Конспект урока русского языка «А мы - рыжие?..»
Разработка урока в рамках системы работы по подготовке к выполнению задания №27 ЕГЭ по русскому языку. Выполнение анализа текста с использованием стратегий смыслового чтения.
Класс: 11
Тип занятия: урок систематизации знаний
Цели занятия:
Образовательные: создать условия, способствующие совершенствованию навыков смыслового чтения, комплексного анализа текста и применению сформированных умений в различных учебных ситуациях.
Развивающие: создать условия для развития коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач.
Воспитательные: воспитывать толерантное, уважительное и ответственное отношение к окружающим, создать условия для формирования активной жизненной позиции подростков.
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: анализировать текст, находить проблему, комментировать ее, определять авторскую позицию, аргументировать собственное мнение, строить развернутое монологическое устное и письменное высказывание, создавать текст – рассуждение заданной структуры на основе прочитанного текста.
Регулятивные УУД: планировать, осуществлять контроль, коррекцию, оценку и самооценку.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и педагогом.
Личностные УУД: определять связь между целью, процессом и результатом деятельности; нравственно-этически оценивать содержание анализируемой информации, обеспечивающее личностный выбор.
Образовательные технологии: ТРКМЧП, стратегии смыслового чтения.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, рабочие листы, маркеры.
«Мы родились на свет людьми-давайте жить как люди!
Владимир Башунов
I. Вызов (предтекстовые приёмы стратегии смыслового чтения: визуализация, составление ментальных карт)
I. Добрый день, ребята. Рада видеть вас на уроке русского языка.
(Звучит песня М. Пляцковского и В. Шаинского «Учат в школе»).
-Внимательно рассмотрите ряд картинок. Запишите возникающие ассоциации и предположите, о чём сегодня мы будем с вами говорить.
- Школа – это маленький, своеобразный мир, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Уверена, что в ее рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро» мы откроем для себя не только новые аргументы для сочинения , но и новую литературу. Кто же она, современный автор Елена Габова?
- Я привлекла ваше внимание к тому, о чём будем говорить? Обозначим это буквой «В».
II. Осмысление (текстовые приемы стратегий смыслового чтения: «чтение с остановками», «антиципация», «реципация»)
А. Чтение с остановками
В Республике Коми и далеко за её пределами известно имя детской писательницы Елены Габовой. Для неё важны честность, доброта, чувство собственного достоинства, искренность. Её герои – обыкновенные ребята, часто из неблагополучных семей. Непросто им жить, если родители расстались и находятся в разных уголках ( «И отец мой, и мама моя»); ты талантлив, но живёшь в интернате, в силу неблагополучия в семье ( «Не вставайте с левой ноги»), о первой любви, которая готова вытерпеть любые сложности ( «Только часочек у синего моря»); а подчас грубость или жестокость могут всё разрушить («Беличья шкурка»), но добрый, порядочный человек преодолевает жестокость сверстников, одиночество среди одноклассников и находит своё место в жизни ( «Не пускайте Рыжую на озеро»). В произведениях, кроме «детских» проблем, ярко рисуются и социальные проблемы современного общества (беспризорность, неполные семьи, воспитание в интернате и др.)
Читать будем с остановками. Попробуем «пропустить» текст через себя, вслушаться, вдуматься, стать собеседником, а в каких-то ситуациях и соавтором, ведь, как сказал Илья Сельвинский : «…только и ты поработай, читатель: тоннель-то роется с двух сторон». Во время остановок я буду задавать вам вопросы. Будьте внимательны.
Предтекстовые вопросы:
- Определите лексическое значение слова «рыжий».
1. красно-жёлтый; с волосами красно-жёлтого цвета («рыжие волосы»);
2. об износившемся, выцветшем: красновато-бурый («рыжие голенища»);
3. субстантив. цирковой клоун («рыжий обходил арену»).
- Сейчас мы познакомимся с текстом, где герой рыжий. Как вы думаете, о ком или о чём мы будем читать?
(1)Светка Сергеева была рыжая. (2) Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. (3) Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. (4) Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли. (5) Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. (6) Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.
Остановка №1.
- Перед нами экспозиция рассказа Елены Габовой. С кем нас знакомит автор?
