Конспект урока по русскому языку
в 7 классе (для умственно отсталых обучающихся).
Разработала учитель: Коткина Светлана Евгеньевна
Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.
Тип: комбинированный урок.
Цель: сформировать представление о правописании падежных окончаний прилагательных женского рода.
Задачи:
- научить безошибочно писать падежные окончания прилагательных женского рода; использовать алгоритм при определении падежных окончаний прилагательных.
- развивать связную речь через полные ответы на вопросы; активизировать мышление через самостоятельное выполнение письменных заданий.
- воспитывать устойчивый интерес к предмету, аккуратность при работе в тетрадях.
Ход урока:
· Организационный момент.
- Добро пожаловать на урок русского языка. Проверим готовность к уроку. Сегодня на уроке нам нужен учебник, тетрадь, ручка, карандаш и желание всему научиться.
- Кто к уроку готов, садитесь.
- Вспомните, какие правила поведения нужно соблюдать на уроке? ( 1.Слушать внимательно учителя. 2.Если знаешь и хочешь ответить, подними руку. 3.Отвечай полным предложением. 4.Если не знаешь , спроси учителя.)
· Определение темы урока.
- На доске написано слово «правописание» и карточки со словами (учитель читает). Поставьте слова так, чтобы получилось название темы урока.
- Итак, тема урока: Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.
- Подумайте, чему мы сегодня на уроке должны научиться? (Мы должны научиться правильно писать падежные окончания прилагательных женского рода.)
· Актуализация знаний.
- Вспомните, что такое прилагательное? ( Прилагательное –это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- Приведите примеры прилагательных. (Варианты ответов детей).
- С какой частью речи всегда связано прилагательное? (С именем существительным).
- Может ли прилагательное использоваться без существительного? (Нет.)
- А существительное без прилагательного ? ( Может.)
- У каждого на парте лежит карточка, прочитайте задание №1.
Прочитай предложения. Найди и подчеркни прилагательные.
Любимая бабушка испекла вишнёвый пирог. В плетёной корзине лежали спелые груши. В деревянной конуре сидел старый пёс.
-Поменяйтесь карточками и проверьте работу друг друга. Рядом с заданием поставьте оценку.
· Первичное усвоение новых знаний.
- На доске записано слово, чтобы его понять, отгадайте ребус.
Я+ ,, ПОГОДА
- Какое слово получилось? ( Получилось слово ЯГОДА.)
- Какой частью речи является это слово? ( Это существительное.)
- Подберите к слову ЯГОДА прилагательное.( Варианты ответов детей).
- Я запишу словосочетание на доске.
СПЕЛАЯ ЯГОДА
- Определите род у прилагательного. (Прилагательное СПЕЛАЯженского рода).
- Как определили род у прилагательного? ( Род прилагательного определили по существительному. В каком роде стоит существительное, в таком и прилагательное.)
- Просклоняйте словосочетание .( Один из учеников записывает на доске).
И.п. ягода (какая?) спелая,
Р.п ягоды (какой?) спелой,
Д.п. ягоде (какой?) спелой,
В.п ягоду (какую?) спелую,
Т.п. ягодой (какой? ) спелой,
П.п. о ягоде (какой?) спелой.
- Выделите окончание прилагательных и вопросов к ним. Что общего можно увидеть? (Окончания вопросов и прилагательных одинаковые.)
- Итак, попробуем сформулировать правило. Чтобы правильно написать окончание прилагательного, нужно…( варианты ответов детей).
Работа с учебником.
- Чтобы понять, верно ли мы сформулировали правило, откройте учебник на с.145.
Учитель читает правило.
- Я прочитаю правило еще раз, а вы постарайтесь его запомнить.
- Кто может повторить правило (по желанию).
- Повторим правило все вместе.
· Первичное закрепление знаний.
- Чтобы научитьсяправильнописать падежные окончания прилагательных, выполним упр.187 письменно в тетради. ( Ученик из сильной подгруппы работает у доски).
3-е словосочетание самостоятельно выполняют девочки, 4- мальчики.
Взаимопроверка в парах, слабых учеников проверяет учитель.
Обсуждение допущенных ошибок.
· Физминутка.
· Контроль усвоения знаний.
- Чтобы проверить себя, выполните следующее задание самостоятельно. В карточке найдите упражнение №2.
-Прочитайте задание.Спиши словосочетания. Вставь окончания прилагательных.
Сух... травы, голуб... ленте , любим...бабушкой, зубн... щётка , узк... тропинки, о золот… рыбке, высок… сосны.
Общая проверка, обсуждение допущенных ошибок.
- Кому было сложно выполнить это упражнение? Почему?
· Разбор домашнего задания.
- Найдите в учебнике упр.188. Выпишите словосочетания существительное с прилагательным. Вставьте окончание у прилагательного.
-Запишите домашнее задание в дневник.
· Рефлексия (подведение итогов занятия).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.