Конспект урока по русскому языку "Что шепот шороху шептал" для 7 класса
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку "Что шепот шороху шептал" для 7 класса

Оценка 4.7
DOC
18.12.2024
Конспект урока по русскому языку "Что шепот шороху шептал" для 7 класса
конспект лучший урок.DOC

Конкурс

«Мой лучший урок» (с применением современных технологий и методик).

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

 

Тема урока:  «Что Шёпот Шороху шептал, или  правописание букв О – Ё после шипящих»

 

Тип урока  -  повторение и систематизация знаний  по теме

 

Цели урока: обобщение и расширение сведений по теме, усвоение знаний в их системе  с использованием игровой и компьютерной технологии

   Задачи:

1. образовательные: закрепление знаний по теме

2. воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3. развивающие:  развитие умения аргументировать, доказывать; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие быстроты реакции, внимания, мышления, памяти

Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Формы работы: работа в группе, работа в парах, индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слайд № 1 

Учитель: Ребята, все люди в детстве любят сказки. И даже (скажу вам по секрету) многие взрослые не теряют этой любви  до конца жизни. Сегодня мы тоже попытаемся попасть в волшебный мир, но только наше путешествие со сказочными героями будет, надеюсь, ещё и познавательным. Итак, сказка называется  «Что Шёпот Шороху шептал?».

Обратите внимание на слайд.

 

Слайд № 2 

Чтение текста учителем: «Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень раздражён. «Что случилось с малышом? У него шоковое состояние!» – подумал Шёпот и смущённо поинтересовался об этом у Шороха. «Меня все боятся!» – ответил Шорох. «Ну что ты, дружок, это совсем не так! Я скажу тебе что-то очень важное, но сначала помоги мне разобраться , почему мы с тобой так похожи, а пишемся по-разному,» – прошептал Шёпот».

Слайд № 3 

Просмотр диалога Шёпота и Шороха.

Шёпот: «Давай разберёмся. Начнём вот с чего. Что у нас общего?»

Шорох: «Мы оба существительные, да и орфограмма у нас в корне...»

Шёпот: «Может быть, родственники  нам помогут? У меня есть дядюшка глагол ШЕПТАТЬ. А у тебя?»

Шорох: «А у меня нет никого. Вот в чём дело!»

По щёлчку появляется дядюшка ШЕПТАТЬ, который даёт задание классу: «Ребята, помогите Шёпоту и Шороху сделать вывод».

Дети работают в парах, рассказывая друг другу свои выводы, затем слушаются несколько вариантов ответа и выводится по щелчку на экран правильная формулировка.

Слайд № 4 

Молодцы, ребята! А теперь послушаем дядюшку ШЕПТАТЬ.

 

 

Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Познакомься и подружись, уважаемый Шорох, со своими друзьями» (появляется графический объект со словарными словами):

 

После появления объекта Шорох говорит: «Ой, и я тут!» Продолжается диалог:

Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Да, ты тоже словарное слово. Но это же не значит, что у тебя никого нет?»

Шорох: «Спасибо, я очень рад!!!»

После завершения диалога дети хором  читают стихотворение, потом ещё раз соседу по парте  и ещё раз хором.

Учитель: Думаю, что теперь вы уже можете преодолеть и первое сказочное препятствие. Вот оно.

Слайд № 5 

Появляется графический объект с заданием:

 

После этого появляются на экране и сказочные герои:

  

 

Колонки обозначены словами «шёпот» и «шорох». Дети работают в четвёрках. После выполнения задания – самопроверка (по щелчку на объект с триггером «Нажми для проверки» появляется правильный ответ).

Учитель: «В сказках у положительных героев обязательно находятся помощники. Сегодня этими помощниками друг другу будете вы сами. Задавайте вопросы о словах с ошибками своим одноклассникам (четвёрка - четверке), а если не найдёте правильного ответа, то палочкой-выручалочкой буду я». 

После завершения работы над ошибками на экране появляются герои сказки с диалогом:

Слайд № 6 

Шорох: «Вот видишь, твоя компания всё-таки больше! Обидно...»

(на экране появляется анимация с огнём)

Шёпот: «Ой, пока мы выясняем отношения, по-моему, что-то горит...»

Шорох: «Неужели кто-то совершил поджог?»

Шёпот: «А почему ты у меня слово забрал? «Поджог»  проверяется словом «поджечь»!

Шорох: «Некогда выяснять! Давай тушить! А ПОДЖОГ и ОЖОГ, раз уж ко мне прибежали, пусть иногда будут с буквой О!»

После диалога появляется графический объект:

 

По щелчку выводится на экран задание:

Учитель: «Итак, в глаголах ОЖЁГ и ПОДЖЁГ пишется буква Ё!»

 

Слайд № 7

 

Шорох говорит:

 

 

 

Появляется дядюшка со словами:

 

 

На экран выводится список слов:

 

 

Шорох спрашивает:

 

 

Дети в группах – четвёрках пытаются найти ответ на вопрос Шороха (ответ заключатеся в том, что все слова либо глаголы, либо отглагольные образования).

