ФИО автора(ов): Погудина Людмила Михайловна
Населённый пункт: п. Кедровый Красноярского края
Образовательная организация : МБОУ «СОШ №71 п. Кедровый Красноярского края»
Предмет: история
Класс: 5 класс
Тема раздела:
Завоевание Италии Римом. Римская армия. Войны
с Карфагеном. Завоевание Греции и Македонии Римом.
Реформы братьев Гракхов. Рабство в древнем
Риме. Восстание Спартака
Тема урока: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака
Цель урока: обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
Предметные результаты:
- найти и показать в атласе место восстания;
- объяснить понятия «рабство», «гладиатор», «восстание»;
- рассказать о тяжёлом положении рабов в древнем Риме (используя текст учебника);
Метапредметные результаты: - Находят и извлекают информацию из текста . Формулируют выводы на основе обобщения отдельных частей текста Составляют план на основе текста по алгоритму.
Действия учителя |
Действия учеников |
«Дезертир, ставший разбойником» (Флор). Как вы думаете, о ком идет речь? |
Высказывают свои предположения |
проблемная задача. Рассказ о Спартаке. Вопросы и задания 1. Кем сначала был Спартак? 2. Кто такой раб? 3. Почему Спартак, будучи свободным, возглавил восстание рабов?
|
Ответы обучающихся |
1.Определяет задачу для обучающихся и способы её решения. Причины восстания.
Класс работа в парах время 10-12 минут источник (текст) Плутарх «Марк Красс»,
|
Работают с текстом Плутарх «Марк Красс», определяют причины восстания. Причины восстания: 1. недовольство рабов своим положением 2. насильное обучение военному делу 3. несправедливое отношение хозяина
|
Ход восстания: В 74 году до н.э. ученики гладиаторской школы города Капуя начали восстание. Его возглавил гладиатор Спартак — уроженец Фракии. Восставшие перебили стражу и укрылись на горе Везувий.
.Вопросы и задания: 1.Найдите и покажите на карте место восстания 2.Определите по карте место, где укрылись беглые гладиаторы. |
Индивидуальная работа с картой |
Лагерь беглецов осадили римские легионеры, перекрывшие единственную тропинку, ведшую с горы вниз. Со всех остальных сторон виднелись отвесные скалы, густо заросшие сверху диким виноградом. Римляне не решились на штурм. Днем и ночью они стерегли тропинку, полагая, что голод и жажда заставят рабов покинуть вершину горы. 4. Вопросы и задания 1. Долго ли могли продержаться рабы без воды и еды? 2. Предположите, как рабы могли спуститься с горы? |
Высказывают свои предположения |
Спартак осуществил неслыханный по дерзости план. По лестницам, сплетенным из виноградных лоз, рабы с огромной высоты спустились вниз, обошли римлян с тыла и обратили их в бегство. После победы у подножия Везувия восставшие стали захватывать и грабить имения и города, повсюду освобождая рабов. Под началом Спартака оказались десятки тысяч галлов, германцев, фракийцев, греков. 5. Вопросы и задания 1.Как Спартаку удалось создать из беглых рабов боеспособную армию?
|
Ответ дети самостоятельно находят в тексте учебника, стр.248) Проверка задания.
|
Составить простой план хода восстания. Пункт 3,4 параграфа
|
(работа в парах по заданному учителем алгоритму); Алгоритм 1.Почему Спартак повел свое войско к Альпам? 2.Было ли единство и согласие между рабами? 3.Почему Спартак изменил план и повернул на юг? 4.Удалось ли Спартаку осуществить свой план? Взаимопроверка задания (между парами)
|
7. Вопросы и задания 1.Назовите причины поражения восстания Спартака. Примерные ответы обучающихся: 1) Преимущество римлян в численности войск и их вооружении. 2) У Спартака не было чёткого плана действия. 3) Восставших обманули пираты 4) Неопытность воинов
|
Примерные ответы обучающихся: 1) Преимущество римлян в численности войск и их вооружении. 2) У Спартака не было чёткого плана действия. 3) Восставших обманули пираты 4) Неопытность воинов
|
8. Вопросы и задания 1.Каково историческое значение восстания?
|
Примерные ответы обучающихся. 1. Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу. 2. Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам.
|
Рефлексия Игра “Да – нет”. 1. Восстание Спартака началось в 71 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? 2. Спартак был родом из Фракии? 3. По мнению историков, Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? 4. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Везувий? 5. Последний бой Спартака произошел в Аскул в 74г. до н.э.?
Вывод: Восстание было жестоко подавленно, но оно положило начало освободительному движению по всей Италии.
|
ответы обучающихся |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.