Конспект урока по литературному чтению в 4А классе на тему В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению в 4А классе на тему В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Оценка 4.6
docx
09.04.2023
Конспект урока по литературному чтению в 4А классе на тему В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Конспект урока по литературному чтению.docx

Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и обобщения ранее полученных знаний. Продолжить работу над анализом литературного произведения.

Задачи:

·         учить анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, а так же работать над правильным и выразительным чтением;

·         развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение.

Методы обучения: проблемно-поисковые.

Формы организации: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

I.Организационный момент.

          Ну-ка, юный мой дружок,

           Ты готов начать урок?

           Все в порядке на столе?

            Есть порядок в голове?

            Чтобы иметь знания,

            Понадобятся терпенье и старанье.

II.Эмоциональное введение в тему.

Слайд 1. (по щелчку) Звучит пенье птиц или звуки природы

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

- «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

- Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю.

III.Актуализация знаний. Стадия вызова.

1)                 Прием  ассоциаций

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.)

После ответов учащихся на экране кластер «Природа» (Слайд 2)

2)                 Игра «Найди пару»

В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название произведения и автора. (Слайд 3)

Д.Н.Мамин-Сибиряк                                «Выскочка»

А.И.Куприн                                               «Кабан»

В.П.Астафьев                                            «Приёмыш»

Е.И.Чарушин                                             «Стрижонок Скрип»

М.М.Пришвин                                           «Барбос и Жулька»

3)                 «Узнай по описанию»

Слайды  4-8 (за правильный ответ можно давать цветочек или что-нибудь, легче будет выставлять оценки)

- Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,- он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица! (Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).

- Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька».

А.И.Куприн).

- Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь. Рассказ «Приёмыш». Д.Н.Мамин-Сибиряк).

- Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М.Пришвин).

- Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых,болтающихся сталактитов. (Барбос. «Барбос и Жулька». А.И.Куприн).

4)                 Подготовка к восприятию нового.

Тема нашего урока зашифрована в загадке:

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна.

Отгадка: ласточка. (Слайд 9)

-Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать?

- Сегодня мы узнаем о ласточках-береговушках?

- Как называют таких ласточек? (стрижи)

Тема нашего урока В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

IV.Стадия осмысления.

1)         Беседа об авторе. (Слайд 10)

Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.

2)         Речевая разминка

Проводится речевая разминка перед чтением (Слайд  11)

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

(Афанасий  Фет)

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте, разделяя на слоги.

- Прочитайте с ускорением.

V.Анализ художественных образов.

1)                 Первичное восприятие

Обмен впечатлениями.

      - Понравился ли рассказ?

      -Что особенно запомнилось?

      - Какие чувства пробудила эта история?

      - Когда было страшно за стрижонка?

      - А в какие моменты тревожно?

2)                 Словарная работа.

- Какие слова были непонятны?

      Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом.

      Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова.

      Бесцеремонно – невежливо, грубо. Слайд 14

- Назовите основных героев рассказа « Стрижонок Скрип» (Стриж Белое брюшко, Стрижонок Скрип. стрижиха мать, стрижата-основные герои этой истории.

-Но главный герой-Стрижонок Скрип.

1. Работа над образом Стрижонка Скрипа.

- Кто главный герой?

- Любит ли его автор? Как мы это узнаем?

- Давайте прочитаем о его моменте рождения. С какой интонацией надо это делать? Почему?

- Каким он был для мамы? О чем это говорит?

- Каким на свет появился птенец?

- Чем порадовала его мама? И т.д.

- Какой это герой положительный или отрицательный?

- Мы сегодня проанализируем какие уроки жизни получил главный герой. Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните задание на синих листочках.

- Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения замените этим словом.

На листочках: Птица рада весне, а дитя-ей.

                          Сердце её лучше солнца греет.

                          Роднее её родни нет.

- Кто является первым учителем Скрипа?     (Мать стрижиха).

2. Работа над образом матери-стрижихи.