 

Шёпот предлагает сделать вывод о написании букв О – Ё в этих словах. После его озвучивания одним человеком из группы проверяем правильность ответа (по щёлчку на экране появляется объект):

 

 

Учитель: «А вот и следующее испытание, которое приготовил нам Шёпот»

Слайд № 8

 

На экране Шёпот произносит условие задания: «Докажите, что в этих словах пишется буква Ё»:

 

В столбик появляются объекты со словами (второй столбик – по ходу объяснения учениками):

зажжём            (глагол)

ночёвка            (от ночевать )

лишённый       (от лишить)

пресечём         (от пресечь)

отражённый    (от отразить)

тушёнка           (от тушить)

запряжённый   (от запрячь)

 

Отвечает тот ученик из четвёрки, который ещё не отвечал. ( После нажатия на каждый объект (они с триггерами) появляется объяснение, т.е. тут же видно, правильно ли ответил ученик)

 

Учитель: «Вы справились и со вторым испытанием. Продолжаем путешествие»

 

Слайд № 9

После появления  шагающих Шёпота и Шороха выводится на экран текст: «Пошли двое товарищей дальше по берегу речонки, встретили ежонка и грачонка, вышли на лужок, где рос  большой дуб, на котором они увидели плюшевого медвежонка. Всем сердцем радовались Шёпот и Шорох свежему ветру и яркому солнцу».

Чтение текста, выполнение задания, которое даёт Шепот: «Распределите наших друзей по группам» (группы условно обозначены с помощью больших букв О и Е). Задание выполняется фронтально. После распределения слов с орфограммами выводятся на экран объекты со словами «Вывод». Детям предлагается самостоятельно сформулировать правило ( Работа происходит в четвёрках, отвечает тот, кто ещё этого не делал).

При нажатии на объекты «Вывод» появляется правильный ответ.

                        

 

Учитель: «Какие же вы молодцы, ребята! Надеюсь, вы помните начало нашей сказки и то, что Шорох был  очень расстроен из-за того, что его все боятся. Вам интересно узнать, что же Шёпот сказал Шороху? И хотя подслушивать плохо, всё-таки вы заслужили право узнать, чем же закончилось путешествие двух друзей ».

 

Слайд № 10

Появляется Шёпот со словами: «Ну а теперь я расскажу тебе самое главное: люди, конечно, иногда боятся тебя, но им очень нравится и другое:

ШОРОХ

(выводятся объекты)

                 

 

 

                       

Шорох обращается к  ребятам: «Как я рад!  Только помогите мне напоследок, ребята!»

Дети должны назвать пропущенные буквы (отвечает представитель пятёрки).

Проверка происходит по ходу объяснения (щелчок по овальному объекту).

Учитель: «Наши друзья нашли ответы на сложные вопросы, а вы им в этом очень помогли. Но Шёпот и Шорох уже отправились по домам, а их дома оказались разобранными. Что же делать? Конечно, отремонтировать жилища!»

   Слайд № 11

На слайде находятся объекты, которые нужно собрать как мозаику:

 

 

 

 

      

 

У каждого объекта стрелки в сторону той или иной крыши. Если нажать на стрелку с правильно указанным направлением, то объект переместиться на нужное место. В случае правильного выполнения задания получатся собранные домики Шёпота и Шороха (Ребята по очереди выходят к компьютеру, приводят примеры, доказывающие правильность выбора направления объекта).

 

                      

               

 

(На экране получается без пропусков между объектами)

 

Учитель: «Теперь, я думаю, мы можем пожелать Шороху и Шёпоту приятных снов, и, чтобы им не снились кошмары, докажем на тренажёре, что с  помощью двух друзей  мы стали знатоками русского языка».

 

Слайды  № 12 -14 (задания выполняются всеми детьми, если есть возможность, если нет – по желанию; хорошо, если попробуют слабые  ребята, т.к. есть возможность исправить ошибку сразу же)

 

Рефлексия

Учитель:   «Пришла пора прощаться со сказкой. Поделитесь своими впечатлениями о нашем путешествии... Дайте оценку своей работе и работе товарищей по группе». (Отметка выставляется следующим образом: каждый ребёнок берёт улыбающийся смайлик (или два) и дарит его(их) тому, кто отличился в группе. Те, кто набрал большинство смайликов, получают пятёрку, остальные отметки – по решению учителя и ситуации; тому, кто вообще не получил смайлик, его вручает  учитель).

 

 

Домашнее задание: выучить правило, выполнить индивидуальные карточки по изученной теме.


Конкурс «Мой лучший урок» (с применением современных технологий и методик)

Конкурс «Мой лучший урок» (с применением современных технологий и методик)

Чтение текста учителем : «Встретились как-то таинственный

Чтение текста учителем : «Встретились как-то таинственный

После появления объекта Шорох говорит: «Ой, и я тут!»

После появления объекта Шорох говорит: «Ой, и я тут!»

Колонки обозначены словами «шёпот» и «шорох»

Колонки обозначены словами «шёпот» и «шорох»

Учитель: «Итак, в глаголах ОЖЁГ и

Учитель: «Итак, в глаголах ОЖЁГ и

Учитель: «А вот и следующее испытание, которое приготовил нам

Учитель: «А вот и следующее испытание, которое приготовил нам

Учитель: «Какие же вы молодцы, ребята!

Учитель: «Какие же вы молодцы, ребята!

Слайд № 11 На слайде находятся объекты, которые нужно собрать как мозаику:

Слайд № 11 На слайде находятся объекты, которые нужно собрать как мозаику:

Рефлексия . Учитель : «Пришла пора прощаться со сказкой

Рефлексия . Учитель : «Пришла пора прощаться со сказкой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2024