- Какое изобразительно-выразительные средства использует автор в описании героини? (сравнение – волосы, «словно яркая медная проволока», коса напоминала трос, глаза «зелёные, блестящие, как лягушата»).
- В каких отношениях могут быть рассказчик и героиня?
- Читаем дальше.
(7) Светку мы не любили. (8) Именно за то, что она рыжая. (9) Ясное дело, Рыжухой дразнили. (10) И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (11) Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.
(12) Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий.(13). Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. (14) Особенно не любили Светку девчонки. (15) Они до неё даже дотрагиваться не хотели. (16) Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. (17) А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая.
Остановка №2.
- Почему особенно не любили Светку девчонки?
(Светку не любили, дали кличку Рыжуха. Девчонки отказывались на уроках физкультуры выполнять упражнения с ней в паре, "словно Светка прокаженная". Раздражали рыжие волосы, ее пронзительный голос. Презирали за единственные потертые джинсы ., то есть за бедность и внешность).
- В данном контексте какой бы вы подобрали синоним слову «рыжая»?
- Как, по-вашему, чувствовала себя героиня?
- Читаем дальше.
(18) Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.
(19) Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (20) Отец от них ушёл. (21) Я его понимал: приятно ли жить с четырьмя рыжими женщинами? (22) Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. (23) Одевались они понятно как – ведь трудно жили, еле сводили концы с концами. (24) Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. (25) Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.
(26) Ладно. (27)Рыжая так Рыжая.
(28) Очень любили мы походы. (29) Каждый год ходили по несколько раз. (30)Наше любимое загородное место было Озёл. (31) Здесь славное озеро. (32) Мы с Женькой в походах все дни напролёт рыбачили. (33) Но вечером, на зорьке, когда самый клев, нам половить не удавалось. (34) Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.
Остановка №3.
- Вам интересно, чем пока еще бессловесная Рыжуха могла помешать одноклассникам на рыбалке? Обозначим это буквой «И».
(35) Она с нами тоже в походы ездила. (36)Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. (37)Не прогонишь же. (38)Вечером возьмёт Светка синюю лодку и гребёт на середину озера. (39) Выгребет, вёсла в воду опустит и начинает. (40) Выть начинает. (41) То есть она пела, конечно, но мы это пением не называли. (42) Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам. (43) Клевать у нас переставало. (44) Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. (45) Может, окружающая природа вдохновляла? (46) Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. (47) Что она пела-не берусь сказать. (48)Жалобно, заунывно. (49)Никогда больше я таких песен не слышал. (50)Женька начинал ругаться. (51)Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. (52)А я неторопливо и хмуро сматывал удочки. (53)Выла Рыжуха час-полтора. (54)Если ей казалось, что какая-то песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.
Остановка №4.
- Вот мы и услышали героиню, о которой сказано столько нелестных слов. Что мы узнаём о ней?
- Почему ей нужно петь на середине озера?
- Как относятся дети к этому поступку Рыжей?
– (55) Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – (56) И чего она с нами прётся? (57) Выла бы себе дома.
(58) А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом , в котором роились ещё не умеющие кусаться комары.(59) Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить , чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (60)Может, она и не знала, что мешает кому-то.
(61) В день последнего экзамена
в девятом Нинка Пчёлкина бросила клич:
– (62) Кто завтра в поход?
(63) И тут же устроила запись.
(64)
Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:
– (65) Рыжуха, сделай доброе дело, а? (66) Не езди с нами в поход. Светка
вспыхнула и насторожилась. (67)Никто к ней с просьбами не обращался. (68)-Какое?
-(69)Не езди с нами в поход. (70)Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.
(71)-Не езди, будь другом, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
Остановка №5.
- Неужели можно привыкнуть к унижению и не обижаться?
(Её внутренний мир был закрыт для одноклассников, ею никто не интересовался. Но она была другая. Она была выше и чище их. В ней не было зла, которое испытывали одноклассники, особенно девочки).
- Как вы думаете, что ответит героиня?
– (72) Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.
(73) Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. (74) Опять отдельно от всех будет на озере выть!
(75) Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне: – (76) В этот поход я Рыжую не пущу. (77) Или я буду не я.(78)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.
Остановка №6.
- Первая фраза Светки. Решительный ответ дрожащим голосом. Почему она не отказывается от похода?
- Как чувствует себя человек, который в компании людей находится всегда отдельно?
