Конспект урока русского языка в 6 классе Проект «Энциклопедия одного слова»
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 6 классе Проект «Энциклопедия одного слова»

Оценка 4.6
docx
04.05.2020
Конспект урока русского языка в 6 классе Проект «Энциклопедия одного слова»
Урок-проект.docx

Конспект урока русского языка в 6 классе

Проект «Энциклопедия одного слова»

 

Медлярская Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы

 

Цели урока:

Образовательные:

1.      обобщение  знаний по теме «Лексика и фразеология»;

2.      обучение работе со словом;

3.      получение навыков использования словарей различных типов.

Развивающие: 

1.      развитие психологических способностей учащихся: сосредоточенности, внимания, образного мышления;

2.      приобретение опыта проектной деятельности, развитие коммуникативности;

3.      развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Воспитательные:

1.      воспитание любви к слову, русскому языку;

2.      воспитание грамотных пользователей компьютера, обогащение внутреннего мира учащихся,  расширение их кругозора, воспитание умения работать в группе.

 Задачи:

1.      - научить разрабатывать план совместных действий в группе, выделять главные этапы работы,

2.      - закрепить навыки работы со словом, различными типами словарей,

3.      - сформировать навыки публичных выступлений с собственным проектом.

 

Тип урока: урок-практикум.

Вид проекта: тематический.

По содержанию:  межпредметный.

Продолжительность: 2-3 урока.

Форма деятельности: групповая.

Тип группы: 4-5 учеников.

 

Вид продукта, который будет создан учащимися: презентация для электронной словарной энциклопедии.

Презентация: устная защита.

Аннотация: Данный проект является заключительным этапом изучения раздела русского языка в 6 классе «Лексика и фразеология». 

 

План занятия:

1 урок – обобщение теоретических сведений, выбор слова для создания собственного проекта,

2 урок – создание презентации о выбранном слове,

3 урок – защита проектов и анализ проведенной работы,

 

.


 


 

ХОД УРОКА 1

Этап урока

Содержание этапа

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационная часть

Приветствие учащихся

 

2. Актуализация деятельности учащихся

Сегодня мы начинаем работу над проектом «Энциклопедия слова». Итогом вашей работы станет презентация о слове, которое вас больше всего заинтересовало в этом учебном году при изучении раздела русского языка «Лексика и фразеология». Работать над проектом мы будем в группах по 4-5 человек. Напоминаю, необходимо распределить обязанности так, чтобы каждый из вас поучаствовал и в сборе необходимого материала, и в оформлении презентации.  В результате необходимо свой проект защитить. Вспомним этапы работы над проектом. Вспомним, какие роли могут выполнять  участники групп.

Роли в команде

1. Председатель

  1.  выбирает путь, по которому команда движется вперед к общим целям;
  2. обеспечивает наилучшее использование ресурсов;
  3.  умеет обнаружить сильные и слабые стороны нового;
  4.  это не всегда официальный руководитель.

2.  Оформитель  –

  1.  придает законченную форму действиям команды;
  2.  пытается придать определенные рамки групповым
  3. обсуждениям и результатам совместной деятельности.

3.  Генератор идей 

  1. выдвигает новые идеи и стратегии;
  2. это своеобразный «провокатор», пытающийся внедрять радикальные решения.

4.  Критик  –

  1. анализирует проблемы с прагматической точки зрения, скептически оценивая идеи и предложения; хорошо знает, что все новое редко работает, обещания не сбываются и все может пойти не так, как было задумано.

5.  Рабочая пчелка –

  1. превращает планы и концепции в практические рабочие процедуры;
  2. любой безнадежный проект нуждается, по крайней мере, в паре таких пчелок.

6.  Опора команды –

  1. поддерживает силу духа в участниках проекта;
  2. оказывает им помощь в трудных ситуациях;
  3. пытается улучшить взаимоотношения между ними;
  4. выполняет в команде роль "дипломата". 

7.  Добытчик  –

  1.  обнаруживает и сообщает о новых идеях, разработках и ресурсах;
  2.  налаживает внешние контакты, которые могут быть полезными;
  3.  проводит все внешние переговоры. 

8.  Завершающий  –

  1.  поддерживает в команде настойчивость в достижении цели;
  2.  старается избавить команду от ошибок.

 

 

- Давайте вспомним, что такое энциклопедия?

Это источник информации. Это научно-справочное пособие, в котором отражены все дисциплины, определения, тезисы, которые обозначены в форме словаря и расположены  по алфавиту.

