Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова»
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова»

Оценка 5
docx
19.10.2021
Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова»
морфема.docx

 

Урок русского языка
«Морфемика- наименьшая значимая часть слова»
Тема «Морфема – наименьшая значимая часть слова»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели.  понятие о морфемике как разделе языкознания, подведение  к пониманию морфемы как значимой части слова.

Обучающая: - знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова;

- определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

- выстраивать композицию рассуждения;

- выполнять морфемный разбор;

- определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.

Развивающая: - развивать речевую  и мыслительную  деятельность, коммуникативные умения и навыки, потребность в речевом самосовершенствовании;

Воспитательная: прививать любовь к спорту, воспитать сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
Методы, применяемые на уроке:

Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.

Формы организации урока:

- групповые;

- общеклассные;

- индивидуальные.

Оборудование: 

- Проектор

- экран

-  компьютер,

Литературный ряд

1.Организационный этап

-Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь. Записываем число, классная работа.

2. Актуализация знаний

Лексический диктант «Если хочешь быть здоров». (слайд№2)

-Вид спорта, досуга, состоящий в походах, путешествиях (туризм).

-Вид спортивной гимнастики (аэробика).

-Гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединенных короткой рукояткой (гантели).

-Исполнитель сложных и опасных трюков при съемке фильма (каскадер).

-Высшее достижение в спорте (рекорд).

-Ледяная площадка для катания на коньках (каток).

Задание: обозначьте графически, из каких частей состоит слово КАТОК (слайд №3)

-Какая часть слова не присутствует в этом слове? (приставка)

3.Определение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Ребята,  определите тему урока с помощью схемы ( слайд № 4).

 

 


-Какие это части слова? (Значимые).

Запись темы в тетрадь: Морфема – наименьшая значимая часть слова (слайд№5)

А какова основная ЦЕЛЬ нашего урока? (научиться находить морфемы в слове) (слайд №6)

4. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель. Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А слова  сделаны из своего «строительного материала».  Вспомните материал начальной школы и ответьте. Из каких частей состоят слова?
Ученик: Слова состоят из приставки, корня, суффикса, окончания.

Учитель: «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика» (Чтение правила)

Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, слово ПОДСНЕЖНИКИ( чтение  в учебнике стр. ).

5. Первичная проверка понимания

5.1. Игра «Отгадай слово!»

(Слайд №7 ) На слайде  слово тигрята, оно закрыто. Приоткрывается буква т.

Учитель: Какое слово записано? (ответа нет)

Раскрывается слог ти, (ответа нет)
Раскрывается  буквы тиг
Ученики: Слово тигр.

Учитель: Когда появляется важная информация о слове?
Ученик:  Когда появляется корень.

 Учитель. Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово КОРЕНЬ:корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное. Самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).

5.2.Игра «Четвертый лишний».

Учитель: Подумайте, все ли слова родственные. Найдите  лишнее слово.

Лес, лестница, лесной, перелесок. Горе, гора, горный, пригорок.(слайд№8)
Ученик: Слова лестница и горе лишние.
5.3. Занимательная грамматика

Учитель:  Найдите корень в слове стряпуха. Стряп или тряп?

Ученик: Корень слова стряп.

5.4. Работа над текстом стихотворения М.Ф.Домрачева (местного поэта)«Зимним утром», в книге «На свете больше доброго».стр.60. (слайд №9, №10)
Раним утром лыжней запорошенной

У деревни у всей на виду

Я и незваный, и непрошеный

На свидание к тебе иду.

Зимний лес, ты моя отрада,

Шапки белые на ветвях.

Не придумать модней наряда,

Чем снежная одежда твоя.

На поляне от поземки ночь.

Облаков сероватых клочья

В высоте уползает прочь.

Под большой суковатой елью,

Где проходит моя лыжня,

Прикорнул длинноухий «бездельник»,

Воровато косит на меня.

Вон стучит на березе дятел

Белка чистит свое дупло.