- Почему мама воспитывала своих детей одна? Легко ли ей было? И т.д.

- Выберите из каждой команды  человека, который прочитает пословицы правильно подобранные по смыслу.

- Зачитайте эпизоды связанные с матерью- стрижихой и определите каким она была воспитателем? 

 - Ребята, образ мамы-стрижихи выделен в рассказе отдельно? Подумайте, почему?

- Мама самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мама дает жизнь каждому, любит нас и готова отдать жизнь за своего ребенка.

1.                  - Найдите и зачитайте трагический эпизод рассказа.     

          - Придумайте вопрос к этому эпизоду.

          - Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называют  это явление в окружающем мире? (цепь питания) 

2.                  - Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа?

- Как называет стрижей В.П.Астафьев?  (Дружный народ стрижи).

- Вас ничего не удивляет в этих словах?  (Народ).

3. -Какой урок преподали стрижи Скрипу?     ЗАЧИТАТЬ Физминутка (релаксация)

Например: Сядьте красиво, проверьте осанку, закройте глаза.

Подумайте о своей маме, вспомните её голос. Прислушайтесь. Получилось?

Мамин голос живёт в каждом из вас, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Берегите своих мам, не огорчайте их, говорите им чаще о своей любви. Дорожите ими.

3 .Работа в группах

Группа№1

- Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам?

Подчеркни.

    На листочках: ТЕРПЕНИЕ,  ХИТРОСТЬ,  СОСТРАДАНИЕ,   ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ

МИЛОСЕРДИЕ,  ДОБРОТА,  РАВНОДУШИЕ,  СОЧУВСТВИЕ

- Кем  стали для Скрипа стрижи?       (Семьёй).

Докажи .

Гуппа№2    - Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие,       бывают плохие).

        -Почему Скрип оказался в руках ребят?

-Какой вывод сделал Скрип для себя?

-Почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера помогли ему выжить?

Группа№3

- Докажите или опровергните высказывание «Скрип был эгоистом».

Расскажите Что вы знаете о стрижах.

Группа№4  Создайте свою версию конца  рассказа и нарисуйте иллюстрацию.

VI. Закрепление изученного.

У каждого ученика карточка, где он ставит + или - .

1.                  Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

2.                  Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

3.                  Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

4.                  Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало

5.                  Скрип был любопытный стрижонок.

6.                  Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

7.                  Стрижи – очень дружный народ.

8.                  Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

9.                  Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу. (Правильные ответы на слайде)

0-1ошибка – 5.

2 ошибки – 4.
3 ошибки – 3.

V.Рефлексия. Итог урока.

   - Какие пословицы подходят к рассказу?

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Делу – время, потехе – час.

- Я считаю, что автор поступил жестоко по отношению к Скрипу, он оставил его сиротой. Докажите или опровергните мою точку зрения.

- Какой урок вынесли вы для себя?

- Какое открытие сделали на уроке?

Звучит музыка (звуки леса).

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!

Выберите из конверта кружок с  такой улыбкой  , как бы вы оценили работу группы; свою работу на уроке.

– отлично, у меня всё получилось

- хорошо, в некоторых вопросах я сомневался

– надо ещё постараться, мне оказывали помощь товарищи.

Выставление оценок, благодарность за урок.

VIII. Домашнее задание.

Пересказать рассказ от лица Скрипа.

Составить план.


 

Тема : В.П.Астафьев «Стрижонок

Тема : В.П.Астафьев «Стрижонок

Игра «Найди пару» В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений

Игра «Найди пару» В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений

Отгадка : ласточка . (Слайд 9) -Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать? -

Отгадка : ласточка . (Слайд 9) -Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать? -

Бесцеремонно – невежливо, грубо

Бесцеремонно – невежливо, грубо

Как называет стрижей В.П.Астафьев? (

Как называет стрижей В.П.Астафьев? (

Стрижи – очень дружный народ. 2

Стрижи – очень дружный народ. 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2023