Конспект Урока Мужества «Подвигом славны земляки»
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Рада видеть вас в нашей гостиной «Живая память». На наших встречах мы будем говорить о героическом прошлом нашей страны, нашего родного города. Тема беседы сегодня — история магнитогорского авиамодельного спорта.
А началась наша
история с 1930-х годов прошлого века, когда наш город только строился.
Возводились цеха металлургического комбината, давали первые плавки, строились
больницы, школы, училища, театр и — планерная станция, позже ставшая
Магнитогорским аэроклубом. С горы Карадыр, что на левом берегу, поднимались в
воздух юные авиаторы. Самолетов было всего два, но спустя некоторое время их
число возросло до 6. Вскоре в город прибыли военные инструкторы для обучения
курсантов летному делу. У-1, так назывался учебный самолет. Создал его
конструктор Н.Н. Поликарпов в 1928 году для обучения курсантов летных училищ.
Поначалу он так и назывался: У – 2 – «Учебный двухместный», а пилоты даже
прозвали его летающей партой. Очень простая в управлении, эта машина могла быть
еще и сельскохозяйственным, санитарным, почтовым самолетом.
В годы войны «У – 2» стал ночным бомбардировщиком. Скорость у него небольшая,
всего 150 км/час, но именно это оказалось преимуществом легкого фанерного
самолета. Незаметно, на малой высоте. Иногда с выключенным мотором, ночной
тенью он подкрадывался к немецким позициям и с большой точностью сбрасывал на
них до 300 килограммов бомб. Немцы очень боялись этих ночных визитов. Сбить
«небесного тихохода» было необычайно трудно. Из – за большой разницы скоростей
немецкие истребители проскакивали мимо. А зенитчики, привыкшие стрелять по
высоко летящим самолетам, в неожиданно появлявшийся У – 2 просто не успевали
прицелиться.
С 1944 года У – 2 стали называть по имени его создателя: По – 2 – «Поликарпов –
2». До конца войны он служил не только ночным бомбардировщиком, но и
разведчиком, самолетом связи, санитаром, помогал снабжать партизанские отряды и
носил название «Ночная тень». В магнитогорском аэроклубе летчики учились один
год. Потом приезжала строгая военная комиссия, принимала экзамены на земле и в
воздухе. Одних направляли учиться дальше, в летное училище, других - в запас.
Желающих летать было много. По 15 человек претендовали на одно место. Отбирали среди них самых лучших и юношей и девушек. Девушки тоже хотели летать... Наступило лето 1941 года. На фронт уходили тысячи добровольцев, среди первых — курсанты, прошедшие обучение в магнитогорском аэроклубе.
На экране – слайд презентации. Пётр Надеждин. Герой Советского Союза.
Пётр мечтал о небе. На все просьбы матери и отца серьёзно заняться медициной отвечал одно: "В небе нет дорог, перекрёстков, машин, людей. Небо - это свобода". Был у Надеждина и пример для подражания. Впрочем, этому примеру в те годы следовали тысячи советских мальчишек. Имя ему - Валерий Чкалов. Пётр хотел хотя бы немного походить на своего кумира. После окончания фельдшерско-акушерской школы и магнитогорского аэроклуба, Надеждин решил уже профессионально осваивать трудную, но увлекательную и нужную людям профессию лётчика. На фронт Пётр Надеждин попал в июле 1942 года, после окончания Чкаловского военного училища. Воевал в составе 807 штурмового авиационного полка. Сначала на Калининском и Западном фронтах, а в сентябре был переброшен под Сталинград, в самое пекло тяжёлых оборонительных боёв.
Сослуживцы вспоминали один случай, когда, прикрывая отход товарищей, Пётр развернул свой самолёт навстречу врагу и вступил в неравный воздушный бой. Когда же вернулся на аэродром, в его израненном штурмовике было 56 пробоин. Через два месяца в его активе было уже 22 боевых вылета. Он уничтожил 10 танков, 30 автомашин и около батальона живой вражеской силы. И всё это в 23 года!
О том, что сын воюет геройски, родители Петра в основном узнавали из фронтовых газет, которые каким-то чудом попадали на Урал. В одной из них говорилось: "Орденоносцы лейтенант Надеждин и младший лейтенант Тухин особенно хорошо проявили себя в бою. С бреющего полёта они в упор расстреливали фашистов, разбегающихся из своих танков". Боевые заслуги лётчика были отмечены высокими наградами - орденами Отечественной войны и Красной Звезды, медалью "За оборону Сталинграда". Восемь раз перед строем эскадрильи ему объявляли благодарность, в том числе и от командующих наземными армиями.