- Почему другие люди не принимают его?
- Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой?
( Надо иметь силу воли, мужество, решительность, чтобы оставаться собой, чтобы возразить «сильному»).
(79) Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода.(80) Нас, дружных, двадцать пять душ.(81) Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. (82) Рядом никто не садится.
(83) За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. (84)Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.
– (85) Это твоя сумка? – спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку.
– (86) Моя,– отвечает Светка.
– (87) Алле хоп! – восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе.
(88) Мы глядим через борт теплохода. (89) Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. (90) Рыжуха как вскочит и – к выходу. (91) Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.
– (92) До свиданья, Рыжая! (93) Гудбай! (94)И девчонки ей ручкой делают и кричат противными голосами:
– (95) Прощай, подруга!
– (96) Больше не увидимся! (97)И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.
(98) Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (99) Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. (100) А им-то что? (101) Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. (102)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. (103)Ела то, что из дома брала. (104)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Быкова с брезгливостью в сторону двигала. (105)Теплоход ещё не отошёл, а мы о Рыжухе уже забыли.(106) Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (107)На озере никто не шумел.(108) Клевало отлично. (109)Женька был особенно оживлён. (110)А мне это «что-то» мкшало радоваться. (111) В десятый Рыжая не пошла. (112) Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
Остановка №7.
- Как могла сложиться взрослая жизнь Рыжей?
- Она продолжает оставаться обособленной?
-Как вы думаете, класс был на самом деле дружный?
(Возможно, они считали себя такими, но их сплотила ненависть. А дружба на ненависти не может быть основана).
- Как вы оцениваете поведение рассказчика? Прав ли он в том, что пошёл на поводу у других?
(Осуждаем, если ты не воспротивился какому-то злодеянию, значит, ты стал его соучастником).
-Почему Светка не пошла в 10 класс?
(Понимала, что матери тяжело одной воспитывать троих детей, не хотела быть обузой, решила осуществить свою мечту).
- У вас возникло желание узнать, что же произошло дальше? Обозначим это буквой Ж (желание). Дочитаем рассказ до конца, чтобы узнать, чем всё закончилось.
(113) А ещё через пять лет произошла вот такая история. (114) В один прекрасный день я был с Наташей в Мариинке, на опере. (115) И вдруг на сцене появляется золотоволосая красавица. (116) У нее белейшая кожа! (117) Как она величаво идёт! (118) От всей её наружности веет благородством!
(119) Когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
– (120) Рыжуха!– ахнул я.
(121) -Что ты говоришь? -всполошилась знакомая. -(122)Это наша восходящая звезда! (123)Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.
(124) После спектакля Наташа говорит:-Может, пойдёшь за кулисы? (125)Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. (126) Жаль, цветов не купили!
– (127) Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.
(128) Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз. (129)По дороге я довольно вяло рассказывал о Светке, о том, как она пела на озере. (130)Теперь я не говорил, что она «выла». (131)Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил.(132) А я в своих глазах...
(133) По дороге домой я почти не слышал Наташу. (134) Думал о том, что не Светка рыжая. (135) Светка оказалась золотой. (136) А рыжие мы. (137) Весь класс рыжий.
-Является ли такая развязка для вас неожиданной?
( И да, и нет. Автор не мог оставить в душе читателя ощущение торжества несправедливой неприязни, которую испытывали одноклассники к девочке, должен был рассказать об успехе Светки в жизни, потому что она достойна лучшего, и об этом должны были узнать одноклассники).
- Если бы Светлана Сергеева и рассказчик встретились, какой была бы эта встреча?
- Как бы вы озаглавили текст?
- Авторское название – «Не пускайте Рыжую на озеро». А так хочется убрать эту отрицательную частичку «не», забыть отрицательное поведение одноклассников и признать право каждого человека жить в добром мире, где твое право на существование и самовыражение не отрицают.
-Какова главная мысль текста?
(Надо уметь понять и услышать другого человека, пусть и не такого, как все).
- Какие проблемы поднимает в рассказе писательница?
(Одиночества, бездушия и безразличия, подростковой жестокости, нравственного выбора, сохранения верности себе, зависти, нахождении своего места в жизни).
-Рассказ был увлекательным? Тогда обозначим это буквой «У».