А сорока: «Ко мне, приятель,

В мое справочное бюро.

Расскажу, что за эти сутки

Быть случилось в моем лесу».

- Брось, сорока, сорочьи шутки,

Не к тебе я сейчас спешу.

Посмотри, как кругом красиво,

Как природа кругом хороша,

В царстве сказок, покоя и ласки

Отдыхает моя душа.

    Учитель: Найдите в стихотворении «Зимнее утро»  слова с ПРИСТАВКАМИ и выпишите их в тетрадь. Выделите приставки, какой смысл они несут?
Ученик:  Приставки образуют новые слова.

Учитель. Понравилось ли вам стихотворение М. Домрачева?

Ученик: Понравилось. Его стихи как живые картины.

5.5. Работа по учебнику

Задание на стр. 5 – прочитать слова, назвать морфемы.

Учитель: Для чего служат СУФФИКСЫ?
Ученик: Суффиксы служат для образования новых слов

5.6. Развитие умений определять значение суффиксов.

Учитель: Угадайте о каких людях пойдёт речь, больших или маленьких? (слайд №11)

  В книге Н.Носова« Незнайка в Солнечном городе» встречаются такие герои: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин. Ученик: Речь идет о малышах. На это указывают суффиксы – ин.

Учитель:  А какие фамилии были бы у них, если бы они были великанами?

Ученик: Козявищин, Сапожищин…..

Учитель:  Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат- и ят-?

Ученик:  Котята, зверята. Детенышам животных.

Учитель:  Назовите слова с суффиксами –«дразнилками» на –юга
Ученик: Жадюга, хитрюга.
6. Физкультминутка (слайд №12)

С ПРИ- приставкою ПРИСЕСТЬ.

С ПО – приставкою ПОПРЫГАТЬ.

С ПОД – приставкой ПОДМИГНУТЬ.

С ВЫ – ВЫТЯГИВАЕМ руки.

Вот и все, настало время

С ЗА – зарядку ЗАВЕРШИТЬ.

7. Первичное закрепление

7.1. Учитель:  Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.( Работа в группах. Задание на листах. )

Вода- безводный, безводность; подводный- подводник; звезда- звездочка- звездный, беззвездный; трава- травка, травонька, травушка, травинка, травяной.

7.2. Работа парами.   Учащиеся исправляют ошибки в тексте и графически выделяет орфограммы. (слайд №13, №14)

      В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

Учитель: Взаимопроверка  по слайду. Поставьте + чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку.
Учитель: Какой вывод можно сделать, выполнив это задание
?

Ученик: Орфография и морфема тесно связаны между собой:

Учитель: Ребята, давайте теперь подведем итоги: Что мы повторили? Что нового вы узнали? Для чего нужно уметь разбирать слово по составу?

Ученик: Для развития чувства языка, орфографических умений

Учитель: Легко ли находить в слове его части?   Найдите ошибку в схемах: (слайд №15, №16, №17, №18)

 


                                                                    ,                                                          

 

8 Домашнее задание: Упр.376

9. Рефлексия: Учитель: Над какой темой работали? - Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности? (ответ учеников)

Учитель: Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и. 

Ученики: По ученику и об учителе судят.

Учитель: Проведем оценку нашей работы.

Сегодня я доволен работой, т. к. … (слайд

Не совсем доволен, т.к. …

Не доволен своей работай, ведь я …

- Наш урок окончен. Спасибо за работу.

 


Урок русского языка «Морфемика- наименьшая значимая часть слова»

Урок русского языка «Морфемика- наименьшая значимая часть слова»

Какие это части слова? ( Значимые)

Какие это части слова? ( Значимые)

Чем снежная одежда твоя. На поляне от поземки ночь

Чем снежная одежда твоя. На поляне от поземки ночь

Учитель: Назовите слова с суффиксами –«дразнилками» на –юга

Учитель: Назовите слова с суффиксами –«дразнилками» на –юга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2021