26 апреля 1944 года Пётр Надеждин в составе группы из шести штурмовиков участвовал в бомбардировке вражеских артиллерийских позиций в районе Севастополя. К этому времени он имел уже 106 боевых вылетов, 15 из них - ведущим группы. В последнем бою Надеждин успел уничтожить одно орудие и две зенитные установки врага. Когда же его самолёт был подбит, а сам он ранен, у него было всего несколько секунд для того, чтобы принять решение. И уже теряя сознание, он сделал свой выбор… Николай Гастелло успел повоевать всего лишь четыре дня. Он погиб 26 июня 1941 года, направив свой горящий самолёт в колонну немецких танков. Для советских солдат этот поступок стал потрясением. А для лётчиков ещё и примером героизма и отваги. До конца войны подвиг Гастелло повторили 503 раза. В том числе и Пётр Надеждин.
Уже в послевоенное время одну из поселковых улиц нашего города назвали именем лётчика Надеждина. Позже одна из сестёр Петра Надеждина побывала в Севастополе на братской могиле, где в числе других защитников значится фамилия её брата. Отвезла ему горсть магнитогорской земли и поклон от всей семьи. А в родном городе его именем назвали не только улицу, но и фельдшерско-акушерскую школу, где он когда-то учился. Сегодня - это медицинский колледж. Есть в Магнитогорске и улицы лётчиков-героев, ставших примером для Надеждина: улицы Чкалова и Гастелло. Вслед за своими кумирами 23-летний улыбчивый паренёк однажды сделал свой шаг в бессмертие...
На экране слайд презентации. Иван Павлов. Герой Советского Союза.
Иван Павлов, прославленный летчик Великой Отечественной войны... У него, как и многих его сверстников, была самая обычная биография. Еще мальчишкой приехал в наш город. Учился в Магнитогорском индустриальном техникуме и, свернув по окончании занятий конспекты по литейному делу, спешил в другой конец города – в Аэроклуб, на лётное поле к самолётам. А потом наступила война... Фронтовая юность Павлова началась в период Ржевской операции, вошедшей славной боевой страницей в его биографию. Летом 1942 года в 6-й Гвардейский отдельный штурмовой авиационный полк 3-й Воздушной армии Калининского фронта, базировавшийся на одном из подмосковных аэродромов, прибыл застенчивый 20-летний юноша с мягкой, добродушной улыбкой. Потом было военное училище, потом - фронт...
Пытливый ум лётчика, советы старших товарищей помогли ему стать в ряды умелых воздушных бойцов. Немало пришлось поработать под Сталинградом штурмовикам эскадрильи И. Ф. Павлова в те дни, когда наши войска перешли в решительное наступление по всему фронту. "Ильюшины", что называется, "ходили в штыковую атаку" с воздуха, стараясь как можно точнее поразить противника. Не случайно наши пехотинцы так любили свои "летающие танки", их характерный атакующий строй. С появлением над полем боя штурмовиков солдаты увереннее шли на врага, зная, что их боевые товарищи в воздухе не подведут. А когда штурмовики, возвращаясь с боевого задания, пролетали над позициями наших войск, в знак приветствия в воздух взлетали десятки шапок: пехота благодарила своих товарищей по оружию.
После разгрома немецких войск на Курской дуге разгорелись бои и на Смоленском направлении. Однажды шестёрка Павлова возвращалась с боевого задания на свой аэродром. Недалеко от линии фронта штурмовики встретили 15 бомбардировщиков Ju-88. Боеприпасы ещё есть, нельзя позволить врагам бомбить наши войска. Павлов скомандовал: "В атаку !" Немцы не ожидали, что тяжёлые штурмовики будут действовать как истребители, и, потеряв 2 машины, повернули обратно. В конце сентября 1943 года немцы были полностью изгнаны из Смоленской области. Войска Калининского фронта освободили город Сураж Витебской области и вступили на землю Белоруссии. К этому времени мастер штурмовок Гвардии старший лейтенант И. Ф. Павлов совершил 127 боевых вылетов, успешно выполняя самые ответственные задания. Кроме того, в воздушных боях он сбил лично 3 самолёта врага. 5 февраля 1944 года однополчане горячо поздравили Ивана Павлова с присвоением ему звания Героя Советского Союза.
Узнав о замечательных боевых делах своего земляка, представители далёкого казахстанского города Кустанай вручили Павлову и его друзьям новенькие "Илы", построенные на собранные средства трудящихся. Иван Павлов получил именную машину с надписью во весь борт: "Герою Советского Союза т. Павлову от трудящихся г. Кустанай". Уже на аэродроме художник дорисовал 4 небольшие звезды - по числу сбитых экипажем немецких самолётов (три - Иваном Павловым и один - стрелком ).
