Конспект урока "Буквы З и С на конце приставок "
Оценка 4.9

Конспект урока "Буквы З и С на конце приставок "

Оценка 4.9
docx
22.11.2022
Конспект урока "Буквы З и С на конце приставок "
Bukvy_z_i_s_na_kontse_pristavok.docx

Выполнила: Фелькер Инна
Класс: пятый
Тема: Буквы з и с на конце приставок

Цели урока:

1.     Познакомить учащихся с правописанием приставок, оканчивающихся на з- и с-

2.     Закрепить знания учащихся по правописанию приставок, оканчивающихся на з- и с-

Тип урока: комбинированный
Основной метод: частично-поисковый
Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя и учеников

Орг. момент

1 минута

Здравствуйте, 5 «г»! Тихонько садитесь.

Сегодня у нас очень важный урок, нам нужно плотно поработать и многое успеть.

 

Проверка домашнего задания

10 минут

 Начнем проверку домашнего задания. Ребята, какие вопросы возникли? Проверим 433 упражнение. Задание состояло из двух частей: образовать от слов глаголы с помощью указанных приставок и назвать слова, где согласная буква в приставке обозначает не тот звук, который слышится. Называем пару слова, которые получились и приставку

Впустить, втащить (движение внутрь; вверх; углубление действия)

 

Обтесать (Ровнять острым орудием, сглаживая по всей поверхности), обстругать (законченное действие)

 

Подготовить (заранее сделанное) подшутить (однократное действие)

 

предвидеть, предчувствовать (заранее)

 

надвязать, надпилить (неполнота)

 

сберечь, сжечь

 

 отбросить (направление движения), отстирать (конец действия)

 

Кто сможет назвать все слова, в которых буква в приставке обозначает не тот звук, который слышится?

Впустить, втащить – ф, обтесать, обстругать – п, подшутить – т, предчувствовать – т, надпилить – т, сберечь, сжечь – з, отбросить – д.

Изучение нового

Предъявление и восприятие

10 минут

 

Открываем свои тетради. Записываем число (сегодня двадцатое февраля). Мы с вами сейчас отлично справимся и без учебников. Обратите внимание на доску. Запишите эти слова в тетради, также в два столбика как на доске.

 

Разгораться                   растаять

Вздрогнуть                    всходить

Бездонный                     бескрайний

 

Прочитайте слова еще раз внимательно. Есть ли в этих словах приставки? (да) Давайте выделим (разгораться – раз, вздрогнуть – вз, бездонный – без, растаять – рас, всходить – вс, бескрайний – бес)

Теперь давайте выделим корни.

Сравните пары слов, записанных в разных столбиках. Чем отличаются в них приставки? (в первом столбике приставки, на конце которых буква з, а втором буква с)

Обратите внимание на последние слова каждого столбика. Какое значение у приставок? (отсутствие чего-либо)

Заметили закономерность? (перед глухими звуками пишется буква с, а перед звонкими – з)

Что мы сейчас выяснили? (когда пишется буква с, а когда з в приставках)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока (Буквы з и с на конце приставок)

Целеполагание

1 минута

Чему мы будем учиться на этом уроке? (написание букв з и с на конце приставок)

Разъяснение и осознание

Давайте откроем учебники на странице 30 и прочитаем правило в красной рамочке. И подумайте, правильно ли мы с вами определили условия написания букв з и с на конце приставки.

Обратите внимание, в правиле показано, как правильно оформляется объяснение буквы з или с на конце приставки.

1 стадия

Чтобы закрепить новое знание, запишем слова, найдем приставку и объясним написание букв з или с на конце приставки. Даша у доски, остальные в тетради.

Бесчувственный, бесшумный, расстановка, безжизненный, сжигать (приставки з не существует), восстановление, сделать, разделить, рассердиться, воздать, распределить.

 

Фонетический разбор слова сжигать.

Что нового мы узнали, выполняя это задание? (приставки з не существует, нужно быть внимательнее)

2 стадия

Чтобы научиться правильно выбирать написание и обозначать условия выбора букв з или с, выполним упражнение 437. Читаем задание. Записываем в тетрадь слово и комментируем, какую букву напишем на конце приставки. Посмотрите, все ли слова вам знакомы? (Нет, низвергать) Давайте посмотрим в словаре.

Безболезненный, бесплатный, бескозырный, вознаградить, воспеть, взмахнуть, вскрикнуть, низверкать, изгибаться, испортить.

3 стадия

цель

Ребята, я нашла интересный текст про вороненка Карлуху. Предлагаю с ним познакомиться. Я буду читать, а вы следите и  постарайтесь представить себе Карлуху, обратите внимание на его состояние, почему так прятал пуговицу, как вы думаете. Куда бы вы спрятали пуговицу на месте вороненка?

 

Карлуха – беспокойный воронёнок. Он важно разгуливает по двору и прячет всё, что попадает в клюв. 
Однажды Карлуха раздобыл пуговицу и стал её прятать. Сунул в траву, где густо разрослись ромашки, колокольчики, метёлки. Пригнул колосок пуговицу закрыть, а колосок распрямился. Раззадорился воронёнок, стал ромашки, колокольчики сгибать, а они поднимаются. 
Растерялся Карлуха: так пуговицу любая сорока может украсть. А сороки уже близко; расхрабрились, расшумелись. 
Воронёнок решил кирпич использовать. Раскопал под ним землю и спрятал пуговицу, а сам для верности сверху расположился. Пусть теперь сороки попробуют украсть! (По Н. Сладкову)

 

Мы хорошо поработали с текстом, у нас получилось и описать внешность вороненка, и качества, и то, в каком состоянии находится Карлуха, какие эмоции испытывает. Мы даже пофантазировали, как бы поступили на месте Карлухи.

Ребята, назовите стиль текста? (художественный)

Тип? (повествование)

А теперь выпишите из текста все слова с приставками и сгруппируйте их. Выполняем самостоятельно, после проверим.

Группы с какими приставками выделили?

Первая группа (приставки на з или с): беспокойный, разгуливает, раздобыл, разрослись, распрямился, раззадорился, сгибать, растерялся, расхрабрились, расшумелись, использовать, раскопал, расположился

Вторая (неизменяемые приставки): закрыть, украсть, попробуют спрятал

Третья (пре/при): пригнул

Задавание на дом

На следующем занятии творческое ДЗ, объединяющее две темы

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Выполнила: Фелькер Инна Класс: пятый

Выполнила: Фелькер Инна Класс: пятый

Изучение нового Предъявление и восприятие 10 минут

Изучение нового Предъявление и восприятие 10 минут

Безболезненный, бесплатный, бескозырный, вознаградить, воспеть, взмахнуть, вскрикнуть, низверкать, изгибаться, испортить

Безболезненный, бесплатный, бескозырный, вознаградить, воспеть, взмахнуть, вскрикнуть, низверкать, изгибаться, испортить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022