда ли нам следует обращать внимание на буквально значение? Недоросль не вырос не в том плане, что не достиг роста в 180см, например, а в плане статуса: в 19 веке так называли людей, которые не достигли совершеннолетия и не поступили в университет. Но есть ещё одно переносное значение у этого слова – глуповатый человек.

- Отлично, ребята. Вы здорово справляетесь со всеми заданиями, а теперь давайте усложним задачу и выполним упражнение 453, как видите это задание повышенной трудности, но мы обязательно справимся.

 

- Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли с вами все эти упражнения? На что они были направлены?

 

- А сейчас давайте поработаем с текстом Соколова-Микитова. Я прочитаю текст, а ваша задача слушать его внимательно, представлять картины, почувствовать настроение и просто вообразить:

 

  В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба чёрные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою, росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

  Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение многочисленных птиц и шёпот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

 

- Поделитесь своими впечатлениями от этого текста. Кому что представилось, что вообразилось.

- Докажите, что это текст.  А какой это тип текста? (описание)

- Как вы думаете, почему рассказчик отмечает, что восход солнца он наблюдал именно в зрелом возрасте? Почему не раньше, не позже?

- А сейчас вам нужно найти в этом тексте слова с орфограммами, которые вы изучали недавно. А именно: орфограммы в корнях с чередованиями и в приставках. Разделите тетрадный лист на три колонки и давайте их подпишем. (Корни с чередованиями, приставки на з/с и проверяемые приставки). Заполните эти колонки, обозначая орфограммы и морфемы, в которых они находятся.

- Вишенка рОсла, подрАстала и наконец вырОсла, сберегли рАстение, вырАщенный школьниками сад, небольшой рОсточек (искл).

 

- Найти лишнее слово, написание которого отличается от написания других слов. (Обозначить орфограмму и условие выбора)

Р..Асти, подр..Осли, разр.А.стаются

Ср.О.слись, зар.О.сли, прирА..стить

Подр.О.сла, недор.О.сль, выр.А.щенный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На закрепление написания корня, на то, чтобы мы научились видеть слова с данным корнем.

Подведение итогов урока, 3мин

 - Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с ещё одним корнем с чередованием. Как вы считаете, достигли ли мы целей урока?

 

 

 

 

Задавание на дом, 1 мин

- Домой я хочу задать вам небольшое творческое задание. Нарисуйте иллюстрацию к тексту, она может быть любой: хоть ваше впечатление, хоть пейзаж.

Параграф 85 выучить правило и упр 454.

 

 

РЕЗЕРВ – словарный диктант: Взрастить, излагать, взрослеть, возрастной, заложенный, врасти, вырастить, выращенный, изложение, дорасти, налагать, зарасти, заросли, нарастание, наращивание, вложение, недоросль, обрастать, местоположение, отраслевой, отросток, перерастать, повзрослеть, подрастать, доложить, разрастись, растение, расти


 

Тема: Буквы О-А в корне раст-/рос-

Тема: Буквы О-А в корне раст-/рос-

Давайте с вами ещё раз обратимся к таблицам и вместе выступим в роли учёных-лингвистов, наша задача с вами сформулировать правило написания данного корня

Давайте с вами ещё раз обратимся к таблицам и вместе выступим в роли учёных-лингвистов, наша задача с вами сформулировать правило написания данного корня

Отлично, ребята. Вы здорово справляетесь со всеми заданиями, а теперь давайте усложним задачу и выполним упражнение 453, как видите это задание повышенной трудности, но мы…

Отлично, ребята. Вы здорово справляетесь со всеми заданиями, а теперь давайте усложним задачу и выполним упражнение 453, как видите это задание повышенной трудности, но мы…

Первичное закрепление, 20 мин -

Первичное закрепление, 20 мин -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022