Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Тема:«Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Тема:«Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»

Оценка 4.6
docx
21.04.2020
Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Тема:«Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»
РУ 10 кл. И-Ы после приставок..docx

Русский язык. 10 класс. 

Тема:  «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»

Цели урока.

Обучающие цели:

- систематизировать знания о правописании приставок;

- организовать деятельность учащихся по формированию умения;

- определять группу приставки по написанию и орфограмму, связанную с её написанием.

- совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

Развивающие цели:

- активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

- развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать;

- развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности.

Воспитывающие цели:

- способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной культуры;

- воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;

- осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный,                                                                  проблемный, частично-поисковый.

Тип урока: урок систематизации и  обобщения знаний и умений.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Н.Г.Гольцовой, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

 

                                                                   Ход урока

 

I. Организационный момент

II.  Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Устная работа с эпиграфом к уроку:

“Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга”.          Академик Л.Щерба

2) Орфоэпическая минутка. «Говори правильно» (по карточке)

ЕГЭ задание 4

1. В каком слове ударение падает на второй слог:

1) статуя;
2) каталог;
3) августовский;
4) пуловер.

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

1) апостроф;
2) эксперт;
3) кухонный;
4) творог.

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

1) красивЕе всех;
2) на прОстынях;
3) они прАвы;
4) свежие тортЫ.

III. Целеполагание.  

Найдите «третье лишнее» в цепочках слов:

1.  бе…численные, ра..шатанное, бе…грешный.

2.  …говориться, …дешние, …дать.

3. пр…быть в город, пр…творить дверь,

пр…забавный малыш.

4. пред…стория, вы…грать, раз…скать.

(Жигурин С.работает у доски, остальные в тетради. Проверка по слайду)

Ответ

1. беЗгрешный

2. Здешние

3. прЕзабавный

4. выИграть

 

- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

- Посмотрите на слайд, где указаны  опорные слова и определите цели и задачи нашего урока.

Целеполагание (цели и задачи урока) вспомнить – узнать – научиться.

Цели урока – систематизировать знания о правописании приставок и совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.

- Что такое приставка?

- Продолжите ряд: понимать, отнимать, …

- Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

- В русском языке 58 активно действующих приставок.

 

IV. Изучение материала.

(учащиеся, глядя на таблицы из слайдов, вспоминают и формулируют правила написания приставок)

Презентация «Три группы приставок».

Не меняются на письме

Меняют    З   на    С

перед глухими согласными

Различаются по значению

в –

за –

до –

над –

о –

об –

от –

пере –

по –

под –

пред –

про –

с -

                   

без – (бес – )

вз – (вс –)

воз – (вос –)

из – (ис – )

низ – (нис – )

раз – (рас – )

роз – (рос – )

через – (черес –

 

 

 

 

пре –

при –

 

 

- В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок.

Все приставки в русском языке делятся на три группы:

первая группа – приставки, которые не меняются на письме,

вторая группа – приставки, которые меняют з на с перед глухими согласными,

и третья группа – это приставки, которые различаются по значению.

 

«Приставки на …з и …с»

 

без – (бес – )                                  низ – (нис –)

вз – (вс –)                                       раз – (рас –)

воз – (вос –)                                   роз – (рос – )

        из – (ис – )                                     через – (черес – )

 

Перед звонкими согласными    …з         б   в   г   д   ж    з  /  л  м  н  р  й  /  избить

Перед глухими согласными      …с         п   ф  к   т   ш   с  /  х  ц  ш  щ   /  испить

 

Запомните.

1)      Приставка с – всегда пишется одинаково, независимо от произношения

      (сделать, сжечь)

      2)   В словах: здесь, здание, здоровье з входит в состав корня.

      3)   В составе сложных слов пишется з (близсидящий, Близстоящий)

      4)   Правописание приставок роз – (рос – ) и раз – (рас – ) определяется ударением:

 

Без ударения – а,  под ударением – о

рассыпать – россыпи;                    развалиться – розвальни;

распускать – роспуск;                    разыграть – розыгрыш;

расписание – роспись;                  раздать – розданный;

рассказ – россказни;                      разыскать – розыск

 

- Третья группа приставок – это приставки пре – и при –. Правильное написание приставок пре – и при – связано с пониманием их лексических значений.

