Тема урока: Л Пантелеев «Две лягушки ». 1 класс УМК «Перспектива»
Цель: Внедрение технологии продуктивного чтения на примере произведения «Две лягушки» Л Пантелеева.
Задачи:
1. Обучающие:
1) Постановка цели урока в ходе проблемного диалога;
2) обогащать словарный запас учащихся;
3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.
2.Развивать коммуникативные навыки через работу в паре и самооценку своей деятельности; умение анализировать характер героев с опорой на сюжет.
3.Формировать у детей положительные качества личности (настойчивость, трудолюбие, воля); формирование понятия, что в любой ситуации можно найти выход, понять мотивацию поведения главных героев.
Планируемые е результаты:
В результате изученной темы дети должны:
1.Обсудить и сравнить характеры главных героев;
2.Уметь ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
3. Подведение итогов и выводов по теме.
Предметные умения:
- владение техникой выборочного чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
-умение сопоставлять факты и делать выводы.
Универсальные учебные действия:
Личностные: уметь оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции героев произведения, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям, к их поступкам.
Регулятивные:
– определять и формировать цель деятельности на уроке;
– учиться высказывать своё предположение
-осуществлять контроль своей деятельности по результату
Познавательные:
– формировать познавательную активность, творчество и самостоятельность на уроке
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -создавать условия для проявления способностей учащихся
Коммуникативные:
– оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать текст;
– учиться работать в паре, группе;
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, проектор, толковый словарь ,карточки с заданием для групп, пар. Презентация
Ход урока:
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. |
Организационный этап . |
Настроимся на работу – откроем дорогу к новым знаниям
-Как идёшь? - Как живешь? -Как даешь? - Как берешь? -Как шалишь? - Как грозишь? -Как бежишь? - Как сидишь? |
Дети встают и выполняют движения -Вот так! |
Личностные УУД - осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку. Регулятивные УУД: - самоорганизация. |
2 |
Актуализация знаний
Слайд 1 Лягушки |
1. Послушайте стихотворение и определите, о ком мы будем сегодня читать? Зелёные старушки На болоте у опушки Жили – были две старушки- Две толстушки-хохотушки И от пяток до макушки зелёные. У старушек в кладовушке Есть запасы, но в кадушке Не чернушки, не волнушки, А кузнечики и мушки солёные. Что за странные старушки? - Лягушки - удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные. А питаются они комарами. Ребята, какие жанры литературных произведений мы изучаем на уроках чтения? А чем отличается сказка от других жанров? |
Рассказы пословицы загадки Сказки стихи |
Личностные УУД: - прогнозирование своих результатов на данном этапе. Познавательные УУД: - развитие мыслительных операций.
|
3. |
Антиципация(предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). |
Иногда можно услышать такое выражение---не падай духом! --Как вы его понимаете? --В какой жизненной ситуации люди говорят друг другу «Не падай духом!» --Что нужно делать, когда попадаешь в беду? --А может ли такая история быть в нашей книге? --Откроем учебники на стр.70 -Какое по жанру это произведение-сказка или рассказ? --Вот мы и узнаем кто прав, когда познакомимся с текстом. --Расскажите, глядя на иллюстрацию, чем занимаются наши герои? -- Какие они по характеру?
-Какова же цель нашего урока? -определить жанр произведения. --узнать какой способ находят герои, чтобы не падать духом
|
Когда у людей неприятности -случилась беда На доске появляется пословица На основании, заглавия и иллюстрации высказывают предположения о содержании текста.На доске появляется вопрос Сказка? Рассказ? |
Регулятивные (принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста) Познавательные (поиск фактов и суждений) Коммуникативные (умение аргументировать своё предложение)
Познавательные (строить логическую цепь рассуждений) |
4 |
Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста. |
1. Подготовка к восприятию. ПО-БУЛ-ТЫ-ХА-ЛАСЬ - ПОБУЛТЫХАЛАСЬ БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ – БАРАХТАТЬСЯ ЗА-ХЛЕБ-НУ-ЛАСЬ – ЗАХЛЕБНУЛАСЬ ДО-ГА-ДА-ЛАСЬ – ДОГАДАЛАСЬ ПО-ГРЕБ – ПОГРЕБ КА-НА-ВА – КАНАВА 2). Выяснение значений слов. (Слайд №6) -Что означает слово ПОБУЛТЫХАЛАСЬ? (Бултыхаться – падать, бросаться, плескаться о стенки сосуда, находясь в жидкости). -Что означает слово БАРАХТАТЬСЯ? (Барахтаться – делать беспорядочные движения, находясь в жидкости). -Это слова синонимы. -Погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов. Чтение учителем текста по смысловым отрывкам. Ведение диалога с учениками по содержанию текста и о предполагаемых события Ребята, какое произведение начинается со слов жили-были? Что такое канава? (Неглубокая выемка в грунте, обычно предназначенная для направления потока воды) Погреб (помещение ниже уровня земли для хранения припасов).