Русский язык в 3 классе
Тема: Части речи
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, парной и групповой деятельности
Решаемые проблемы: Что мы знаем о частях речи?
Планируемые результаты
Учебно-познавательные: Обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность.
Формируемые УУД
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· постановка учебной задачи;
· сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
· оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации;
· анализ объектов с целью выделения их признаков;
· синтез;
· подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
· умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
· формирование умения слаженно работать в паре.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка
Буква Пп (пэ), звуки [п] - [п'], парный согласный б-п, глухой.
III. Словарная работа
- Ребята, во время словарной работы мы с вами познакомились с пятью словами, которые начинаются со звуков [п] - [п']. Давайте вспомним их.
(Слова записаны на доске с пропуском орфограмм. Открыть после того, как дети назовут все слова.)
пенал
помидор
пшеница
петух
праздник
- Назовите первые звуки в этих словах. Как мы их произносим? (Я называю слова – дети произносят звук.)
- Какое слово здесь может быть лишним? (Праздник.) Почему? (Орфограмма непроизносимый согласный.)
- А в остальных словах какая орфограмма? (Безударный гласный.)
- Заполним пропуски. (Дети по одному выходят к доске.)
IV. Актуализация знаний
- Составьте простые нераспространенные предложения с этими словарными словами. (К словам на доске я приписываю те слова, которые назовут дети.)
Например: пенал лежит
помидор упал
пшеница созрела
петух закукарекал
праздник закончился
- Какие у нас получились предложения? (Простые, нераспространенные.)
- Из чего состоят простые нераспространенные предложения? (Из подлежащего и сказуемого.)
- Добавьте к подлежащим по одному второстепенному члену. (Запись детьми в тетрадь.)
Красивый пенал лежит.
Большой помидор упал.
Густая пшеница созрела.
Голосистый петух закукарекал.
Веселый праздник закончился.
- Какими стали предложения? (Простыми, распространенными.)
- На какие вопросы отвечают слова? (Кто? Что? Что делает? Что сделал? Что сделала? Какой? Какая?)
Проблема!
- Почему у слов разные вопросы? (Ответы детей.)
V. Самоопределение к деятельности
- На какие группы мы можем разделить эти слова? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол.) (Добавить таблички над словами.)
- Как можно назвать все эти группы? (Части речи.)
- Сформулируйте тему урока.
VI. Работа по теме урока
- Наша с вами задача сегодня на уроке: вспомнить все, что мы знаем о частях речи и узнать новое.
(На доске остаются таблички: имя существительное, имя прилагательное, глагол. На столе возле доски таблички: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? Предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное.)
- Надо соотнести эти таблички (на столе) с табличками на доске.
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
кто? какой? что делать?
что? какая? что сделать?
предмет какое? что делает?
подлежащим какие? что делал?
второст.член признаки пред. дейст.предм.
одуш. и неодуш. втор.член сказуемым
собст. и нариц.
- А теперь рассказываем все, что знаем о каждой части по алгоритму:
· Отвечает на вопросы…
· Обозначает…
· Бывает …
· В предложении является…
· Примеры
Вывод: Что называется частью речи? (Группа слов, которая имеет общие грамматические признаки.)
- Мы сегодня говорим только о трех частях речи, но чтобы вспомнить какие еще части речи вы знаете, посмотрите на слайд и скажите, к каким частям речи относятся эти слова.
а) слова в, на, о, к (предлоги)
б) слово не (частица)
в) слова и, а, но (союзы)
- Мы вспомнили шесть наименований частей речи, а всего их 10. Вам еще предстоит познакомиться с такими частями речи: местоимение, имя числительное, наречие, междометие.
- Все части речи делятся на самостоятельные и служебные.
самостоятельные служебные
имя существительное предлог
имя прилагательное союз
глагол частица
наречие междометие
имя числительное
местоимение
В предложении выполняют Служат для связи слов в
роль членов предложения. словосочетании.
VII. Первичное закрепление
- А теперь наступило время использовать наши знания.
1) Работа в паре
- Распределите слова по группам: 1 ряд – имя существительное;
2 ряд – имя прилагательное;
3 ряд – глагол.
- Найдите слова своей группы, подчеркните их и запишите в тетрадь.
Борьба, красивый, щепка, осенний, зашла, выбрать, небесное, берёзы, автобус, спит, резиновый, бегаем.
2) Самостоятельная работа
- Перед вами карточки трех цветов. Выберите себе ту, которую сможете выполнить. Красный цвет – высокий уровень.
Зеленый цвет – средний уровень.
Желтый цвет – низкий уровень.
Задания по уровням:
Низкий: определить, к какой части речи относятся слова: день, хорошая, друг, думает, смелый.
- Как вы определяли часть речи?
Средний: найти в каждой строчке и подчеркнуть лишнее слово, определить его часть речи и подписать.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
- Как вы находили лишнее слово?
Высокий: образовать от данных имён существительных однокоренные слова, являющиеся именем прилагательным и глаголом.
Веселье - _______________, ___________________ .
Шум - _________________, ___________________ .
Игра - ____________________, ____________________.
- Как вы подбирали однокоренные слова?
Проверка со слайда
- Сравните результаты с заданным эталоном.
Низкий: день – существительное;
хорошая – прилагательное;
друг – существительное;
думает – глагол;
смелый – прилагательное
Средний: 1) Берёза, пчела, лёгкий (прилагательное), малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт (глагол).
3) Думает, считает, ученик (существительное), знает.
Высокий: Веселье – весёлый, веселить.
Шум – шумный, шуметь.
Игра – игривый, играть.
- Кто выполнил без ошибок?
- Кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки? Более двух ошибок?
VIII. Закрепление «Наш багаж знаний»
- Спишите предложение. Определите, какой частью речи являются слова в предложении. Надпишите простым карандашом над словами.
На травинке греют спинки золотые паучки.
Если останется время, то устно дать характеристику предложению.
IX. Рефлексия
- А сейчас отдохнем и поиграем. Игра «Да. Нет».
· Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (Да)
· Имя прилагательное обозначает признак предмета? (Да)
· Имя прилагательное всегда главный член предложения? (Нет)
· Глагол отвечает на вопрос что делать? (Да)
· Имя существительное обозначает признак предмета? (Нет)
· В предложении глагол всегда главный член предложения? (Да)
· Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какие? (Да)
X. Итог
- Что повторили мы на уроке? (Что называется существительным, прилагательным, глаголом.)
- Что новое узнали? (Что части речи делятся на самостоятельные и служебные.)
- Чему научились? (Определять части речи.)
XI. Д/з: упр. 92, с.54.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.