Конспект урока по истории Древнего мира. 5 класс. Тема "Рабство в Древнем мире. Восстание Спартака.
Оценка 5

Конспект урока по истории Древнего мира. 5 класс. Тема "Рабство в Древнем мире. Восстание Спартака.

Оценка 5
docx
22.08.2023
Конспект урока по истории Древнего мира. 5 класс. Тема "Рабство в Древнем мире. Восстание Спартака.
Урок Рабство в древнем Риме. Восстание Спартака..docx

ФИО автора(ов): Погудина Людмила Михайловна

Населённый пункт:   п. Кедровый Красноярского края

Образовательная организация : МБОУ  «СОШ №71 п. Кедровый Красноярского края»

Предмет: история

Класс: 5 класс

Тема раздела: Завоевание Италии Римом. Римская армия. Войны
с Карфагеном. Завоевание Греции и Македонии Римом.
Реформы братьев Гракхов. Рабство в древнем Риме. Восстание Спартака

 Тема урока:  Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака

Цель урокаобеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Предметные результаты:  

- найти и показать в атласе место восстания;

- объяснить понятия «рабство», «гладиатор»,  «восстание»;

- рассказать о тяжёлом положении рабов в древнем Риме (используя текст учебника);

Метапредметные результаты:  - Находят  и извлекают информацию из текста . Формулируют выводы на основе обобщения отдельных частей текста  Составляют план на основе  текста по алгоритму.

Действия учителя

Действия учеников

«Дезертир, ставший разбойником» (Флор).

Как вы думаете, о ком идет речь?

Высказывают свои  предположения     

проблемная задача.

Рассказ о Спартаке.

Вопросы и задания

1.     Кем сначала был Спартак?

2.     Кто такой раб?

3.     Почему Спартак, будучи свободным, возглавил восстание рабов?

 

Ответы обучающихся

1.Определяет задачу для обучающихся и способы её решения.

 Причины восстания.

 

Класс работа в парах

время 10-12 минут

источник (текст)  Плутарх «Марк Красс»,

 

Работают с текстом Плутарх «Марк Красс», определяют причины восстания.

Причины восстания:

1. недовольство рабов своим положением

2. насильное обучение военному делу

3. несправедливое отношение хозяина

 

 Ход восстания:

   В 74 году до н.э. ученики гладиаторской школы города Капуя начали восстание. Его возглавил гладиатор Спартак — уроженец Фракии. Восставшие перебили стражу и укрылись на горе Везувий.

 

.Вопросы и задания:

1.Найдите и покажите на карте место восстания

2.Определите по карте место, где укрылись беглые гладиаторы.

Индивидуальная работа  с картой

 

Лагерь беглецов осадили римские легионеры, перекрывшие единственную тропинку, ведшую с горы вниз. Со всех остальных сторон виднелись отвесные скалы, густо заросшие сверху диким виноградом. Римляне не решились на штурм. Днем и ночью они стерегли тропинку, полагая, что голод и жажда заставят рабов покинуть вершину горы. 

4. Вопросы и задания

1. Долго ли могли продержаться рабы без воды и еды?

2. Предположите, как рабы могли спуститься с горы?

Высказывают свои  предположения     

Спартак осуществил неслыханный по дерзости план. По лестницам, сплетенным из виноградных лоз, рабы с огромной высоты спустились вниз, обошли римлян с тыла и обратили их в бегство.

После победы у подножия Везувия восставшие стали захватывать и грабить имения и города, повсюду освобождая рабов. Под началом Спартака оказались десятки тысяч галлов, германцев, фракийцев, греков.

5. Вопросы и задания

1.Как Спартаку удалось создать из беглых рабов боеспособную армию?

 

Ответ дети самостоятельно находят в тексте учебника, стр.248)

Проверка задания.

 

Составить простой план хода восстания. Пункт 3,4 параграфа

 

 

 

 

 

 

 

(работа в парах по заданному учителем алгоритму);

Алгоритм

1.Почему Спартак повел свое войско к Альпам?

2.Было ли единство и согласие между рабами? 

3.Почему Спартак изменил план и повернул на юг?

4.Удалось ли Спартаку осуществить свой план?

Взаимопроверка задания (между парами)

 

7. Вопросы и задания

1.Назовите причины поражения восстания Спартака.

Примерные ответы обучающихся:

1) Преимущество римлян в численности войск и их вооружении.

2) У Спартака не было чёткого плана действия.

3) Восставших обманули пираты

4) Неопытность воинов

 

Примерные ответы обучающихся:

1) Преимущество римлян в численности войск и их вооружении.

2) У Спартака не было чёткого плана действия.

3) Восставших обманули пираты

4) Неопытность воинов

 

 

8. Вопросы и задания

1.Каково историческое значение восстания?

 

Примерные ответы обучающихся.

1. Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу.

2. Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам.

 

Рефлексия

Игра “Да – нет”.

1.     Восстание Спартака началось в 71 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя?

2.     Спартак был родом из Фракии?

3.     По мнению историков, Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью?

4.     Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Везувий?

5.     Последний бой Спартака произошел в Аскул в 74г. до н.э.? 

 

Вывод: Восстание было жестоко подавленно, но оно положило начало освободительному движению по всей Италии.

 

ответы обучающихся

 


 

ФИО автора(ов): Погудина Людмила

ФИО автора(ов): Погудина Людмила

Вопросы и задания 1. Кем сначала был

Вопросы и задания 1. Кем сначала был

Вопросы и задания 1. Долго ли могли продержаться рабы без воды и еды? 2

Вопросы и задания 1. Долго ли могли продержаться рабы без воды и еды? 2

Вопросы и задания 1.Назовите причины поражения восстания

Вопросы и задания 1.Назовите причины поражения восстания

Италии. ответы обучающихся

Италии. ответы обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2023