Конспект урока по вокалу « Исполнение вокального произведения »
педагога по вокалу Данченко С.В.
Тема : Исполнение вокального произведения.
Цель: Развитие эмоциональности, артистизма и творческого самовыражения с помощью средств музыкальной выразительности
Задачи:
1. Обучить дикционным приёмам; динамике - «форте», «пиано»; темпам – медленный, средний, быстрый; ладам – мажор, минор - на вокальных упражнениях и музыкальном материале.
2. Ознакомить с понятием «Средства музыкальной выразительности». Что в это понятие входит, от чего зависит применение тех или иных средств выразительности.
3. Работа над эмоциональным и выразительным исполнением ранее изученного произведения.
Технологии: развивающего обучения, межпредметных связей, арттехнологии, здоровьесбережения; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности;
Методы: иллюстративный, метод упражнений, практический,
метод наблюдений.
Оборудование: Фортепиано, компьютер, усилитель, колонки, шнуры, микрофоны, музыкальный центр, рабочий стол.
Используемый музыкальный материал:
1. Вокальные упражнения;
2. Скороговорки;
3. Разучиваемые песни.
Структура занятия:
1. Организационный момент. Постановка цели, задач.
2. Вводная часть . Вокальные упражнения, скороговорки.
3. Теоретический материал: определение понятия «Средства музыкальной выразительности ».
4. Демонстрация произведения.
5. Закрепление материала на пройденных произведениях.
Работа над характером и выразительностью произведения
6. Подведение итога занятия. Анализ результатов. Рефлексия.
Ход занятия: 1. Организационный момент. Ознакомление с целями и задачами урока.
2. Вводная часть. Вокальные упражнения, скороговорки.
Педагог поёт и исполняет на инструменте вокальные упражнения и скороговорки . Обучающиеся повторяют упражнения за педагогом.
3. Теоретический материал. Особенности исполнения вокальной музыки в разные эпохи подчинялись разным влияниям. Композиторы вводили новые приемы и отчасти наследовали стиль предшественников. Развитие вокальной музыки затрагивало разные направления. Музыкальные украшения, полифония, манера извлечения звука, выражение глубины внутреннего мира вокалиста, внедрение речитатива. Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, учитываются акцент и пауза, интонация или гармония. Педагог знакомит обучающихся с средствами музыкальной выразительности: Динамика - «форте», «пиано». Дикция - четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего. Четкая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных органов речи - губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечных тренировок - артикуляционной гимнастики. Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др. Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот. Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека. Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения. Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор. Мотив, фраза и предложение оформляются средствами музыкальной выразительности в произведении.
4. Демонстрация нового произведения. Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.). Педагог даёт задание певцам: определить характер песни и назвать средства музыкальной выразительности, которые применяются в разучиваемом произведении. Особое внимание надо уделить ритму. Характерными чертами музыкального языка является полиритмия, основанная насинкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры В данном случае всеуказывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее.
Работа с текстом (эмоциональное и выразительное прочтение слов), над ритмическим рисунком, интонацией, дыханием. В процессе уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре -- все эти средства индивидуализируются.
5.Закрепление новых теоретических знаний на изученном ранее произведении .
. В готовом произведении вокалист показывает владение спецификой исполнения вокальных произведений разных форм, стилей и жанров; заложенные основы правильного звукоизвлечения и голосоведения в пределах определенного диапазона, тесситуры; осознанный подход к технологии голосообразования и голосоведения с чистой интонацией, чистотой и естественностью тембра, с основами певческого дыхания, основами кантилены, отчетливой дикцией при осознанном формировании согласных и гласных звуков; методикой освоения интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, вокальной работы над интонационно-ритмическими и исполнительскими задачами репертуара; техникой беглости и кантилены, навыками публичного исполнения концертного номера с приемами психической саморегуляции.
Выразительное исполнение с применением пластики, жестов,
хореографических движений для создания творческого образа героев
песни. Закрепляются навыки артистизма, выразительности и
эмоциональности
6.Подведение итога .
Анализ – достижения и ошибки ,повторение музыкальных терминов, обсуждение впечатлений, перспективы.
Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.