Конкурс
«Мой лучший урок» (с применением современных технологий и методик).
Конспект урока по русскому языку в 7 классе
Тема урока: «Что Шёпот Шороху шептал, или правописание букв О – Ё после шипящих»
Тип урока - повторение и систематизация знаний по теме
Цели урока: обобщение и расширение сведений по теме, усвоение знаний в их системе с использованием игровой и компьютерной технологии
Задачи:
1. образовательные: закрепление знаний по теме
2. воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
3. развивающие: развитие умения аргументировать, доказывать; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие быстроты реакции, внимания, мышления, памяти
Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Формы работы: работа в группе, работа в парах, индивидуальная.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слайд № 1
Учитель: Ребята, все люди в детстве любят сказки. И даже (скажу вам по секрету) многие взрослые не теряют этой любви до конца жизни. Сегодня мы тоже попытаемся попасть в волшебный мир, но только наше путешествие со сказочными героями будет, надеюсь, ещё и познавательным. Итак, сказка называется «Что Шёпот Шороху шептал?».
Обратите внимание на слайд.
Слайд № 2
Чтение текста учителем: «Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень раздражён. «Что случилось с малышом? У него шоковое состояние!» – подумал Шёпот и смущённо поинтересовался об этом у Шороха. «Меня все боятся!» – ответил Шорох. «Ну что ты, дружок, это совсем не так! Я скажу тебе что-то очень важное, но сначала помоги мне разобраться , почему мы с тобой так похожи, а пишемся по-разному,» – прошептал Шёпот».
Слайд № 3
Просмотр диалога Шёпота и Шороха.
Шёпот: «Давай разберёмся. Начнём вот с чего. Что у нас общего?»
Шорох: «Мы оба существительные, да и орфограмма у нас в корне...»
Шёпот: «Может быть, родственники нам помогут? У меня есть дядюшка глагол ШЕПТАТЬ. А у тебя?»
Шорох: «А у меня нет никого. Вот в чём дело!»
По щёлчку появляется дядюшка ШЕПТАТЬ, который даёт задание классу: «Ребята, помогите Шёпоту и Шороху сделать вывод».
Дети работают в парах, рассказывая друг другу свои выводы, затем слушаются несколько вариантов ответа и выводится по щелчку на экран правильная формулировка.
Слайд № 4
Молодцы, ребята! А теперь послушаем дядюшку ШЕПТАТЬ.
Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Познакомься и подружись, уважаемый Шорох, со своими друзьями» (появляется графический объект со словарными словами):
После появления объекта Шорох говорит: «Ой, и я тут!» Продолжается диалог:
Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Да, ты тоже словарное слово. Но это же не значит, что у тебя никого нет?»
Шорох: «Спасибо, я очень рад!!!»
После завершения диалога дети хором читают стихотворение, потом ещё раз соседу по парте и ещё раз хором.
Учитель: Думаю, что теперь вы уже можете преодолеть и первое сказочное препятствие. Вот оно.
Слайд № 5
Появляется графический объект с заданием:
После этого появляются на экране и сказочные герои:
Колонки обозначены словами «шёпот» и «шорох». Дети работают в четвёрках. После выполнения задания – самопроверка (по щелчку на объект с триггером «Нажми для проверки» появляется правильный ответ).
Учитель: «В сказках у положительных героев обязательно находятся помощники. Сегодня этими помощниками друг другу будете вы сами. Задавайте вопросы о словах с ошибками своим одноклассникам (четвёрка - четверке), а если не найдёте правильного ответа, то палочкой-выручалочкой буду я».
После завершения работы над ошибками на экране появляются герои сказки с диалогом:
Слайд № 6
Шорох: «Вот видишь, твоя компания всё-таки больше! Обидно...»
(на экране появляется анимация с огнём)
Шёпот: «Ой, пока мы выясняем отношения, по-моему, что-то горит...»
Шорох: «Неужели кто-то совершил поджог?»
Шёпот: «А почему ты у меня слово забрал? «Поджог» проверяется словом «поджечь»!
Шорох: «Некогда выяснять! Давай тушить! А ПОДЖОГ и ОЖОГ, раз уж ко мне прибежали, пусть иногда будут с буквой О!»
После диалога появляется графический объект:
По щелчку выводится на экран задание:
Учитель: «Итак, в глаголах ОЖЁГ и ПОДЖЁГ пишется буква Ё!»
