Русский язык. 10 класс.
Тема: «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»
Цели урока.
Обучающие цели:
- систематизировать знания о правописании приставок;
- организовать деятельность учащихся по формированию умения;
- определять группу приставки по написанию и орфограмму, связанную с её написанием.
- совершенствовать орфографические навыки написания приставок.
Развивающие цели:
- активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
- развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать;
- развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности.
Воспитывающие цели:
- способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной культуры;
- воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;
- осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.
Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Н.Г.Гольцовой, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1.Устная работа с эпиграфом к уроку:
“Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга”. Академик Л.Щерба
2) Орфоэпическая минутка. «Говори правильно» (по карточке)
ЕГЭ задание 4
1. В каком слове ударение падает на второй слог:
1) статуя;
2) каталог;
3) августовский;
4) пуловер.
2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения
1) апостроф;
2) эксперт;
3) кухонный;
4) творог.
3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук
1) красивЕе всех;
2) на прОстынях;
3) они прАвы;
4) свежие тортЫ.
III. Целеполагание.
Найдите «третье лишнее» в цепочках слов:
1. бе…численные, ра..шатанное, бе…грешный.
2. …говориться, …дешние, …дать.
3. пр…быть в город, пр…творить дверь,
пр…забавный малыш.
4. пред…стория, вы…грать, раз…скать.
(Жигурин С.работает у доски, остальные в тетради. Проверка по слайду)
Ответ
1. беЗгрешный
2. Здешние
3. прЕзабавный
4. выИграть
- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.
- Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цели и задачи нашего урока.
Целеполагание (цели и задачи урока) вспомнить – узнать – научиться.
Цели урока – систематизировать знания о правописании приставок и совершенствовать орфографические навыки написания приставок.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.
- Что такое приставка?
- Продолжите ряд: понимать, отнимать, …
- Каково назначение приставок?
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?
- В русском языке 58 активно действующих приставок.
IV. Изучение материала.
(учащиеся, глядя на таблицы из слайдов, вспоминают и формулируют правила написания приставок)
Презентация «Три группы приставок».
Не меняются на письме |
Меняют З на С перед глухими согласными |
Различаются по значению |
в – за – до – над – о – об – от – пере – по – под – пред – про – с - |
без – (бес – ) вз – (вс –) воз – (вос –) из – (ис – ) низ – (нис – ) раз – (рас – ) роз – (рос – ) через – (черес – |
пре – при –
|
- В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок.
Все приставки в русском языке делятся на три группы:
первая группа – приставки, которые не меняются на письме,
вторая группа – приставки, которые меняют з на с перед глухими согласными,
и третья группа – это приставки, которые различаются по значению.
«Приставки на …з и …с»
без – (бес – ) низ – (нис –)
вз – (вс –) раз – (рас –)
воз – (вос –) роз – (рос – )
из – (ис – ) через – (черес – )
Перед звонкими согласными …з б в г д ж з / л м н р й / избить
Перед глухими согласными …с п ф к т ш с / х ц ш щ / испить
Запомните.
1) Приставка с – всегда пишется одинаково, независимо от произношения
(сделать, сжечь)
2) В словах: здесь, здание, здоровье з входит в состав корня.
3) В составе сложных слов пишется з (близсидящий, Близстоящий)
4) Правописание приставок роз – (рос – ) и раз – (рас – ) определяется ударением:
Без ударения – а, под ударением – о
рассыпать – россыпи; развалиться – розвальни;
распускать – роспуск; разыграть – розыгрыш;
расписание – роспись; раздать – розданный;
рассказ – россказни; разыскать – розыск
- Третья группа приставок – это приставки пре – и при –. Правильное написание приставок пре – и при – связано с пониманием их лексических значений.
Приставки третьей группы
(различаются по значению)
ПРЕ – ПРИ –
1 высшая степень, «очень» 1 приближение (приехать)
(предобрый, преуспевать) 2 присоединение (прибить)
2 близкое к значению «пере», 3 близость (пригород)
«через» 4 неполное действие (прилечь)
(преодолеть, преградить, 5 доведение действия до конца
пресечь, преступление) (придумать, приготовить)
Запомните слова-исключения (словарные слова).
ПРЕ – |
ПРИ – |
Препятствия, препоны, преисподняя, прегрешения, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преподобный, прелюбодей, преувеличить, (камень) преткновения, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия, премьера, престиж, президент, президиум, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, превалировать, претендент, прецедент, префект… |
Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, присяга, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, причёска, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, приличный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет, приукрасить, прихотливый… |
- Когда в
словах после приставок пишется гласная Ы, а когда И?
Правило достаточно простое:
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в
соответствии с произношением:
· играть - подыграть, разыграть, сыграть;
· искать - отыскать, подыскать, разыскать;
· интегральный - подынтегральный;
· июльский - предыюльский.
