Конспект урока по теме "Буквы О и Ё после шипящих в корне
Оценка 4.8

Конспект урока по теме "Буквы О и Ё после шипящих в корне

Оценка 4.8
docx
15.11.2022
Конспект урока по теме "Буквы О и Ё после шипящих в корне
Bukvy_yo-o_posle_shipyaschikh.docx

Выполнила: Сонина Инна Вячеславовна
Класс: пятый
Тема:
Буквы ё и о после шипящих в корне

Цели:

1.      Показать условия выбора букв о и ё после шипящих в корне

2.      Научить распознавать слова с этим корнем

3.      Научить применять правило написания букв о и ё после шипящих в корне

Тип урока: изучение нового
Основной метод: частично-поисковый
Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя и учеников

Орг. момент

1 минута

Здравствуйте, ребята! Тихонько садитесь.

 

Проверка ДЗ

 

Изучение нового

Открываем тетради. Записываем число (сегодня 26 февраля), классная работа. Оставьте одну строчку для темы. На доске записаны слова.

Пчёлка, шелковый, шорты, щёчка, шоу, молодожёны, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей.

- Значение каких слов вам незнакомо? (шоу, анчоус, жокей)

Словарная работа.

Шоу – представление
Анчоус – мелкая морская рыбка

Ребята, а кто знает, как выглядит анчоус? Посмотрите на слайд

Жокей - наездник

Шоу – представление.

Анчоус – мелкая морская рыбка.

Жокей наездник.

- Составьте с этими словами устно предложения.

- Что общего между всеми этими словами? (Во всех есть шипящие)

- Какой звук слышится после шипящих?  (Звук о)

- А всегда ли после шипящих пишется буква о? (нет)

- Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё? (Звук о на письме передаётся буквами о и ё).

- Давайте сформулируем тему урока (Буквы ё-о после шипящих в корне)

- Как вы думаете, зачем нам знать, когда писать ё, а когда о? (Чтобы не делать ошибок, быть грамотными)

- Тогда какую цель мы с вами поставим?

3. Изучение нового материала.

- Запишите предложенные слова в два столбика: с буквой ё и буквой о после шипящих. (Работа в тетрадях и на доске) Рядом с каждым запишите однокоренное слово, а если не можете подобрать, оставьте пустое место.

- Какую особенность вы заметили? (Если в однокоренных словах пишется Е, значит, в слове пишем Ё, где нельзя подобрать слово с Е – пишем О).

- Сформулируйте самостоятельно правило.

 

Давайте откроем учебник на странице 37-ой и прочитаем правило. Что нового мы узнали из учебника? (слова исключения: шов, шорох, шомпол капюшон, крыжовник,)

Слово шомпол всем известно? (Стержень для чистки канала ствола в ручном огнестрельном оружии или для забивания заряда в ружьях, заряжаемых с дула.)

Ребята, когда я училась в 5 классе, я запоминала эти слова в другом порядке, записала исключения один раз, но отлично помню до сих пор. Чтобы вы тоже хорошо запомнили, предлагаю записать в таком порядке: шов, шорох, шомпол, капюшон, крыжовник.

1 стадия

Ребята, чтобы закрепить наше новое знание, предлагаю сыграть в игру. На слайде 15 окошек, по руке вы выбираете номер окошка, и вам выпадает словосочетание, где встречается слово с пропущенной орфограммой. Вы скажете, какую букву будем вставлять и объясните, почему, подберете однокоренное слово там, где это возможно. Словосочетания будем записывать в тетради, обозначая орфограмму. Например, вам выпадает словосочетание черный шарф, вы говорите: вставляем букву ё, потому что звук находится под ударением и можно подобрать однокоренное слово чернеть. Задание всем понятно?

Посмотрите на записанные слова с орфограммой, в чем мы с вами убедились, выполняя это задание?

 

Ребята, все хоть раз были в лесу? Как там?

А кто-нибудь из вас ходил в поход?

Предлагаю познакомиться с текстом, я прочитаю, а вы понаблюдайте, что чувствует герой, представьте себя на месте героя, подумайте, что бы вы чувствовали.

НОЧЕВКА В ЛЕСУ

В лесу тихо и спокойно. Только иногда слышится ш..пот ручья, льющего свои воды неподалёку от пещеры семейства волков. Ч..рные ели стоят, устремив свои огромные пушистые лапы в небо. На одном из пышных кустов созревает крыж..вник, качаясь на ветру. Еле видная тропинка ведёт дальше в чащ..бу.

Вдруг из леса выскакивает маленький серый волчонок и бежит ко мне. У него мягкая, как ш..лк, ш..рстка и ясные ж..лтые глаза, с любопытством разглядывающие меня. Потом волчонок что-то услышал и помчался обратно в непроходимую чащ..бу.

Я разж..г костёр и устроился на ночевку. На ужин у меня была копченая колбаса и только что испеченное мясо зайца. Я достал из рюкзака спальный мешок и залез туда, застегнув за собой молнию. Сквозь щ..лку в мешке я видел ночное небо, заблудившуюся пч..лку, которая искала свой дом, ж..лтую луну. Я открыл мешок и вылез, спрятал кош..лку и подобрал с земли расч..ску, которая вывалилась из рюкзака. Вдруг я услышал ш..рох и взглянул на лес. Я увидел волчонка, того самого, которого я видел днём. Он подбежал ко мне и залез в мешок. Я задул свечу и лёг вместе с волчонком.

Так мы и спали в одном мешке всю ночь. (Юлия Решетняк)

 

Докажите, что это текст.

Как думаете, какой это тип текста и почему? (Повествование)

 

 

 

 

Задавание на дом

Упражнение 459-ое

 


 

Выполнила: Сонина Инна Вячеславовна

Выполнила: Сонина Инна Вячеславовна

Вы скажете, какую букву будем вставлять и объясните, почему, подберете однокоренное слово там, где это возможно

Вы скажете, какую букву будем вставлять и объясните, почему, подберете однокоренное слово там, где это возможно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2022