Чем может так вкусно пахнуть из погреба? Плесень (Образуемые особыми грибками налеты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чем-н. гниющем, сыром.) Как вы думаете, что стали делать лягушки? Барахтаться (делать беспорядочные движения, находясь в жидкости.) Что значит «трепать нервы», «даром»? Как вы думаете, она правильно поступила? А вы как считаете, сможет она спастись? Что вы можете предложить лягушке для спасения? Что это может быть? Проверим наши предположения.А вы как считаете? Проверим наши предположения. А вы как считаете? Проверим наши предположения. Ребята, вам жалко лягушку? К какому жанру относится это произведение? (Авторская сказка о животных). -Какая лягушка вам понравилась и чем? |
Прослушивание теста Осмысление непонятных слов Диалог |
Регулятивные (контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания) Познавательные (Удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений) |
5. |
Работа с текстом после чтения |
Выборочное чтение Беседа по содержанию. Что вам понравилось в этой сказке? а) Прочитайте как повела себя ленивая лягушка, попав в беду? в) Прочитайте, как повела себя смелая лягушка. г) Как уговаривала себя смелая лягушка, когда чувствовала, что силы уже на исходе? -В каких словах автора выражена главная мысль сказки? -Как автор относится к своим героям? -Чему сможет научить сказка Л.Пантелеева?
Картинный план сказки : Лягушки, Дом с погребом, Лягушки в горшке, Одна спаслась. Физкультминутка Лягушонок потянулся, Раз нагнулся, Два нагнулся. Руки в сторону развёл, Мошку видно не нашёл Чтобы мошку он достал,- Нужно на носочки встать |
Выборочное чтение текста вслух Отвечают на вопросы. |
Регулятивные, познавательные (самостоятельное слежение, слушание текста) Коммуникативные (умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение) Коммуникативные УУД: - отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Познавательные УУД: - развивать мыслительную деятельность. . |
6
7. |
Работа в группе
Обобщение |
Составление характеристики героев. Анализ произведения. - На протяжении всей сказки автор сравнивает лягушек друг с другом. - Какая по характеру была настоящая лесная лягушка? - А как называют людей с таким характером. (Оптимист). - Что случилось с трусливой лягушкой? (Она утонула). - А другая лягушка, как она рассуждала? (Все равно утону, не верила в лучшее) (пессимист.) - А что случилось с храброй лягушкой. (Вторая старалось, не хныкала и выбралась). -Что можно сказать о лягушке, которая спаслась? -Чему учит эта история? ( Быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться справиться с трудностями).
- Итак, мы проанализировали сказку «Две лягушки» Л. Пантелеева. -Какая главная мысль прочитанной сказки? (Пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить). -Можно ли второй лягушке дать совет «Не падай духом!»? -Какой вывод ты для себя сделал? (Никогда не сдаваться перед трудностями.) Работа в парах Тест по сказке. |
Работают на карточках, размышляют, выступают.
|
Познавательные (умение подбирать верную характеристику героя) Коммуникативные (выдвижение гипотез, формулирование аргументов, выделение и осмысление основной идеи текста, умение работать самостоятельно и в группах) Регулятивные УУД: -проявление самостоятельности в разных видах учебной деятельности |
8. |
Рефлексия
Знакомство с писателем. |
Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы этой цели? - Прочитайте пословицы. Кто не работает, тот не ест. Смелый побеждает, а трус погибает. Какие пословицы по содержанию подходят к сказке «Две лягушки» Хочется ли вам прочитать другие сказки и рассказы Л.Пантелеева. А где мы можем найти эти книги?
Я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке: - если вы считаете, что вы активно работали на уроке, и у вас все получилось – покажите зеленый круг - если вы пока не уверены в себе и недовольны своей работой – то красный.. - если вам нужна помощь-желтый
|
Высказывают своё отношение к произведению. Слушают друг друга. Дети высказывают предположения |
Коммуникативные (умение аргументировать своё предложение, находить общее решение)
Личностные УУД: - самооценка ученика собственной учебной деятельности. Познавательные УУД: - понимание смысла, теперь я знаю и умею. Регулятивные УУД: - формирование умения адекватного оценивания своей учебной деятельности. |
9. |
Итоги урока
Д,з. |
- Могла ли сказка закончиться по-другому? Как? - Какой конец вам больше нравится? - Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься? - Какие черты характера будете воспитывать в себе? - Повторите главную мысль сказки. -Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера. Пусть книги друзьями Заходят в дома. Читайте всю жизнь, Набирайтесь ума. Подготовить подробный пересказ прочитанной сказки: от лица автора, как и написана сказка, а также от лица храброй, сильной, веселой лягушки |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.