Боевая характеристика лётчика слагается обычно из двух понятий. Если он истребитель, то о нём говорят: он сбил столько - то вражеских самолётов; если он штурмовик или бомбардировщик, то называют цифру совершённых им боевых вылетов. Этих слов вполне достаточно, чтобы человеку, искушённому в делах авиации, в полной мере представить заслуги воздушного бойца. Так вот, на счету Ивана Фомича Павлова 248 удачных штурмовок ! Большинство из которых он совершил выполняя роль ведущего группы... За образцовое выполнение заданий командования Указом Президиума Верховного Совета СССР в феврале 1945 года, во время ожесточённых боёв в Восточной Пруссии, Гвардии капитану И. Ф. Павлову была вручена вторая Золотая Звезда Героя Советского Союза. Вместе с однополчанами Иван Фомич торжественно проходил по Красной площади на Параде Победы 24 июня 1945 года мимо трибуны Мавзолея, мимо груды поверженных знамён разгромленной фашистской армии.
После войны Гвардии майор И. Ф. Павлов успешно окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и служил командиром авиаполка в Прикарпатском военном округе. Там, в ночном полёте, осваивая новую реактивную машину, он погиб 12 октября 1950 года. Приказом Министра обороны СССР от 3 марта 1951 года дважды Герой Советского Союза Гвардии майор Иван Фомич Павлов был навечно зачислен в списки личного состава 1-й эскадрильи Гвардейского авиационного полка. "Личное бесстрашие и героизм, проявленные Гвардии майором Павловым, - говорилось в этом приказе, - должны служить примером доблести и героизма для всего личного состава Советской Армии".
На экране - Клип Высоцкого
На экране слайд презентации. Леонид Дема. Герой Советского Союза.
Окончив семь классов средней школы, Леонид приехал по комсомольской путевке в Магнитогорск, строить металлургический комбинат. Все бредили авиацией, мечтали подняться в небо, и молодой слесарь не стал исключением: прошел обучение в магнитогорском аэроклубе. Как один из пяти лучших выпускников поехал в Казань, где окончил школу летчиков-инструкторов. В 1934 году он сам стал инструктором аэроклуба в Челябинске,а когда началась Великая Отечественная война, ушел на фронт. Летчика отправили в Москву, в полк ночных бомбардировщиков. Их задачей было любой ценой обескровить наступающего на столицу противника, уничтожив как можно больше складов и техники за линией фронта. Самолеты полка часто летали к партизанским отрядам: привозили им оружие, еду, лекарства. Назад отправлялись с ранеными, срочно доставляли их в больницу. «Возвращаясь из такого полета, Леонид Дёма заметил, что у него на хвосте вражеский истребитель. Он понимал, что тяжело нагруженному бомбардировщику У-2 уцелеть, учитывая разницу в скорости и маневренности. И тогда Леонид перехитрил врага. Заметив вдалеке деревенскую мельницу, он направил свой самолет прямо на нее. Подлетев почти в упор, резко вывернул в сторону. А фашистский летчик не успел повторить дерзкий маневр, зацепился крылом за ветряк и рухнул на землю. С первых дней в полку бомбардировщиков Леонид Дёма мечтал пересесть на истребитель. Он понимал, что так принесет больше пользы. Подавал рапорты о переводе, но все они оставались без ответа. И все же настойчивость победила: пилота бомбардировщика переучили на Як-1 и снова отправили на фронт, в 236-й авиационный истребительный полк. Так он оказался под Сталинградом. Эскадрилья, в которой гвардии лейтенант Леонид Дёма командовал звеном истребителей, вылетала сражаться с врагом по несколько раз в день — нагрузка немыслимая, нечеловеческая. Но летчики успевали выкраивать время еще и на то, чтобы вести «воздушную охоту» — выискивать в небе и атаковать одиночные самолеты противника. Справиться с этим могли только самые опытные, и Дёма стал одним из добровольцев.
