Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и обобщения ранее полученных знаний. Продолжить работу над анализом литературного произведения.
Задачи:
· учить анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, а так же работать над правильным и выразительным чтением;
· развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение.
Методы обучения: проблемно-поисковые.
Формы организации: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
I.Организационный момент.
Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Все в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпенье и старанье.
II.Эмоциональное введение в тему.
Слайд 1. (по щелчку) Звучит пенье птиц или звуки природы
- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!
- «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!
- Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю.
III.Актуализация знаний. Стадия вызова.
1) Прием ассоциаций
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.)
После ответов учащихся на экране кластер «Природа» (Слайд 2)
2) Игра «Найди пару»
В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название произведения и автора. (Слайд 3)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Выскочка»
А.И.Куприн «Кабан»
В.П.Астафьев «Приёмыш»
Е.И.Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»
3) «Узнай по описанию»
Слайды 4-8 (за правильный ответ можно давать цветочек или что-нибудь, легче будет выставлять оценки)
- Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,- он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица! (Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).
- Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька».
А.И.Куприн).
- Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь. Рассказ «Приёмыш». Д.Н.Мамин-Сибиряк).
- Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М.Пришвин).
- Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых,болтающихся сталактитов. (Барбос. «Барбос и Жулька». А.И.Куприн).
4) Подготовка к восприятию нового.
Тема нашего урока зашифрована в загадке:
Угадайте, что за птичка-
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста,
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает,
Если к нам летит она,
Значит, началась весна.
Отгадка: ласточка. (Слайд 9)
-Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать?
- Сегодня мы узнаем о ласточках-береговушках?
- Как называют таких ласточек? (стрижи)
Тема нашего урока В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
IV.Стадия осмысления.
1) Беседа об авторе. (Слайд 10)
Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.
2) Речевая разминка
Проводится речевая разминка перед чтением (Слайд 11)
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
(Афанасий Фет)
- Прочитайте шепотом.
- Прочитайте громко.
- Прочитайте, разделяя на слоги.
- Прочитайте с ускорением.
V.Анализ художественных образов.
1) Первичное восприятие
Обмен впечатлениями.
- Понравился ли рассказ?
-Что особенно запомнилось?
- Какие чувства пробудила эта история?
- Когда было страшно за стрижонка?
- А в какие моменты тревожно?
2) Словарная работа.
- Какие слова были непонятны?
Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом.
Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова.
Бесцеремонно – невежливо, грубо. Слайд 14
- Назовите основных героев рассказа « Стрижонок Скрип» (Стриж Белое брюшко, Стрижонок Скрип. стрижиха мать, стрижата-основные герои этой истории.
-Но главный герой-Стрижонок Скрип.
1. Работа над образом Стрижонка Скрипа.
- Кто главный герой?
- Любит ли его автор? Как мы это узнаем?
- Давайте прочитаем о его моменте рождения. С какой интонацией надо это делать? Почему?
- Каким он был для мамы? О чем это говорит?
- Каким на свет появился птенец?
- Чем порадовала его мама? И т.д.
- Какой это герой положительный или отрицательный?
- Мы сегодня проанализируем какие уроки жизни получил главный герой. Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните задание на синих листочках.
- Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения замените этим словом.
На листочках: Птица рада весне, а дитя-ей.
Сердце её лучше солнца греет.
Роднее её родни нет.
- Кто является первым учителем Скрипа? (Мать стрижиха).
2. Работа над образом матери-стрижихи.
- Почему мама воспитывала своих детей одна? Легко ли ей было? И т.д.
- Выберите из каждой команды человека, который прочитает пословицы правильно подобранные по смыслу.
- Зачитайте эпизоды связанные с матерью- стрижихой и определите каким она была воспитателем?
- Ребята, образ мамы-стрижихи выделен в рассказе отдельно? Подумайте, почему?
- Мама самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мама дает жизнь каждому, любит нас и готова отдать жизнь за своего ребенка.
1. - Найдите и зачитайте трагический эпизод рассказа.
- Придумайте вопрос к этому эпизоду.
- Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называют это явление в окружающем мире? (цепь питания)
2. - Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа?
- Как называет стрижей В.П.Астафьев? (Дружный народ стрижи).
- Вас ничего не удивляет в этих словах? (Народ).
3. -Какой урок преподали стрижи Скрипу? ЗАЧИТАТЬ Физминутка (релаксация)
Например: Сядьте красиво, проверьте осанку, закройте глаза.
Подумайте о своей маме, вспомните её голос. Прислушайтесь. Получилось?
Мамин голос живёт в каждом из вас, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Берегите своих мам, не огорчайте их, говорите им чаще о своей любви. Дорожите ими.
3 .Работа в группах
Группа№1
- Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам?
Подчеркни.
На листочках: ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ
МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ
- Кем стали для Скрипа стрижи? (Семьёй).
Докажи .
Гуппа№2 - Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие, бывают плохие).
-Почему Скрип оказался в руках ребят?
-Какой вывод сделал Скрип для себя?
-Почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера помогли ему выжить?
Группа№3
- Докажите или опровергните высказывание «Скрип был эгоистом».
Расскажите Что вы знаете о стрижах.
Группа№4 Создайте свою версию конца рассказа и нарисуйте иллюстрацию.
VI. Закрепление изученного.
У каждого ученика карточка, где он ставит + или - .
1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.
2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало
5. Скрип был любопытный стрижонок.
6. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.
7. Стрижи – очень дружный народ.
8. Скрип сразу сделал себе глубокую норку.
9. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.
– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу. (Правильные ответы на слайде)
0-1ошибка – 5.
2
ошибки – 4.
3 ошибки – 3.
V.Рефлексия. Итог урока.
- Какие пословицы подходят к рассказу?
Один за всех, все за одного.
Мир не без добрых людей.
Учись смолоду – пригодится в старости.
Делу – время, потехе – час.
- Я считаю, что автор поступил жестоко по отношению к Скрипу, он оставил его сиротой. Докажите или опровергните мою точку зрения.
- Какой урок вынесли вы для себя?
- Какое открытие сделали на уроке?
Звучит музыка (звуки леса).
- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.
Будем
птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!
Выберите из конверта кружок с такой улыбкой , как бы вы оценили работу группы; свою работу на уроке.
– отлично, у меня всё получилось
- хорошо, в некоторых вопросах я сомневался
– надо ещё постараться, мне оказывали помощь товарищи.
Выставление оценок, благодарность за урок.
VIII. Домашнее задание.
Пересказать рассказ от лица Скрипа.
Составить план.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.