Тема урока: Разряды предлогов.
Цели:
1. закрепить знания о разрядах предлога;
2. уметь находить предлоги в предложении и словосочетании;
3. уметь отличать предлоги от других частей речи.
Тип урока: урок закрепления и углубления знаний.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские.
Наглядно – демонстрационный материал: презентация
Основные понятия: предлог, разряды предлогов, производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.
Ход урока.
1.Орг. момент. Приветствие учителя. Запись числа .Классная работа Тема.
2.Сообщение темы и целей урока.
Цели:
1. продолжить изучение предлога как служебной части речи, закрепить и углубить знания о разрядах предлога;
2. уметь находить предлоги в предложении и словосочетании;
3. уметь отличать предлоги от других частей речи.
3.Проверка дом. задания.
-Разберите вопросы
1.На какие группы делятся все части речи?
2. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных частей речи?
3.Назовите служебные части речи.
3. Что такое предлог?
4.На какие разряды делятся предлоги?
5.Непроизводные предлоги – это….
6.Производные предлоги – это…
7.Простые и составные предлоги .
-Индивидуальные дополнит. сообщения о предлоге – 3 чел.
Непроизводные предлоги состоят из одного звука, одного слога, реже двух слогов: без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через и некоторые другие. Непроизводные предлоги появились в глубокой древности, они утратили связь с теми знаменательными словами, от которых когда- то образовались.
Большинство непроизводных предлогов исторически связаны с приставками-омонимами, так как некогда предлоги активно участвовали в образовании новых слов. Во многих современных словосочетаниях предлогов с существительными предлог соответствует глагольной приставке, например: вдуматься в смысл, дочитать до конца, забежать за угол, списать с доски и т.д.
.
Термин «предлог» буквально значит «перед словом», потому что лог — это часть греческого слова логос, что значит слово. Предлоги не являются членами предложения, но всегда входят в их состав.
-Послушайте стихотворение и скажите, о каком разряде предлога говорится?
-Проверяем дом. упражнение №340. Прочитайте с/с с предлогами, дайте характеристику каждому предлогу по их разряду.
Итак, вы неплохо усвоили разряды предлогов. Но цель нашего урока продолжить изучение предлога как служебной части речи и закрепить знания о разрядах предлога; уметь находить предлоги в предложении и словосочетании;
уметь отличать предлоги от других частей речи.
Поэтому продолжаем над этим работать.
-Индивидуальное задание на местах получают(2-3 чел.) Карточки с заданием.
-Индивидуальное задание у доски (1 чел.)
А у нас «Морфологическая разминка»
Найди лишнее
1. имя существительное, наречие, местоимение
2. глагол, деепричастие, имя числительное
3. предлог, наречие, причастие
-Назови правильный(е) ответ(ы)
Большая группа производных предлогов образуется
1) от наречий 2) от глаголов 3) от деепричастий 4) от существительных 5) от местоимений
Назови часть речи
|
|
|
|
|
|
идти навстречу, посмотреть вокруг, выступать против |
идти навстречу другу, посмотреть вокруг себя, выступать против грубости |
в течении реки, в продолжении фильма, в следствии по делу |
в течение урока, в продолжение недели, вследствие засухи
|
уходил, благодаря друга за оказанную помощь,
|
справились благодаря помощи друга, |
Назови составные предлоги
1.без, из-за, в, к, под, согласно, в заключение
2. в течение, из-под, в продолжение, несмотря на
3. вопреки, согласно, ради, над, в меру, в отличие от
Задание: Спишите, указывая, какой частью
речи являются выделенные слова. Выполнив задание, сделайте выводы.
Идти на встречу с ветеранами – навстречу победе; в
следствие включилась целая бригада – вследствие непогоды операцию
отложили; вдали появился Мамаев курган – в дали голубой хорошо
можно было разглядеть «Родину-мать» - жить вдали от Сталинграда.
-Проверить индивидуальное задание у доски
4.Физкультминутка.
К солнцу вверх все потянулись,
И друг другу улыбнулись!
Поприветствовали всех,
И настроились на успех!
-Сколько предлогов вы услышали ? Какие они?
Итак, мы узнали, что предлоги делятся на разряды по составу: простые и составные и на разряды по происхождению: производные и непроизводные.
Многие лингвисты считают, что предлоги можно разделить ещё на что-то.
-Но давайте проведём небольшое исследование и посмотрим, может быть предлоги делятся ещё на какие-то группы или разряды? Об этом вы мне сами и расскажете.
-У вас на партах лежат небольшие тексты. Прочитайте их. 6 абзацев – 6 вариантов
«70 лет великой Победы. Грозное время уходит в прошлое. Каждый год 9 мая ветераны войны приходят на парад победы. Там они вспоминают, как выходили из вражеского окружения под Москвой, под Курском, под Сталинградом.
Один боец рассказывал, что через час после сильного боя , когда время было перед самым обедом, откуда-то прилетел голубь. И весь взвод уставших и голодных солдат в течение часа любовался этой мирной птицей.
По вине фашистов были разрушены и загублены сотни городов. Вследствие непрерывного огня немецкой артиллерии пострадали многие памятники . Из-за нечеловеческой политики гитлеровской Германии наша страна потеряла миллионы людей.