Рассмотрим исключения из
правила, то есть случаи, когда после приставки, оканчивающейся на согласную,
пишется не Ы, а И.
1. И пишется
после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-:
· межинститутские соревнования,
·
сверхизысканный.
2. И пишется после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-:
·
двухимпульсный.
3. И пишется
после иноязычных приставок и частиц ДЕЗ,
КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-:
· дезинформация,
· контригра,
· постимпрессионизм,
· субинспектор,
· суперинтендант,
· трансиорданский,
· панисламизм.
4. И пишется в сложносокращённых словах:
· пединститут,
·
спортинвентарь и т.д.
5. И пишется в слове взимать.
6. И пишется
после приставок, оканчивающихся на
гласную: поискать.
V. Физминутка. Гимнастика для глаз
Рисование «ленивых восьмерок» глазами. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.
VI. Закрепление материала.
1.Работа по учебнику.
Упражнение 138 на странице 87 (устно)
2. Работа с текстом (текст распечатан)
Задание.
1. Прочитайте фрагмент работы В. Соловьева «Смысл любви».
2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
3.Выпишите слова с пропуском букв в приставках в три столбика, сформулировав основание для распределения.
Дар слова есть натуральная пр_надлежность человека, язык не выдумывается как и любовь. Однако было бы крайне п_чально если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр_це(с,сс)у который сам собою в нас пр_и(з,с)ходит, если бы мы говорили так как поют птицы пр_давались бы естественным с_ч_таниям звуков и слов для выр_жения невольно пр_ходящих через нашу душу чу_ств и пр_дставлений, а не делали из языка орудия для п_следовательного пр_ведения извес_ных мыслей, средства для д_стижения р_зумных и с_знательно п_ставленных целей. При исключительно па(сс,с)ивном и бе_сознательном о_ношении к дару слова не могли бы образоваться ни наука ни иску(с,сс)тво ни гражданское о_щежитие да и самый язык вследствие недостаточного пр_менения этого дара не ра_вился бы и остался бы при з_чаточных своих пр_явлениях.
4. Определите тему и основную мысль текста.
5. Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к ней.
3. Тест.
Задание 10 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны каждому ученику)
1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать
2. сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный
3. п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера
4. чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
5. вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный
Ответ: 124
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить
2. пр..рывать, пр..стать, пр..маленький
3. ад..ютант, бул..он, компан..он
4. об..рвать, д..йти, от..двинуть
5. р..списка, р..зыск, р..спись
Ответ: 14
1. Пресечь, преодолеть, преградить
2. Прерывать, пристать, премаленький
3. Адъютант, бульон, компаньон
4. Оборвать, дойти, отодвинуть
5. Расписка, розыск, роспись
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть
2. пр..влечь, пр..дание, пр..дирки
3. пр..бежище, пр..берег, пр..украсил
4. пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык
5. пр..рекаться, пр..красный, пр..милый
Ответ: 35
1. Пресечь, пригласил, приоткрыть
2. Привлечь, предание, придирки
3. Прибежище, приберег, приукрасил
4. Прадед (исключение), прообраз, праязык
5. Пререкаться, прекрасный, премилый
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. ..десь, ..даваться, ..дание
2. и..бавиться, и..резать, и..менить
3. ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить
4. р..спись, р..списаться, р..зыск
5. пр..лечь, пр..своил, пр..открыл
Ответ: 25
1. Здесь, сдаваться, здание
2. Избавиться, изрезать, изменить
3. Расписание, разбежаться, разукрасить
4. Роспись, расписаться, розыск
5. Прилечь, присвоил, приоткрыл
VII. Итог урока.
- Чем мы с вами занимались на уроке?
- Какие правила повторили?
- Расскажите правила и приведите примеры.
VIII. Рефлексия.
Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.
1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
2. Урок мне показался (коротким / длинным)
3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)
4. На уроке мне было (интересно / скучно)
5. За урок я (устал / не устал)
VIII. Домашнее задание.
Выучить П.26,27,28
Выполнить упражнения 143, 148
Решить КИМ ЕГЭ задание 10
Выполните тестовые задания.
1. В каком слове пишется буква А?
а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.
2. В каком слове пишется буква З?
а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.
3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.
1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,
6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.
4. В каком слове пишется буква Е?
а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,
в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;
б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;
в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;
г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.
Выполните тестовые задания.
1. В каком слове пишется буква А?
а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.
2. В каком слове пишется буква З?
а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.
3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.
1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,
6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.
4. В каком слове пишется буква Е?
а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,
в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;
б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;
в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;
г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.
Выполните тестовые задания.
1. В каком слове пишется буква А?
а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.
2. В каком слове пишется буква З?
а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.
3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.
1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,
6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.
4. В каком слове пишется буква Е?
а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,
в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;
б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;
в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;
г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.
Ответы: 1. б; 2. в; 3. 1), 2), 5), 7), 10) ; 4. Г; 5. в.
0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.