-Что помогает нам , читателям, глубже вникнуть в авторский замысел, точнее определить его отношение к тому, о чём он пишет?
( Лексические и грамматические особенности текста).
- Обратимся к фрагменту рассказа Е.Габовой. Объясните значение фразеологизма в пр.4 и поясните его лексическую роль в тексте.
Фразеологизмы |
Значение фразеологизма |
Лексическая роль в тексте |
Едва сводить концы с концами
во внимание не принимали
кривила губы
с брезгливой миной
бросило в пот |
С трудом справляться с материальными трудностями |
Рассказывая о том, как жилось Светкиной семье, автор использует фразеологизм «едва сводили концы с концами» (пр.23), и это лексическое явление помогает читателю понять, какой несладкой была жизнь девочки. Света Сергеева растет без отца, семья с трудом справляется с материальными трудностями.
пр.24
пр.55
пр. 17
пр. 119 |
- Охарактеризуйте поведение одноклассников по отношению к героине? Найдите слова, сочетания слов, предложения, которые, как Вам кажется, являются значимыми.
(Инверсия «дура рыжая» (пр.55) передает их пренебрежительное отношение к Сергеевой.
Фразеологизмы " во внимание не принимали" (пр.24), «кривила губы» (пр. 55) помогают представить действия одноклассников Рыжухи, которые ничуть не жалели Свету, бездушно обходились с ней, презирали её. Их издевательское отношение можно увидеть и на примере предложений с обращениями «Рыжуха» (пр.65), «Рыжая» (пр.92)).
-Какие грамматические конструкции передают высокомерное отношение к девочке? Какова роль этих грамматических явлений?)
(Сложное предложение №1 с однородными придаточными. Однородные придаточные помогают понять, почему Светку не любили в классе).
- Какие чувства передают эмоционально окрашенные предложения?
Предложения |
Интонационное значение |
Пояснение |
" Не езди с нами в поход!"(пр. 69). |
гнев |
передают чувство сильного возмущения, негодовани Женьки, подчёркивают его жестокость, бессердечие, помогают понять, что он грубый, чёрствый человек. |
Опять отдельно от всех будет на озере выть! (пр.74). |
раздражение |
|
Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! (пр.71) |
насмешка, издёвка, злорадство |
- Выпишите синонимы из следующих предложений, объясните их роль в тексте.
Предложения |
Роль в тексте |
Контекстные синонимы "пела-выла" (пр. 40, 41) |
подчеркивают неприязненное отношение одноклассников к пению Светки. |
- Как вы думаете, что чувствует Светка? Поясните грамматические связи в следующих предложениях : « Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала - недаром ее ни на одной фотографии нет (пр.101).Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство (пр. 81).
(Неполное предложение подчеркивает внутреннее состояние девочки -одиночество).
-Что же помогло героине выстоять? Подтвердите свои выводы текстом .
(Благодаря своему сильному характеру Света не сломилась, выстояла. Умела прощать одноклассникам. Пение спасало девочку. Эта мысль подчёркивается автором использованием ряда однородных членов в предложении 58: « в её голосе было что-то родственное с начинающей травой, легкими облаками, теплым воздухом». Мы открываем душевное состояние девочки, ей хорошо на природе. Исцеляло её озеро.)
-Что символизирует озеро в рассказе?
( Во многих древних культурах оно представлялось источником жизни. Погружение в озеро означало возрождение и восстановление. Озеро символизирует идею «уровней» — вода всегда связывается с отношениями между глубоким и поверхностным, внешним и внутренним).
- Как часто мы бываем жестоки и несправедливы к окружающим и как часто потом жалеем об этом! "Когда же она запела высоким, удивительным голосом, меня мгновенно бросило в пот" (пр.119). Какова лексическая роль фразеологизма "бросило в пот"? (Подчёркивает сильное волнение рассказчика, который осознаёт свою вину, вину одноклассников).
- Как Светка выглядит на сцене? Какой приём использует автор, описывая внешность Светланы? (Антитеза).
-Сюжеты каких произведений приходят на ум после такого преображения героини?
(«Золушка», «Гадкий утёнок», «Чучело»).
-Рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий». Почему рассказчик делает такой вывод? (Запоздало осознает свою вину, вину одноклассников; сожалеет, что никто из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир).