Слайд № 7
Шорох говорит:
Появляется дядюшка со словами:
На экран выводится список слов:
Шорох спрашивает:
Дети в группах – четвёрках пытаются найти ответ на вопрос Шороха (ответ заключатеся в том, что все слова либо глаголы, либо отглагольные образования).
Шёпот предлагает сделать вывод о написании букв О – Ё в этих словах. После его озвучивания одним человеком из группы проверяем правильность ответа (по щёлчку на экране появляется объект):
Учитель: «А вот и следующее испытание, которое приготовил нам Шёпот»
Слайд № 8
На экране Шёпот произносит условие задания: «Докажите, что в этих словах пишется буква Ё»:
В столбик появляются объекты со словами (второй столбик – по ходу объяснения учениками):
зажжём (глагол)
ночёвка (от ночевать )
лишённый (от лишить)
пресечём (от пресечь)
отражённый (от отразить)
тушёнка (от тушить)
запряжённый (от запрячь)
Отвечает тот ученик из четвёрки, который ещё не отвечал. ( После нажатия на каждый объект (они с триггерами) появляется объяснение, т.е. тут же видно, правильно ли ответил ученик)
Учитель: «Вы справились и со вторым испытанием. Продолжаем путешествие»
Слайд № 9
После появления шагающих Шёпота и Шороха выводится на экран текст: «Пошли двое товарищей дальше по берегу речонки, встретили ежонка и грачонка, вышли на лужок, где рос большой дуб, на котором они увидели плюшевого медвежонка. Всем сердцем радовались Шёпот и Шорох свежему ветру и яркому солнцу».
Чтение текста, выполнение задания, которое даёт Шепот: «Распределите наших друзей по группам» (группы условно обозначены с помощью больших букв О и Е). Задание выполняется фронтально. После распределения слов с орфограммами выводятся на экран объекты со словами «Вывод». Детям предлагается самостоятельно сформулировать правило ( Работа происходит в четвёрках, отвечает тот, кто ещё этого не делал).
При нажатии на объекты «Вывод» появляется правильный ответ.
Учитель: «Какие же вы молодцы, ребята! Надеюсь, вы помните начало нашей сказки и то, что Шорох был очень расстроен из-за того, что его все боятся. Вам интересно узнать, что же Шёпот сказал Шороху? И хотя подслушивать плохо, всё-таки вы заслужили право узнать, чем же закончилось путешествие двух друзей ».
Слайд № 10
Появляется Шёпот со словами: «Ну а теперь я расскажу тебе самое главное: люди, конечно, иногда боятся тебя, но им очень нравится и другое:
ШОРОХ
(выводятся объекты)
Шорох обращается к ребятам: «Как я рад! Только помогите мне напоследок, ребята!»
Дети должны назвать пропущенные буквы (отвечает представитель пятёрки).
Проверка происходит по ходу объяснения (щелчок по овальному объекту).
Учитель: «Наши друзья нашли ответы на сложные вопросы, а вы им в этом очень помогли. Но Шёпот и Шорох уже отправились по домам, а их дома оказались разобранными. Что же делать? Конечно, отремонтировать жилища!»
Слайд № 11
На слайде находятся объекты, которые нужно собрать как мозаику:
У каждого объекта стрелки в сторону той или иной крыши. Если нажать на стрелку с правильно указанным направлением, то объект переместиться на нужное место. В случае правильного выполнения задания получатся собранные домики Шёпота и Шороха (Ребята по очереди выходят к компьютеру, приводят примеры, доказывающие правильность выбора направления объекта).
(На экране получается без пропусков между объектами)
Учитель: «Теперь, я думаю, мы можем пожелать Шороху и Шёпоту приятных снов, и, чтобы им не снились кошмары, докажем на тренажёре, что с помощью двух друзей мы стали знатоками русского языка».
Слайды № 12 -14 (задания выполняются всеми детьми, если есть возможность, если нет – по желанию; хорошо, если попробуют слабые ребята, т.к. есть возможность исправить ошибку сразу же)
Рефлексия.
Учитель: «Пришла пора прощаться со сказкой. Поделитесь своими впечатлениями о нашем путешествии... Дайте оценку своей работе и работе товарищей по группе». (Отметка выставляется следующим образом: каждый ребёнок берёт улыбающийся смайлик (или два) и дарит его(их) тому, кто отличился в группе. Те, кто набрал большинство смайликов, получают пятёрку, остальные отметки – по решению учителя и ситуации; тому, кто вообще не получил смайлик, его вручает учитель).
Домашнее задание: выучить правило, выполнить индивидуальные карточки по изученной теме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.