Конспект урока музыки 3 класс "Былина о садко и морском царе"
Оценка 4.7

Конспект урока музыки 3 класс "Былина о садко и морском царе"

Оценка 4.7
docx
15.01.2024
Конспект урока музыки 3 класс "Былина о садко и морском царе"
2 класс Урок.docx

3 класс Урок №13

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1) Приветствие.

Добрый день!

Добрый день!

Все отбросили мы лень?

В коридоре пел звонок

Это начался урок!!

2.                   Актуализация знаний.

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Слайд 2)

 

3.                 Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.

Учитель: (Слайд 3) Посмотрите на экран. Кто здесь изображен? («Гусляры»)

Учитель: (Слайд 4) Эта картина переносит нас не через годы, не через десятилетия, а через века в «преданья старины глубокой». Написал ее Виктор Васнецов.

Учитель: (Слайд 5) Вспомните, приходилось ли вам слышать имена музыкантов, игравших на гуслях?

Учитель:  (Слайд 6) Одним из таких музыкантов был Садко.

Учитель: Тема нашего урока звучит так:

(Слайд 7) Тема урока: «Былина о Садко и Морском царе»

4.                 Работа над темой.  Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 8) Вспомним, что такое былина?

Былины — один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей, нараспев, как неторопливое повествование.

Учитель: (Слайд 9) Народные сказители Печор, что на севере России, сложили былину о Садко и Морском царе. А русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу-былину «Садко».

Учитель: (Слайд 10) Римского-Корсакова называют композитор-сказочник, потому что в основу многих его произведений положена сказка.

Учитель: (Слайд 11) Одно из первых значительных произведений композитора — симфоническая картина «Садко». Позже Н. Римский-Корсаков использовал эпизоды этого своего произведения в опере-былине «Садко».

Учитель: (Слайд 12) Веселый пир купцов в Новгороде. Новгородский гусляр Садко отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Не понравилась обличительная речь Садко знатным новгородцам. Прогнали они Садко. Тот же, оскорбленный, говорит им, что отныне не будет петь им песен своих звонких, а уйдет складывать свои песни Ильмень-озеру.

Учитель: (Слайд 13) Пришёл Садко к Ильмень-озеру. Сел на камень и запел: «Ой, ты, тёмная дубравушка». Эта песня характеризует главного героя. Послушайте и постарайтесь определить: характер и что чувствует в душе Садко? (Печаль, обиду, досаду, сожаление)

Слушание песни «Ой, ты, тёмная дубравушка»

Учитель:  (Слайд 14) Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек. Среди них морская царевна Волхова, дочь царя морского. Царевна просит спеть для них весёлую песню. А за это обещает подарить Садко три золотых рыбки.

Учитель:  (Слайд 15) Песня «Заиграйте, мои гусельки» - это развитие образа Садко. Послушайте и скажите, каким становится герой оперы, забыв печаль и обиду? (Весёлый, радостный, удалой).

Слушание «Заиграйте, мои гусельки»

Учитель: (Слайд 16) Понравилась песня Морской царевне и она выполнила своё обещание: подарила Садко трёх золотых рыбок. Он их продал, на вырученные деньги снарядил корабли, наполнил их изделиями новгородских мастеров и отправился в далёкое плавание, чтобы прославить родную землю. Сбылась мечта Садко.

Физминутка (Слайд 17-29)

Учитель: (Слайд 30) Двенадцать лет свободно путешествовал гусляр, но однажды его корабль был остановлен волшебной силой: то морской царь разгневался, что Садко не платил ему дань столько лет. Пришлось Садко путь держать на дно морское. Чтобы царь не гневался, царевна просит Садко спеть песню. Понравились песни морскому царю, и он решил женить его на своей дочери. В разгар свадебного пира появляется могуч богатырь. Он повелевает Подводному царству исчезнуть, морской царевне превратиться в реку, а Садко вернуться в Новгород и служить родной земле песням.

(Слайд 31) Просмотр видеофрагмента «В морском царстве»

Учитель: (Слайд 32) В заключительной картине Волхова прощается с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера. Она поёт ему колыбельную песню.

Учитель: (Слайд 33) Послушайте  колыбельную песню Волховы, постарайтесь определить характер этого произведения.

Слушание песни «Колыбельная Волховы»

5.     Вокально-хоровая  работа:

Упражнения  по восстановлению  дыхания.

Дыхательная  гимнастика  по  Стрельниковой.

Распевание.

Песня:

6.                 Рефлексия (подведение итогов)

Учитель: Подведем итог:

Что такое былина?

С какой былиной познакомились?

Кто сочинил былину о «Садко и Морском царе»?

Кто написал оперу-былину «Садко»?

Учитель: Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок №13 Ход урока 1.

Урок №13 Ход урока 1.

Учитель: (Слайд 13) Пришёл

Учитель: (Слайд 13) Пришёл

Кто написал оперу-былину «Садко»?

Кто написал оперу-былину «Садко»?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024