И сегодня, опасаясь тех страшных лет, старики оставляют иногда что-то на чёрный день, для того, чтобы как-то выжить. Ведь они помнят всё, особенно блокаду Ленинграда. Наши защитники Отечества погибали ради жизни на земле, спасая нас.
Трудно сказать, что бойцы шли в бой без страха. Они ведь обычные люди. Но били фашистов с удовольствием, потому что это зло не должно существовать. И радовались от души, когда пришла победа.
Собираясь вместе, ветераны Великой войны тепло отзываются о своих друзьях, никогда не говорят про смерть. Они любят жизнь, поэтому ведут свои разговоры только об одной победе.»
Ваша задача будет состоять в том, чтобы , выписав предлоги со словами в тетрадь, задав от них вопросы к словам, подумать, что объединяет данные предлоги?
А получившийся результат мы будем записывать в таблицу, которая на доске. Время -
( Задание для творческой группы: Рабаева и Соболев)
До конца урока составить лингвистический рассказ о предлоге
Значение предлогов |
вопрос |
|
|
-Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось?
Прочитайте свои ответы и представитель запишет в таблицу ответ и вопрос.( 6 вариантов)
Сколько получилось групп? С какой частью речи можно сравнить названия разрядов и вопросов по смыслу?( с наречием)
-А теперь сделайте сами вывод. На какие ещё разряды можно разделить предлоги?( на разряды по смыслу или по значению)
Работа с деформированным текстом. Вставьте на место пропуска нужный предлог. Восстановите текст
слова для справок:( В, на, при , на, В течение, в, на, к, в, благодаря, в, После, над, из)
Царицын – Сталинград - Волгоград….Этот город привлекал людей своим фантастическим очарованием. …….. годы Великой Отечественной войны…….. город обрушилось несчастье - он был избран мишенью гитлеровских войск …….наступлении …….. Дон и Волгу. ……………первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала…… большой излучине Дона, а затем ………. подступах ………. Сталинграду и ………. самом городе. Но ……………. сильным духом непобедимым жителям Сталинграда, город не только выстоял …….. этой битве, но и сумел победить фашистов, обозначив тем самым переломный момент всей войны. …………. героической победы сталинградцев ……… южной группировкой гитлеровских войск жители Сталинграда вновь проявили самоотверженность и отстроили новый город ………. руин.
Вывод: Зачем нужны предлоги в тексте? Какую роль они выполняют?
-Самостоятельная работа (2 варианта) заполнить таблицу разрядами предлогов. Задания на партах. Выпишите все предлоги и заполните таблицу: произв/непроизв. Простой/составной
Итоги урока: Рефлексия.
- лингвистический рассказ о предлоге
-На какие разряды делятся предлоги? О каких разрядах мы узнали сегодня?
Как мы отличаем предлог от самостоятельной ЧР?
СИНКВЕЙН
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» .
Предлог
Простой, составной
Производный и непроизводный
С интересом нами изучается
Нравится.
Оценки.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1) Упр 345.
3) Сочинение – рассуждение «Нужны ли нам предлоги?»
Самоанализ урока по теме
Урок по теме «» предпоследний в системе уроков по теме «как часть речи».
Цели урока:
Обучающая: обобщить и углубить знания о;
Развивающая: формировать умения находить предлоги в текстах;
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.
Методы реализации урока: словесные, наглядные, практические, исследовательские.
Методические приемы: лингво-стилистический анализ текста, фронтальный опрос, , самостоятельная работа. Индивид. работа
Обучающие задачи:
*формирование умения определять разряды предлога; видеть предлоги в тексте; выполнять синтаксический разбор ; уметь использовать предлоги в устной и письменной речи.
Воспитательная:
*формирование чувства патриотизма и любви к родному языку.
Урок призван способствовать развитию у учащихся творческого воображения, памяти, внимания; обогащения речи учащихся.
Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений определять морфологические признаки предлога, употреблять их в речи.
Тип урока – урок закрепления и углубления, он включал в себя следующие этапы:
- организационный (приветствие, мотивация учебной деятельности);
- постановка цели и задач урока;
- проверка уровня знаний по теме;
- закрепление (работа по текстам)
- (творческая работа); самост. Работа. Групповая работа
- информация о домашнем задании;
- рефлексия
Планируемые результаты:
Предметные – правильно определять разряды предлога; осуществляют правильный выбор написаний предлога;; употребляют их в речи.
Метапредметные:
Личностные – учащиеся оценивают собственную учебную деятельность; осознают границы собственного знания и «незнания».
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализируют, делают выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; анализируют собственную работу.
Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию; работать в группе.
Практическая направленность урока:
- умение использовать предлоги в устной и письменной речи, видеть их роль в тексте.
При проведении урока ориентировалась на принципы обучения:
- принцип деятельности;
- принцип психологической комфортности
Чтобы решить цель урока, подобрала материал, который близок детям:
- тексты из истории.
Перед учащимися был поставлен проблемный вопрос: «?», над которым работали в течение всего урока.
В ходе урока была организована фронтальная и групповая работа, таким образом развивается коммуникативная компетенция.
Учащиеся имели возможность выбора домашнего задания.
Распределение времени было оптимальным. Темп урока высокий.
В целом считаю, что урок цели достиг.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.