Тема: Буквы О-А в корне раст-/рос-
Класс: 5
Цели и задачи: познакомить детей со случаями чередования букв о – а в корне –раст-, -ращ-, -рос-. Совершенствовать умение распознавать слова с чередующимися гласными о –а в корне -раст-, -ращ-, -рос- . Совершенствовать умение обосновывать выбор гласных в данных корнях.
Этапы, t |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Орг.момент, 1 мин |
-Доброе утро, ребята! Садитесь, пожалуйста. |
|
Актуализация знаний+проверка домашнего задания, 10 мин |
- Итак, на прошлом уроке вы получили задание составить диктант на изученные вами орфограммы. И сейчас некоторые из вас станут учителями. - Эля, сейчас ты будешь учителем, а Макар будет сдавать зачёт у доски. Ребята, ваша задача такая же, как и у Макара. Писать диктант Эли и обозначать орфограммы. - (Какое задание лучше дать на проверку?) - А сейчас давайте поменяемся. В роли учителя выступит Егор, а диктант на доске будет записывать Маша Л. - (Проверка) - Ребята, чей диктант вам показался сложнее? А чей интереснее? - А зачем, как вы думаете, мы проделали с вами эту работу? |
(Эля выходи сюда, Макар проходи к доске. Все готовы? Начинаем).
- Чтобы вспомнить и повторить изученные на прошлом уроке орфограммы, чтобы понять, насколько хорошо мы их усвоили. |
Изучение нового, 10 мин |
- Ребята, внимательно посмотрите на таблицы, которые я раздала. Ваша задача: изучить их и рассказать мне, о чём в них ведётся речь. Таблица: - Отлично, ребята! Давайте запишем число и тему урока. Сегодня двадцать пятое февраля. А тема – Буквы а-о в корне -раст- – -рос- - Сформулируйте цель нашего с вами урока.
- Давайте с вами ещё раз обратимся к таблицам и вместе выступим в роли учёных-лингвистов, наша задача с вами сформулировать правило написания данного корня. Кто попробует? - А сейчас давайте откроем учебники на странице 35-ой и прочитаем правило вслух. Обратите внимание на слова-исключения. - Ребята, справились ли мы с этой важной задачей? Правильно сформулировали правило? - Прочитайте ещё раз про себя и повторите своему соседу по парте. |
- В таблице рассказывается об условиях выбора гласной в корне.
- Узнать, в каких случаях пишется а и правильно обозначать орфограмму на письме, научиться употреблять эти слова в речи, уметь находить их в тексте. |
Первичное закрепление, 20 мин |
- Сейчас давайте выполним с вами упражнение 451-ое. Записываем словосочетания, выделяем орфограммы и комментируем по ходу письма. Начинаем с третьего ряда. - Молодцы, ребята! Мы отлично справились с заданием. - Ребята, давайте поиграем в игру «Третий лишний», уже догадались, каким будет задание в контексте темы нашего урока? Р..сти, подр..сли, разр..стаются Ср..слись, зар..сли, прир..стить Подр..сла, недор..сль, выр..щенный - Всем понятно лексическое значение слова «недоросль»? Давайте будем опираться на ЛЗ корня рос. Это что-то связанное с ростом, верно? То есть буквально мы можем понимать, что недоросль – недоросший человек. Но всегда ли нам следует обращать внимание на буквально значение? Недоросль не вырос не в том плане, что не достиг роста в 180см, например, а в плане статуса: в 19 веке так называли людей, которые не достигли совершеннолетия и не поступили в университет. Но есть ещё одно переносное значение у этого слова – глуповатый человек. - Отлично, ребята. Вы здорово справляетесь со всеми заданиями, а теперь давайте усложним задачу и выполним упражнение 453, как видите это задание повышенной трудности, но мы обязательно справимся.
- Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли с вами все эти упражнения? На что они были направлены?
- А сейчас давайте поработаем с текстом Соколова-Микитова. Я прочитаю текст, а ваша задача слушать его внимательно, представлять картины, почувствовать настроение и просто вообразить:
В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба чёрные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою, росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке. Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение многочисленных птиц и шёпот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.
- Поделитесь своими впечатлениями от этого текста. Кому что представилось, что вообразилось. - Докажите, что это текст. А какой это тип текста? (описание) - Как вы думаете, почему рассказчик отмечает, что восход солнца он наблюдал именно в зрелом возрасте? Почему не раньше, не позже? - А сейчас вам нужно найти в этом тексте слова с орфограммами, которые вы изучали недавно. А именно: орфограммы в корнях с чередованиями и в приставках. Разделите тетрадный лист на три колонки и давайте их подпишем. (Корни с чередованиями, приставки на з/с и проверяемые приставки). Заполните эти колонки, обозначая орфограммы и морфемы, в которых они находятся. |
- Вишенка рОсла, подрАстала и наконец вырОсла, сберегли рАстение, вырАщенный школьниками сад, небольшой рОсточек (искл).
- Найти лишнее слово, написание которого отличается от написания других слов. (Обозначить орфограмму и условие выбора) Р..Асти, подр..Осли, разр.А.стаются Ср.О.слись, зар.О.сли, прирА..стить Подр.О.сла, недор.О.сль, выр.А.щенный
- На закрепление написания корня, на то, чтобы мы научились видеть слова с данным корнем. |
Подведение итогов урока, 3мин |
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с ещё одним корнем с чередованием. Как вы считаете, достигли ли мы целей урока? |
|
Задавание на дом, 1 мин |
- Домой я хочу задать вам небольшое творческое задание. Нарисуйте иллюстрацию к тексту, она может быть любой: хоть ваше впечатление, хоть пейзаж. Параграф 85 выучить правило и упр 454. |
|
РЕЗЕРВ
– словарный диктант: Взрастить, излагать, взрослеть, возрастной, заложенный,
врасти, вырастить, выращенный, изложение, дорасти, налагать, зарасти, заросли,
нарастание, наращивание, вложение, недоросль, обрастать, местоположение,
отраслевой, отросток, перерастать, повзрослеть, подрастать, доложить,
разрастись, растение, расти
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.