Методическая разработка повторительно-обобщающего урока
математики
Класс: 5
Автор: учитель математики МБОУ «Вещевская ООШ», Кравченко Дмитрий Михайлович.
Тема:
«Сложение и вычитание натуральных чисел»
Цель урока:
Образовательная: закрепление приобретенных знаний и умений; развитие познавательной активности; формирование общекультурных и предметных компетенций;
Развивающая: расширение общекультурного багажа учащихся; развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способность к самообучению; развитие мышления;
Воспитательная: воспитание уважительного отношенияк школе и труду учителя;
воспитание культуры диалога и обмена мнениями; воспитание навыков
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, мультимедийный проектор.
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Технология обучения: элементы УДЕ, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве.
Учебно-методическое обеспечение:Я. Виленкин, А.С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. М.Просвещение, 2016 «Математика, 5класс»
Время реализации занятия (45 минут)
Компьютерные медиапродукты: авторская презентация, созданная в среде POWER POINT;
Деятельность учителя на уроке:
-приветствие учащихся;
-проверка готовности учителем учащихся к уроку, организация внимания;
- комментирует, направляет работу учащихся;
-обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся;
-выступает в роли тьютора для слабых учащихся;
-задает дозированное домашнее задание.
Деятельность учащихся на уроке:
-отвечают на вопросы учителя;
-решают самостоятельно примеры, задачи, составляют обратные задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-учащиеся меняют вид деятельности, отдыхают во время динамической паузы;
-рефлексируют.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Метапредметные результаты: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Личностные результаты: умение работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
План урока
Этапы урока |
Временная реализация |
Организационный момент. Введение в тему урока. |
3 минуты |
1задание «Устный счет» |
6 минут |
Составление четверки примеров |
3 минуты |
2 задание «Математический диктант» |
6 минут |
3 задание «Решите задачи» |
12минут |
Динамическая пауза |
2минуты |
4задание Проблемная ситуация |
6 минут |
Обобщение материала урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия. |
4минуты |
Инструктаж домашнего задания. Подведение итогов урока. |
3минуты |
Ход урока
1. Введение в тему урока
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Удивительно точно подметил А.С. Пушкин в своем незавершенном стихотворении характер научной деятельности. Любому открытию сопутствует опыт, талант открывателя и даже случай.
Для того чтобы человек открыл что-то новое для человечества, да просто для самого себя необходимы знания. Каков ваш багаж знаний мы сегодня и узнаем.
Взгляните на экран. Перед вами репродукция картины «Устный счет. Урок арифметики в сельской школе» С.А.Рачинского.
…Класс сельской школы. Идет урок арифметики. На доске учителем написана задача, которую предстоит решить детям. Всех их связывает увлеченность заданием, усердие, с которым они ищут ответ. При этом каждый из персонажей наделен собственным характером. Обращаю ваше внимание на то, что это происходит почти 115 лет назад, в трехклассной сельской школе, и ученики решают устно. Посмотрите на лица - равнодушных нет! Рачинский говорил: «С поля за карандашом и бумагой не побежишь, решать надо умственно!»
2. Итак, устный счет – 10 мин.
1234-1219 = 15 223 – 213 =10 1305 + 616 = 1921
(15.10.1921 г – родился П.М.Эрдниев, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РСФСР, почетный гражданин Республики Калмыкия, Герой Калмыкии)
120 – 23 = 97 (У) 1521 + 418 = 1939 (Д) 2000 - 11 = 1989 (Е)
(прожил 97 лет, свою педагогическую деятельность П.М.Эрдниев начал в 1939 г., в 1989 г. избран академиком Российской академии образования.)
Ребята, в таблице приведены числа и буквы, которым соответствуют эти числа. Найдите в таблице буквы, которым удовлетворяют некоторые ответы примеров (получилось УДЕ)
816 |
97 |
1939 |
2133 |
1895 |
1989 |
к |
у |
д |
о |
м |
е |
В 50—70-х гг. XX столетия на материале школьной математики Пюрвя Мучкаевич разработал систему укрупнения дидактических единиц УДЕ)
1200 + 208 = 1408 999 + 996 = 1995
(14.08.1995 г. был издан Указ Президента РК К.Илюмжинова «О методической системе УДЕ П.М.Эрдниева»).
И сегодня наш урок мы проведем с применением элементов технологии УДЕ.
Продолжим устную работу.
Составить четверку примеров: 204, 83, . Прочитать разными способами.
204+83=287 287-83=204
83+204=287 287-204=83
а) составить устно задачу по примеру
б) и две обратные задачи на вычитание.
групповая работа : 1 ряд -.на нахождение 1-го слагаемого;
2 ряд- на разностное сравнение .
Открыли тетради, записали число, классная работа. Ребята, вы, наверное, уже догадались чем мы будем заниматься на уроке?
Математический диктант
1. Запишите число, в котором 5 сотен и 3 единицы.
2. если одно из слагаемых равно 0, то их сумма равна ________.
3. если уменьшаемое равно вычитаемому, то разность равна ________.
4. Какая из точек на координатной прямой расположена левее всех остальных А(123); В(13);
С(68); D(5)?
5. Найдите значение выражения, используя свойства сложения чисел,
123 + 56 + 27
Взаимопроверка выполненной работы.
Решение задач
Решите задачи и составьте 2 обратные задачи.
1. Сколько лет прожил величайший полководец Чингис-хан, если родился в 1155 году, а умер в 1227 году? Ханом он был провозглашен в 51 год, сколько лет он правил своей империей?
2. Добровольное вступление калмыков в состав России произошло в 1609 году. Какой юбилей отметила наша республика в этом году?
Физминутка
Шеей крутим осторожно -
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И за парты вновь вернёмся.
(Дети садятся за парты.)
Проблемная ситуация «Найди ошибку»
Ребята, найдите допущенные ошибки и объясните: что необходимо сделать, чтобы выполнить правильно сложение и вычитание?
85749 45789 745999 82175
- 4578 +78945 - 2304 +94599
398629 124734 743695 176874
Составьте четверку примеров к ним.
У кого возникли трудности при решении примеров?
-В чем они заключались?
Подведение итогов урока
Оценочный лист деятельности учащегося на уроке
Вид деятельности на уроке |
Баллы |
Устный счет |
|
Математический диктант |
|
Решите задачи |
|
«Найди ошибку» |
|
Итого |
|
«3»-13-18
«4»-19-23
«5»- 24-27
Итак, ребята, что нового вы узнали на уроке? Кому был посвящен урок?
Рефлексия
Домашнее задание
Повторить пп. 6-7.
Составить четверку примеров на сложение и вычитание натуральных чисел.
Составить задачу к примеру и 2 обратные задачи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.