Видео «Воздушный бой»
Утром 18 мая 1943 года советские истребители заметили в районе станицы Крамской армаду из двенадцать немецких бомбардировщиков, направлявшихся к позициям Красной армии под прикрытием десяти истребителей. Советских "Яков" было всего шесть, но они вступили в бой. Началась ожесточенная схватка, три вражеских самолета были сбиты. Однако один сумел прорваться и направился вперед, к линии фронта. Дёма бросился за ним. А когда настиг, обнаружил, что на его борту красуется трефовый туз. Это означало, что за штурвалом фашистский ас, и уничтожить его нужно любой ценой. И тут советский летчик обнаружил, что у него уже не осталось патронов, все уже израсходованы в бою. Понимая, что другого способа остановить "Юнкерс" нет, он пристроился к нему в хвост и протаранил противника, отрубив ему стабилизатор и руль высоты винтом собственного самолета. Враг был сбит, не донеся до советских позиций бомб. Но и Як-1 Дёмы больше не мог держаться в воздухе и начал падать. Пилоту удалось дотянуть до линии фронта — он не попал в плен к врагу. Но посадить нормально Як-1 уже не удалось. Истребитель рухнул на нейтральной полосе, между позициями советских и фашистских войск, и загорелся от удара. Гитлеровцы сразу открыли минометный огонь. Пролетавшие над горящим самолетом летчики из эскадрильи Дёмы решили, что он погиб. Но наши солдаты сумели вытащить контуженого пилота из-под обстрела. Он попал в госпиталь, и всего через три недели, не дожидаясь выписки, сбежал на фронт. Когда Леонид Дёма вернулся в полк, однополчане были поражены. Героя уже официально похоронили и наградили посмертно за совершенный подвиг орденом Отечественной войны II степени. Все понимали: после случившегося он просто не мог выжить. Леонид Дёма воевал до самой Победы, освобождал от фашистских захватчиков Польшу и Чехословакию. «В следующий раз он попал в госпиталь со страшными ожогами, которые получил, когда прямо в воздухе от вражеского выстрела загорелся его самолет. Сам не помнил, как сумел спастись. Вероятнее всего, успел выброситься из кабины и дернуть за стропы парашюта. Очнулся в госпитале, в одиночной палате: никто не мог вынести запаха его гниющего заживо тела. Если бы не нашлись люди, пожертвовавшие для больного части собственной кожи для пересадки, спасти Леонида Дёму не удалось бы. Но и после тяжелого ранения он нашел в себе силы вернуться в строй». К концу войны на груди летчика-аса были медаль «Золотая Звезда», два ордена Красного Знамени, орден Ленина, ордена Отечественной войны I и II степени, орден Красной Звезды. А 26 октября 1944 года Леонид Дёма был удостоен звания Героя Советского Союза за то, что к этому времени совершил 273 боевых вылета, лично сбил 17 фашистских самолетов, еще пять — в составе группы.
«Война для магнитогорского летчика не закончилась и после того, как был взят Берлин и подписан акт о капитуляции Германии.Группа фашистских войск "Центр" продолжала держать оборону в горах Чехословакии, и выбить их с занятых позиций было очень сложно. Бомбардировщики и штурмовики оказались недостаточно маневренными, понадобились истребители. Гвардии капитану Дёме уже после Победы пришлось сражаться целыми сутками, с короткими перерывами на сон. Подремал, пока пополняют боекомплект, — и снова за штурвал». Именно за эти дни Леонид Дёма успел заслужить сразу три иностранные награды: чехословацкие медаль «За храбрость» и орден «Крест 1937 года», а также американский «Крест за боевые заслуги». За время войны гвардии майор Леонид Дёма совершил более 500 боевых вылетов, провел свыше 50 боев. Прошел путь от командира авиаэскадрильи до заместителя командира авиационного полка. В запас его отправили лишь в 1946 году. В Чехословакии он был вновь тяжело ранен. Была повреждена роговица глаза, в результате Леонид Дёма почти полностью ослеп. Понадобилось долгое лечение. Лишь через полгода врачи сумели вернуть ему зрение, но путь в военную авиацию, которая в это время как раз осваивала реактивные самолеты, для него отныне был закрыт: глаза не выдержали бы настолько больших перегрузок. И тогда наконец-то сбылась мечта Леонида Дёмы об авиации мирной. Бывший ас-истребитель стал полярным летчиком: работал на Дальнем Востоке, летал на винтовых самолетах над Камчаткой, Сахалином и Колымой. Перевозил пассажиров и грузы, отыскивал с воздуха косяки рыбы, возил почту. Вернувшись в ставший для него родным Магнитогорск, бороздил небо еще 14 лет. Потом стал диспетчером местного аэропорта и руководил городским советом ветеранов Великой Отечественной войны. А когда его просили рассказать о совершенных им подвигах, всегда отвечал, что у него была «самая обыкновенная жизнь» для человека. Однажды Леонид Дёма получил письмо от своего боевого товарища. Он предложил встретиться с однополчанами там, где они когда-то воевали, на Кубани. Приехав в кубанскую станицу, где была назначена встреча, магнитогорский ветеран увидел посреди площади гранитный обелиск с именами погибших при ее освобождении. И с удивлением нашел среди них и свою — она значилась в списке второй сверху. В 1984 году Леонид Дёма был удостоен первой мирной награды — звания почетного гражданина Магнитогорска. В честь 55-летия великой Победы Магнитогорскому дому обороны было присвоено имя Героя Советского Союза Леонида Дёмы. Ушел из жизни летчик, ставший легендой родного города, в 2004 году. В память о героических подвигах летчиков-магнитогорцев звучит эта песня.
Клип Высоцкого «Як».
Дорогие ребята! Подвиги наших земляков, о которых мы вспоминали сегодня, - пример высочайшего мужества и отваги, пример беззаветной, преданной любви к Родине. Запомните их имена! И пусть вашими кумирами станут такие герои. Спасибо! До следующей встречи!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.