 

Приставки третьей группы

(различаются по значению)

                     ПРЕ –                                                                 ПРИ

1 высшая степень, «очень»                           1 приближение (приехать)

(предобрый, преуспевать)                             2 присоединение (прибить)

2 близкое к значению «пере»,                      3 близость (пригород)

«через»                                                           4 неполное действие (прилечь)

(преодолеть,  преградить,                             5 доведение действия до конца

пресечь, преступление)                                   (придумать, приготовить)

 

Запомните слова-исключения (словарные слова).

ПРЕ –

ПРИ –

Препятствия, препоны, преисподняя,

прегрешения, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преподобный, прелюбодей, преувеличить, (камень) преткновения, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия, премьера, престиж, президент, президиум, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, превалировать, претендент, прецедент, префект…         

Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, присяга, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, причёска, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, приличный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет, приукрасить, прихотливый…

 

- Когда в словах после приставок пишется гласная Ы, а когда И?

Правило достаточно простое:
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением:
 

·         играть - подыграть, разыграть, сыграть; 

·         искать - отыскать, подыскать, разыскать;

·         интегральный - подынтегральный;

·         июльский - предыюльский.  

Рассмотрим исключения из правила, то есть случаи, когда после приставки, оканчивающейся на согласную, пишется не Ы, а И.
1.
 И пишется после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-:

·         межинститутские соревнования, 

·         сверхизысканный.
2. 
И пишется после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-:

·         двухимпульсный.
3.
 И пишется после иноязычных приставок и частиц ДЕЗ, 

    КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-: 

·         дезинформация, 

·         контригра, 

·         постимпрессионизм, 

·         субинспектор, 

·         суперинтендант, 

·         трансиорданский, 

·         панисламизм.

4. И пишется в сложносокращённых словах:

·         пединститут, 

·         спортинвентарь и т.д.
5. И пишется в слове 
взимать.
6. И пишется после приставок, оканчивающихся на   
    гласную: 
поискать.

 

V.  Физминутка. Гимнастика для глаз

Рисование «ленивых восьмерок» глазами. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

 

VI. Закрепление материала.

1.Работа по учебнику.

Упражнение 138 на странице 87 (устно)

2. Работа с текстом (текст распечатан)

Задание.

1. Прочитайте фрагмент работы В. Соловьева «Смысл любви».

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

3.Выпишите  слова с пропуском букв в приставках в три столбика, сформулировав основание для распределения.

        Дар  слова  есть  натуральная  пр_надлежность  человека,  язык  не выдумывается  как и любовь.  Однако было бы крайне п_чально  если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр_це(с,сс)у  который сам собою в нас пр_и(з,с)ходит, если бы мы говорили так как поют птицы  пр_давались бы естественным с_ч_таниям звуков и слов для выр_жения невольно пр_ходящих через нашу душу  чу_ств и пр_дставлений, а не делали из языка орудия  для  п_следовательного  пр_ведения  извес_ных  мыслей,  средства для  д_стижения  р_зумных  и  с_знательно  п_ставленных целей. При исключительно па(сс,с)ивном  и  бе_сознательном  о_ношении  к дару слова не  могли бы  образоваться  ни наука  ни иску(с,сс)тво  ни гражданское о_щежитие   да и самый язык  вследствие  недостаточного  пр_менения  этого дара  не ра_вился бы и остался бы при з_чаточных  своих  пр_явлениях.

4. Определите тему и основную мысль текста.

5. Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к ней.

3. Тест.

Задание 10 из  КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны каждому ученику)

1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите  номера ответов.

1. пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

2. сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный

3. п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера

4. чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний

5. вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

    Ответ: 124

2.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1.      пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить

2.      пр..рывать, пр..стать, пр..маленький

3.      ад..ютант, бул..он, компан..он

4.      об..рвать, д..йти, от..двинуть

5.      р..списка, р..зыск, р..спись

Ответ: 14

1.      Пресечь, преодолеть, преградить

2.      Прерывать, пристать, премаленький

3.      Адъютант, бульон, компаньон

4.      Оборвать, дойти, отодвинуть

5.      Расписка, розыск, роспись

3.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1.      пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть

2.      пр..влечь, пр..дание, пр..дирки

3.      пр..бежище, пр..берег, пр..украсил

4.      пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык

5.      пр..рекаться, пр..красный, пр..милый

Ответ: 35

1.      Пресечь, пригласил, приоткрыть

2.      Привлечь, предание, придирки

3.      Прибежище, приберег, приукрасил

4.      Прадед (исключение), прообраз, праязык

5.      Пререкаться, прекрасный, премилый

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1.      ..десь, ..даваться, ..дание

2.      и..бавиться, и..резать, и..менить

3.      ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить

4.      р..спись, р..списаться, р..зыск

5.      пр..лечь, пр..своил, пр..открыл

Ответ: 25

1.      Здесь, сдаваться, здание

2.      Избавиться, изрезать, изменить

3.      Расписание, разбежаться, разукрасить

4.      Роспись, расписаться, розыск

5.      Прилечь, присвоил, приоткрыл

 

VII. Итог урока.

- Чем мы с вами занимались на уроке?

- Какие правила повторили?

- Расскажите правила и приведите примеры.

 

VIII. Рефлексия.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

2. Урок мне показался (коротким / длинным)

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)

4. На уроке мне было (интересно / скучно)

5. За урок я (устал / не устал)

 

VIII. Домашнее задание.

Выучить П.26,27,28

Выполнить упражнения 143, 148

Решить КИМ ЕГЭ задание 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

    а) пр…родитель,  б) поз…прошлой,  в) п…дкупить,  г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

    а) ра…чертить,  б) бе…предельный,   в) и…бежать,  г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

  1) и…ключить, 2) бе…спорно,  3) ра…лагать, 4) бе…граничный,  5) бе…цельно,     

  6) и…брать,    7) бе…шабашный,   8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

    а) пр…ручить зверя,  б) пр…давать значение, 

    в) пр…крыть пледом,  г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?  

    а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

    б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

    в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

    г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.

Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

    а) пр…родитель,  б) поз…прошлой,  в) п…дкупить,  г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

    а) ра…чертить,  б) бе…предельный,   в) и…бежать,  г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

  1) и…ключить, 2) бе…спорно,  3) ра…лагать, 4) бе…граничный,  5) бе…цельно,     

  6) и…брать,    7) бе…шабашный,   8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

    а) пр…ручить зверя,  б) пр…давать значение, 

    в) пр…крыть пледом,  г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?  

    а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

    б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

    в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

    г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.

Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

    а) пр…родитель,  б) поз…прошлой,  в) п…дкупить,  г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

    а) ра…чертить,  б) бе…предельный,   в) и…бежать,  г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

  1) и…ключить, 2) бе…спорно,  3) ра…лагать, 4) бе…граничный,  5) бе…цельно,     

  6) и…брать,    7) бе…шабашный,   8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

    а) пр…ручить зверя,  б) пр…давать значение, 

    в) пр…крыть пледом,  г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?  

    а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

    б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

    в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

    г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.

 

 

Ответы:    1. б;         2. в;     3.  1),  2),  5),  7), 10) ;        4.  Г;     5. в.

 0 ошибок – «5»;    1 ошибка – «4»;    2 ошибки – «3»


 

Русский язык. 10 класс. Тема: «Правописание гласных и согласных в приставках

Русский язык. 10 класс. Тема: «Правописание гласных и согласных в приставках

Найдите «третье лишнее» в цепочках слов: 1

Найдите «третье лишнее» в цепочках слов: 1

Перед звонкими согласными …з б в г д ж з / л м н р й / избить

Перед звонкими согласными …з б в г д ж з / л м н р й / избить

После приставок, оканчивающихся на согласную , вместо

После приставок, оканчивающихся на согласную , вместо

Определите тему и основную мысль текста

Определите тему и основную мысль текста

Прилечь, присвоил, приоткрыл

Прилечь, присвоил, приоткрыл

В каком слове пишется буква Е? а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение, в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям

В каком слове пишется буква Е? а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение, в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020