Выполнила: Сонина
Инна Вячеславовна
Класс: пятый
Тема: Буквы ё и о после шипящих в корне
Цели:
1. Показать условия выбора букв о и ё после шипящих в корне
2. Научить распознавать слова с этим корнем
3. Научить применять правило написания букв о и ё после шипящих в корне
Тип урока: изучение
нового
Основной метод: частично-поисковый
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя и учеников |
Орг. момент 1 минута |
Здравствуйте, ребята! Тихонько садитесь.
|
Проверка ДЗ |
|
Изучение нового |
Открываем тетради. Записываем число (сегодня 26 февраля), классная работа. Оставьте одну строчку для темы. На доске записаны слова. Пчёлка, шелковый, шорты, щёчка, шоу, молодожёны, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей. - Значение каких слов вам незнакомо? (шоу, анчоус, жокей) Словарная работа. Шоу – представление Ребята, а кто знает, как выглядит анчоус? Посмотрите на слайд Жокей - наездник Шоу – представление. Анчоус – мелкая морская рыбка. Жокей – наездник. - Составьте с этими словами устно предложения. - Что общего между всеми этими словами? (Во всех есть шипящие) - Какой звук слышится после шипящих? (Звук о) - А всегда ли после шипящих пишется буква о? (нет) - Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё? (Звук о на письме передаётся буквами о и ё). - Давайте сформулируем тему урока (Буквы ё-о после шипящих в корне) - Как вы думаете, зачем нам знать, когда писать ё, а когда о? (Чтобы не делать ошибок, быть грамотными) - Тогда какую цель мы с вами поставим? 3. Изучение нового материала. - Запишите предложенные слова в два столбика: с буквой ё и буквой о после шипящих. (Работа в тетрадях и на доске) Рядом с каждым запишите однокоренное слово, а если не можете подобрать, оставьте пустое место. - Какую особенность вы заметили? (Если в однокоренных словах пишется Е, значит, в слове пишем Ё, где нельзя подобрать слово с Е – пишем О). - Сформулируйте самостоятельно правило. |
|
Давайте откроем учебник на странице 37-ой и прочитаем правило. Что нового мы узнали из учебника? (слова исключения: шов, шорох, шомпол капюшон, крыжовник,) Слово шомпол всем известно? (Стержень для чистки канала ствола в ручном огнестрельном оружии или для забивания заряда в ружьях, заряжаемых с дула.) Ребята, когда я училась в 5 классе, я запоминала эти слова в другом порядке, записала исключения один раз, но отлично помню до сих пор. Чтобы вы тоже хорошо запомнили, предлагаю записать в таком порядке: шов, шорох, шомпол, капюшон, крыжовник. |
1 стадия |
Ребята, чтобы закрепить наше новое знание, предлагаю сыграть в игру. На слайде 15 окошек, по руке вы выбираете номер окошка, и вам выпадает словосочетание, где встречается слово с пропущенной орфограммой. Вы скажете, какую букву будем вставлять и объясните, почему, подберете однокоренное слово там, где это возможно. Словосочетания будем записывать в тетради, обозначая орфограмму. Например, вам выпадает словосочетание черный шарф, вы говорите: вставляем букву ё, потому что звук находится под ударением и можно подобрать однокоренное слово чернеть. Задание всем понятно? Посмотрите на записанные слова с орфограммой, в чем мы с вами убедились, выполняя это задание? |
|
Ребята, все хоть раз были в лесу? Как там? А кто-нибудь из вас ходил в поход? Предлагаю познакомиться с текстом, я прочитаю, а вы понаблюдайте, что чувствует герой, представьте себя на месте героя, подумайте, что бы вы чувствовали. НОЧЕВКА В ЛЕСУ В лесу тихо и спокойно. Только иногда слышится ш..пот ручья, льющего свои воды неподалёку от пещеры семейства волков. Ч..рные ели стоят, устремив свои огромные пушистые лапы в небо. На одном из пышных кустов созревает крыж..вник, качаясь на ветру. Еле видная тропинка ведёт дальше в чащ..бу. Вдруг из леса выскакивает маленький серый волчонок и бежит ко мне. У него мягкая, как ш..лк, ш..рстка и ясные ж..лтые глаза, с любопытством разглядывающие меня. Потом волчонок что-то услышал и помчался обратно в непроходимую чащ..бу. Я разж..г костёр и устроился на ночевку. На ужин у меня была копченая колбаса и только что испеченное мясо зайца. Я достал из рюкзака спальный мешок и залез туда, застегнув за собой молнию. Сквозь щ..лку в мешке я видел ночное небо, заблудившуюся пч..лку, которая искала свой дом, ж..лтую луну. Я открыл мешок и вылез, спрятал кош..лку и подобрал с земли расч..ску, которая вывалилась из рюкзака. Вдруг я услышал ш..рох и взглянул на лес. Я увидел волчонка, того самого, которого я видел днём. Он подбежал ко мне и залез в мешок. Я задул свечу и лёг вместе с волчонком. Так мы и спали в одном мешке всю ночь. (Юлия Решетняк)
Докажите, что это текст. Как думаете, какой это тип текста и почему? (Повествование)
|
Задавание на дом |
Упражнение 459-ое |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.