Конспект урока физики на тему: Лабораторная работа № 15. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения».

  • docx
  • 04.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 131-132 ЛР 15 Наблюдение сплошного и линейчатого спектра излучения.docx

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Поурочный план № 131-132

(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)

Лабораторная работа № 15.
«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения».

(тема занятия)

Наименование дисциплины: Физика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 29.04.2021

 

1. Общие сведения

1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20

1.2 Тип занятия: комбинированный

1.3 Межпредметные связи: математика, черчение, электротехника.

 

2. Цели, задачи:

Цель работы: сформировать представление учащихся о различных видах спектров излучения светящихся тел и зависимости вида спектра излучения тела от его агрегатного состояния и провести качественный спектральный анализ нескольких газов.

2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия: научиться выполнять преобразования по расчёту физических величин.

2.2 Результаты обучения:

1) Объяснять законы атомной и квантовой  физики.

2.3 Критерии оценки:

1) Раскрывает природу линейчатых спекторов на основе энергетической стркутуры атома водорода

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.

Справочная литература:

1.      Б.Кронгарт, Д.Казахбаева, О.Иманбеков,  Т.Қыстаубаев. Физика.  Учебник. 1, 2  часть. Мектеп. 2019.

2.      С.Туякбаев,  Ш.Насохова,  Б.Кронгарт,  В.Кем ,  В.Загайнова .  Физика.  Учебник. Мектеп. 2015.

3.      Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Учебник + СD. Арман-ПВ. 2019.

4.      Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Дарслик.  Арман-ПВ. 2019.

5.      А.П.Рымкевич.  Сборник задач по физике.  Алматы.  Мектеп. 2011.

 

 3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

 

    4. Ход занятия

 

Заплани-

рованные этапы урока, время

Деятельность, запланированная на уроке

 

Ресурсы

 

 

Начало урока

Орг. момент.

 

 

Проверка домашнего задания.

Повторение

Излучения и спектры.

Постулаты Бора.

Правила квантования.

Презентация

 

Середина урока

https://docs.google.com/document/d/13AF0MtPCehJV05EmmSpYQOCuA8tsHEVaWBZfgtrfqbI/edit

Цель работы: получить представление о различных видах спектров излучения светящихся  тел и зависимости  вида спектра излучения тела от его агрегатного состояния и провести качественный спектральный анализ нескольких газов.

Оборудование: проекционный аппарат, спектральные трубки с водородом, гелием, неоном и криптоном, два высоковольтных индуктора, источник питания, штатив, соединительные   провода,   стеклянная   пластина  со скошенными гранями, призма прямого зрения, мультимедиапроектор

       Наблюдение сплошного спектра излучения.

В излучении веществ, атомы которых сильно взаимодействуют друг с другом, присутствуют все частоты оптического диапазона. Спектр такого излучения представляет собой цветную радужную полоску, где цвета плавно переходят от красного к фиолетовому, и называется непрерывным.

Направив взгляд через пластину на изображение раздвижной щели проекционного аппарата, мы наблюдали основные цвета полученного сплошного спектра в следующем порядке:

(вспоминаем русскую поговорку для запоминания  расположения цветов в спектре)

КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ ГДЕ СИДИТ ФАЗАН.

Они должны ответить на вопрос, почему наблюдаемый спектр называют непрерывным или сплошным. Спектр будет иметь вид:

http://online.mephi.ru/courses/physics/atomic_physics/external/images/course/3/1/image00004.png

Задание 1. Какое физическое тело и в каком состоянии является источником света?
          По итогам наблюдений в тетради зарисовать вид спектра лампы накаливания, соблюдая последовательность расположения основных цветов.

Исследование  и  наблюдение линейчатого  спектра излучения.

            

         Рис.1                                                                     Рис.2 

При переходе с одной стационарной орбиты на другую электрон излучает (поглощает) квант света с энергией һν и длиной волны :              

һν =  = -    →   =  (1),  где һ = 6,63∙Дж∙с – постоянная Планка,

с = 3∙  – скорость света,  – энергия электрона в стационарном состоянии на энергетическом уровне k в эВ,   – энергия электрона в стационарном состоянии на энергетическом уровне n в эВ. Вычислим длину волны, излучаемую атомом водорода при переходе электрона с k = 2 на n =1, по формуле (1)

 =   ,  где кл – заряд электрона – коэффициент перевода энергии из электронвольт (эВ) в джоули (Дж).

 =  =  =   (2)

=  = =  =  = 122∙ =122 нм

Эта длина волны соответствует невидимому для человека ультрафиолетовому излучению. Эту часть работы выполняет учитель, используя презентацию.

После этого, учащимся предлагается, пользуясь данными из Рис.2, вычислить длины волн, которые излучает атом водорода для остальных случаев перехода  атома из одного стационарного состояния в другое по формуле (2),  и определить длины волн, излучаемых атомом водорода, соответствующих видимому участку спектра. Результаты сравнить  с Таблицей 1.

Таблица 1.

Задание 2. Вычислить длины волн. Значения Е берем из рис.2.

=  =… (красный)

=  =   (зелено-голубой)

=  =   (синий)

=  =  (фиолетовый)

= =   (инфракрасное излучение)

            Вывод: в видимой части спектра излучения атома водорода четыре спектральных линии излучения разного цвета: красная, зелено-голубая, синяя и фиолетовая.

Задание 3. Решение практической задачи по определению состава смеси газов по их  спектрам излучения (по рисунку).

Часто приходится иметь смесь газов (воздух) и требуется определить химический состав компонентов. Линейчатый спектр излучения будет включать яркие линии всех газов. Требуется выделить спектральные линии каждого газа. В следующем задании нужно определить,  какие газы входят в состав смеси.

 

Ответ:

Ссылка 1.

 

 

Презентация

 

Закрепление:

Задание 4. Ответы на вопросы.

1. Какие вещества дают сплошной спектр?

2. Какие вещества дают линейчатый спектр?

3. Объясните, почему отличаются линейчатые спектры различных газов.

Выводы:

- сплошные спектры дают тела в твердом или жидком состоянии, а также сильно сжатые газы и плазма;

-  линейчатые спектры излучения дают вещества в атомарном газообразном состоянии;

- по линейчатым  спектрам  излучения определяют вещество, из которого состоит исследуемый образец. Этот метод называется спектральным анализом.

Презентация

Конец урока

Рефлексия

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

Слайд

 

Домашнее задание:

1.      Написать конспект.

2.      Выполнить задания 1-4.

Слайд 

          5.Рефлексия по занятию

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

      6. Домашнее задание

Оценочный лист:

Выполненное задание:

Баллы

1.       

Написать конспект.

30

2.       

В конспекте выполнить задания 1, 2, 3, 4.

70

Задание 1. Какое физическое тело и в каком состоянии является источником света?

Задание 2. Вычислить длины волн.

Задание 3. Решение практической задачи по определению состава смеси газов по их  спектрам излучения (по рисунку).

Задание 4. Ответы на вопросы.

1. Какие вещества дают сплошной спектр?

2. Какие вещества дают линейчатый спектр?

3. Объясните, почему отличаются линейчатые спектры различных газов.

 

Подпись преподавателя________________________


 

Скачано с www.znanio.ru