- Назовите лексическое явление, использованное автором. Какова роль контекстных антонимов в данном случае?
(Слова «рыжий» – «золотой» употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку «золотой», повествователь подчёркивает, что она расцвела, её умение петь, которое раздражало всех одноклассников , раскрылось во всей красе. А говоря, что «рыжие» они, «весь класс рыжий», рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили и обижали , смеялись над её пением. Они, глупые школьники, просто не видели глубины её внутреннего мира. Жизнь, как лакмусовая бумажка, показала истинный «цвет» каждого).
Выразительное чтение стихотворения.
Родиться рыжим - значит, не таким как все.
Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен.
Ты неприличен и смешон, резвясь в росе,
Весь мокрый, вопреки послушным умным детям.
Проходят годы - можно выкрасить копну
Волос, что вечно провоцирует сравненье,
И сесть на мель, или совсем пойти ко дну,
Иль плыть, не дергаясь, с толпою по теченью.
Родиться рыжим – значит, не таким вообще.
Пусть ты блондин иль даже волосами чёрен.
Ты просто «рыжий» изначально там, в душе.
И пусть порой смешон, но серым непокорен.
Словарная работа. Дайте толкование слову «рыжая»
- Рыжий - по цвету волос, веснушкам на лице, светлой коже. ( « Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен»)
- Рыжий - не такой как все («Рыжий» изначально там, в душе»).
Б. Работа с конструктором сочинения (послетекстовый приём)
Перед вами на столах лежат тексты и карты – конструкторы (приложение №2). Их нужно заполнить. Если вы все сделаете правильно, заполните все строки, то у вас будет готовая схема для написания сочинения.
В. Социализация.
-Читая и обсуждая рассказ, мы пришли к выводу, что Светлана ощутила горечь одиночества и тягучее , преследующее всюду, обидное : «Ры-ы-жая!». Помните, вы не одни на свете, кроме вас есть другие люди, и они нуждаются в вашей доброте, понимании, защите и помощи. Обидев человека, не поддержав его в сложную минуту и предав его, можно сломать ему жизнь, а потом мучиться и жалеть о содеянном. Вот почему нам нужно быть добрее, человечнее, быть отзывчивыми к чужой боли и чужой беде. Нужно научиться сострадать и прожать. Только тогда человек станет духовно и нравственно чище. Спасение-в нас самих. Если мы хоть на мгновение представим себя на месте старого, больного, забытого человека, испытывающего одиночество среди людей, то уже не допустим, чтобы подобное случилось с кем-то из окружающих.
В
жизни по-разному можно жить: |
|
Г. Разноуровневое домашнее задание
-Ребята, к следующему уроку русского языка напишите сочинение - рассуждение с использованием карты-конструктора (задание 27 ЕГЭ по русскому языку);
а к уроку литературы выполните задание по выбору :
1). Напишите письмо от лица Светки Сергеевой одноклассникам или от лица одноклассников –ей;
2). Прочитайте статью школьницы Юлии Садовской «Хочу быть кроликом!» и фрагмент статьи «Недоразумение с косичками» (приложение №3). Сравните истории героинь рассказа и статей. Как вы оцениваете предложенные стратегии поведения? Чья позиция вам близка? Сформулируйте свои мысли в сочинении любого жанра на тему «Третьего не дано» или «Выбор есть всегда!»;
3). Напишите эссе «Легко ли быть рыжим?».
III. Рефлексия
-Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. А сейчас обратите внимание на доску. Мы видим 4 буквы. Прочитайте : какое слово у вас получилось? ВИЖУ. А если прочитать против часовой стрелки, начиная с буквы «Ж»? ЖИВУ. А как нужно жить? Очень хочется, чтобы каждый из нас нёс в себе эту глубокую мысль, вынесенную сегодня на уроке в качестве эпиграфа: «Мы родились на свет людьми-давайте жить как люди!»
Список использованной литературы и источников:
1. Нарушевич А. Русский язык. ЕГЭ – 2019. Готовимся к сочинению в новом формате: https://mogu-pisat.ru/stat/gost/?ELEMENT_ID=3076882
2. Понятие смыслового чтения: https://sites.google.com/site/ucitelamv/home/cto-takoe-smyslovoe-ctenie
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование. 1998.
4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
5. Смысловое чтение: http://www.planeta-kniga.ru/blog/smyslovoye-chteniye.html
6.
http://gov.cap.ru/home/13/pisa/pdf/задачи_на_грамотность_чтения.pdf
Приложение №2
(1) Светка Сергеева была рыжая. (2) Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. (3) Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. (4) Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли. (5) Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. (6) Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.
(7) Светку мы не любили. (8) Именно за то, что она рыжая. (9) Ясное дело, Рыжухой дразнили. (10) И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (11) Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.
(12) Особенно не любили Светку девчонки. (13) Они до неё даже дотрагиваться не хотели. (14) Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая.
(15) Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.
(16) Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (17) Отец от них ушёл. (18) Я его понимал: приятно ли жить с четырьмя рыжими женщинами? (19) Одевались они понятно как – ведь трудно жили. (20) Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. (21) Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.
(22) Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.
(23) Очень любили мы походы. (24) Каждый год ходили по несколько раз. (25)Наше любимое загородное место было Озёл. (26) Здесь славное озеро. (27) Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили. (28) Но вечером, на зорьке, когда самый клев, нам половить не удавалось. (29) Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.
(30) Вечером возьмёт Светка синюю лодку и гребёт на середину озера. (31) Выгребет, вёсла в воду опустит и начинает. (32) Выть начинает. (33) То есть она пела, конечно, но мы это пением не называли. (34) Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам. (35) Клевать у нас переставало. (36) Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. (37) Может, окружающая природа вдохновляла? (38) Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. (39) И выла Рыжуха час-полтора.
– (40) Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – (41) И чего она с нами прётся? (42) Выла бы себе дома.
(43) В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила
клич:
– (44) Кто завтра в поход?
(45) И тут же устроила запись.
(46) Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:
– (47) Рыжуха, сделай доброе дело, а? (48) Не езди с нами в поход.
– (49) Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.
(50) Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. (51) Опять отдельно от всех будет на озере выть!
(52) Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
– (53) В этот поход я Рыжую не пущу. (54) Или я буду не я.
(55) Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (56) Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. (57) Рядом никто не садится.
(58) За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька.
– (59) Это твоя сумка? – спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку.
– (60) Моя,– отвечает Светка.
– (61) Алле хоп! – восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе.
(62) Мы глядим через борт теплохода. (63) Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. (64) Рыжуха как вскочит и – к выходу. (65) Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.
– (66) До свиданья, Рыжая! (67) Гудбай!
– (68) Прощай, подруга!
– (69) Больше не увидимся!
(70) Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (71) Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. (72) А им-то что? (73) Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет.
(74) В десятый Рыжая не пошла. (75) Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
(76) А ещё через пять лет произошла вот такая история.
(77) В один прекрасный день я был с Наташей на опере. (78) И вдруг на сцене появляется золотоволосая красавица. (79) У нее белейшая кожа! (80) Как она величаво идёт! (81) От всей её наружности веет благородством! (82) Когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
– (83) Рыжуха!– ахнул я.
(84) Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.
(85) После спектакля Наташа говорит: – (86) Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. (87) Жаль, цветов не купили!
– (88) Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.
(89) Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.
(90) По дороге домой я почти не слышал Наташу. (91) Думал о том, что не Светка рыжая. (92) Светка оказалась золотой. (93) А рыжие мы. (94) Весь класс рыжий.
(По Елене Габовой)
Елена Габова – автор более 10 книг для детей и подростков, член Союза писателей СССР, заслуженный работник культуры РФ.
Приложение №3
Карта – конструктор сочинения – рассуждения
Элемент сочинения |
Фразы-клише |
Работа с текстом |
|||
Проблема |
Вопрос: Что такое…? Об этой проблеме размышляет автор. |
Сущ. в Род.п.: В предложенном для анализа тексте (ФИО автора) поднимает (затрагивает) проблему… |
|
||
Пример – иллюстрация №1 |
ПТ: Автор обращается к собственному опыту и вспоминает …
|
ПТ: Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата». |
ПТ: Особого внимания заслуживает мнение автора о… |
ПТ:
Публицист
разделяет мнение (кого) / спорит
|
|
ХТ: Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… |
ХТ: Симпатии автора на стороне героя, который… |
ХТ: В центре внимания автора случай ….
|
ХТ: Писатель изображает (кого, что)…
|
||
Пояснение №1 |
Этим примером автор хочет показать, что …. |
Этот призыв должен заставить каждого из нас… |
Конечно же, очень важно понять, что … |
В этом поступке не на словах, а на деле проявляется … Действительно, далеко не каждый способен … |
|
Так автор показывает…
|
«Цитата», - пишет автор, чтобы показать…
|
Мы видим, как… |
|||
Логическая связь между примерами |
Размышляя о проблеме, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. |
Противопоставляя эти примеры (героев), автор показывает…
|
|
||
Сравнивая эти примеры (героев), мы можем увидеть… |
Для сравнения обратимся к другому примеру. |
||||
Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее. |
Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе. |
||||
Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… |
Оба приведенных примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть… |
||||
Пример – иллюстрация №2 |
|
||||
Пояснение №2 (см. пояснение №1) |
|
||||
Авторская позиция |
Позиция автора выражена ясно. Он считает, что… |
Размышляя о проблеме, автор приходит к следующему выводу: … |
|
||
Согласие/ несогласие |
Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что… |
Я не согласен с автором в том, что… |
|
||
Обоснование |
Не случайно же в народе говорят: «Пословица». Это изречение в полной мере относится и к … Согласитесь, … |
Давайте вспомним слова (академика, писателя, нобелевского лауреата), который говорил: «…». Согласитесь, … |
|
||
Однажды на уроке литературы мы размышляли о том, что… Конечно же, ответ однозначен. … |
Но, к сожалению, не всегда …. Уверен, каждый из нас должен понимать: … |
||||
Вывод |
Таким образом, … |
Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в том, … |
|
Приложение №4
Хочу быть кроликом!
Что делать, если ты на полтора года младше своих одноклассников, да еще и новенькая в школе. А если при этом ты до сих пор не обкорнала длинные косички и не вытравила русые волосы в белый цвет, то какая-нибудь милая кличка тебе просто обеспечена. Но если при таком букете достоинств у тебя еще и два передних зуба выпирают, делая похожей на кролика, то все – пиши пропало. Но ведь безвыходных ситуаций не бывает, а опустить руки и поплыть по течению – далеко не лучший выход. Эта история о том, как мне на личном опыте пришлось убедиться в правильности фразы знаменитого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Но бороться ведь тоже можно по-разному. Можно делать это с ожесточением и обидой на весь мир, а можно стать проще, чтобы люди сами потянулись к тебе, как к костру в зимний вечер. О том, что река начинается с голубого ручейка, а дружба – с улыбки, я вспомнила в девятом классе. Однажды на уроке биологии мы изучали млекопитающих, и Боре Гусеву, одному из заводил нашего класса, почему-то захотелось сделать сообщение именно о кроликах. Он очень настойчиво, и с каким-то явно нездоровым интересом, расспрашивал нашу преподавательницу Марину Ишигидеевну Третьякову об этих милых животных. Даже она удивилась такой любознательности. И с каждым его вопросом, касающимся кроликов, класс смеялся все сильнее и сильнее. Причина столь бурного восторга из-за этих представителей млекопитающих открылась мне лишь на следующий день, когда Боря окрестил меня кроликом! Ну что ж, кролик так кролик. Отчаиваться и замыкаться в себе я 25 не привыкла, поэтому решила создавать свой собственный кроличий стиль. А кто сказал, что кролики не могут быть красивыми?! Дома, среди старых вещей, я нашла серый свитер с изображением веселого кролика, грызущего огромными белыми зубами ярко-оранжевую морковку. Свитер, конечно, был немного маловат (я носила его классе в пятом), но красота, как известно, требует жертв, так что можно и потерпеть небольшие неудобства ради такого случая! Одного свитера с собственным портретом на груди оказалось недостаточно. Еще для создания кроличьего имиджа мне понадобилось немного потрудиться на кухне: достать штучек пять морковок, помыть их, очистить, и готовый к употреблению завтрак настоящего кролика бросить в портфель вместе с учебниками. И вот начинается цирковое представление. Я захожу в кабинет, снимаю куртку и достаю из портфеля первую морковку. До звонка на урок остается еще минут десять, поэтому даже самые активные учащиеся нашего класса сейчас заняты столь ответственным делом, как списывание домашнего задания из чужих тетрадей. Ну что ж, подождем. Наконец-то, Егор Киричков, мой сосед по парте, не поднимая глаз от тетради, говорит: «А, привет, кролик!». Я, громко хрустя морковкой, весело отвечаю ему: «Привет!». Он, должно быть, удивленный этим хрустом, посмотрел на меня, и вдруг безудержный хохот овладел им. Через минут десять смеховая волна прокатилась по всему классу, а я попрежнему со спокойным видом сидела на парте и жевала морковку. Оля Егорова и Ира Бахтеева, ранее никогда не интересовавшиеся новенькими, подошли поближе, чтобы рассмотреть, что нарисовано у меня на свитере. Кристинка Виноградова попросила угостить ее морковкой. Борька Гусев был чуть ли не на седьмом небе оттого, что так верно подобрал мне кличку, Егор, закинув в сторону тетрадь с домашним заданием, перебивал всех и орал: «Это я, я первый заметил!!!». Мое настоящее знакомство с классом началось лишь с этого дня. Ребята стали подходить на переменах толпами. Сначала просто смеялись, потом Кристина Виноградова сказала, что у них в модельном агентстве занимается девчонка, которая тоже очень похожа на кролика. Эту тему одноклассницы охотно подхватили, и каждая стала перечислять актрис, фотомоделей и поп-звезд, похожих на меня, то есть, тех, у кого также выпирают два передних зуба. Егор, в свою очередь, заметил, что у Рональдо, мега-звезды бразильской сборной по футболу, тоже большие передние зубы. Ну а своего экстремума наш разговор достиг, когда стали обсуждаться жевательные резинки Дирол и Орбит, с помощью которых, по мнению Кристины, можно сделать зубы не только белее, но и больше! И пускай я не слышала в жизни ничего более абсурдного, чем это утверждение, для поддержания разговора пришлось согласиться. Когда тема зубов, кроликов, Орбитов и Диролов была исчерпана, и каждый высказал все, что он думает, наступила минута молчания, которую Егор прервал своим предложением сходить в столовую за булками с кокосовой крошкой. Все охотно согласились. По дороге девчонки расспрашивали, из какой я пришла школы, нравится ли мне здесь, какие у меня любимые предметы. Причем кроликом меня уже никто не называл. Егор даже сказал мне откровенно: «Слушай, понимаю, что неудобно спрашивать у соседки по парте такое, но все-таки, как тебя зовут?» Девчонки, бывало, оговаривались: «Кро...Ой! Юлька, извини». На обратном пути, из столовой в кабинет, мы ели булки, обменивались телефонами и обсуждали ассортимент школьного буфета. Эти булки с кокосовой крошкой были особенно вкусные в тот день, когда я впервые попробовала их. И вряд ли Кристина, Егор, Ира или Оля могли почувствовать это так же, как и я. Ведь это был не просто вкус кокоса, но и вкус победы. И сейчас, когда с тех пор прошло уже два года, когда с Кристиной мы каждые выходные ходим в кино, когда Оля помогает мне на контрольных по алгебре, и когда мы все вместе помогаем Ире с Егором помириться после очередной размолвки, я благодарю кроликов и тот счастливый день.
Недоразумение с косичами
Фрагмент статьи
В чем состоит основная проблема человечка, которому 12 – 16 лет? Это не учеба и даже не отношения с родителями и учителями. Все гораздо прозаичнее: внешность… Да, да, эти уши, носы. А если ты надел в школу не те джинсы, то свою репутацию вряд ли вернешь делами праведными. 26 Примерно об этом «Недоразумение с косичками». Спектакль создан ребятами из театральной студии «Спутник» при краевом Доме детского творчества по сюжету автора одноименного произведения Александра Антакольского. Коротко сюжет: Муха – Мухина Лена – девочка, которая считает себя некрасивой и, соответственно, страдает по этому поводу, а тут еще одноклассницы, которые покоя не дают, издеваются. Коля Морозов, мальчик, который нравится, но не обращает внимания на это «недоразумение», как называет себя сама Муха. В общем, проблема «мировая». Кто поможет отчаявшемуся существу? Конечно, подруги и добрая волшебница – визажист. С новой прической и макияжем героиня тут же снискала всеобщую любовь...
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.