Демонстрируются энциклопедии в книжном варианте и на слайде.

 

- Зачем создаются энциклопедии?

Цель любой энциклопедии - собрать определённую информацию и знания, которые опубликованы в разных изданиях, книгах, рукописях, средствах массовой информации и объединить в несколько томов. Указать мнения учёных. Осветить любые взгляды на одну и ту же проблему, раскрыть мнения нескольких школ.

Мы с вами продолжим составлять энциклопедию, начатую в прошлом году, это энциклопедия одного слова. Чем она отличается от энциклопедий, которые вы только что рассмотрели.

-Чем удобна энциклопедия?

Энциклопедия удобна тем, что в определённом алфавитном порядке представлена вся информация. Энциклопедии обычно посвящены различным темам: медицинская энциклопедия, энциклопедия о животных, энциклопедия домоводства, женская энциклопедия, энциклопедия для мужчин и так далее.

Мы с вами тоже соберём самую разнообразную информацию о словах, а затем, возможно, когда количество собранных слов будет велико, тоже сможем создать наши тематические энциклопедии: о природе, животных, предметах одежды и так далее.

- Напомню, что ваши презентации должны включать те группы слов, которые мы изучили в разделе «Лексика и фразеология» в этом учебном году. Вспомните, о каких группах слов мы говорили.

 (названия групп слов демонстрируются на слайде)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ учащихся: справочник, источник информации

 

 

 

 

 

Рассматривают энциклопедии

 

Ответы учащихся:

Представить наиболее полную информацию о чём-либо.

 

 

 

Ответы учащихся:

Мы должны выбрать слово и найти о нём самую разную информацию.

 

 

Ответы учащихся

 

 

Ответы учащихся:

Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, устаревшие слова, неологизмы, фразеологизмы

 

3. Новый материал

 

- Вспомните, пожалуйста, каким может быть план работы над исследованием выбранного вами слова.

 

Лексическое значение, этимология слова, синонимы, антонимы к слову, пословицы и поговорки, в которых данное слово употребляется, фразеологизмы с данным словом, стихи (песни, загадки, сказки), в которых данное слово употребляется, слово в названиях художественных произведений, произведения других видов искусства, в котором использовано данное слово или о предмете, который назван данным словом.

 

- Вспомните, в каких словарях или других источниках вы можете найти информацию о слове?

 (словари демонстрируются в книжном варианте и на слайде)

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

4. Работа над проектом.

Сейчас вы должны будете разбиться на группы (по желанию), выбрать слово, с которым вам предстоит работать, распределить обязанности в группе, начать поиск информации.

 

Напомнить о соответствии проекта критериям оценивания (см.оценочный лист)

Выполняют поиск информации в Интернете, словарях, распределяют обязанности.

5. Подведение итогов урока

Анализ полученных промежуточных результатов.

- Какой вывод мы можем сделать относительно нашей работы?

- Выполнили мы поставленную перед нами задачу?

 

Сохраняют материал

 

 

ХОД УРОКА 2

 

Этап урока

Содержание этапа

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационная часть

Приветствие учащихся

 

2. Актуализация деятельности учащихся

Первую часть проектной работы мы сделали на предыдущем уроке.

Сейчас наша задача – используя сделанные наработки и материал, который вы в группах подготовили к уроку, оформить презентации.

 

3. Работа над проектом

Консультирует по ходу урока

Работают над оформлением презентаций: подбирают информационный материал, иллюстрации, продумывают заголовки слайдов, размещают текстовые и иллюстрационные блоки

4. Подведение итогов урока

Анализ полученных промежуточных результатов.

Оценка работы.

Сохраняют свои файлы в общей папке (на компьютере учителя)

 

 

ХОД УРОКА 3

 

Заключительный урок работы над проектом – его защита. На этапе защиты каждая группа представляет свои проекты.

Учащиеся вместе с учителем оценивают созданные презентации по разработанным критериям (см. оценочный лист). Учитель ставит перед учащимися вопросы «Соответствует ли данная презентация критериям оценивания?» «Какие рекомендации вы можете дать авторам презентаций?» и т.д.

При подведении итогов анализируется также паспорт учебного проекта. Создание таких проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

 

 

 

ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

-       Тема или название проекта:

-       Авторы проекта:

-       Класс:

-       Научный руководитель (учитель):

-       Краткое описание проекта (возможности использования, особенности проекта и т. д.):

-       Цели проекта:

-       Использованные ресурсы: печатные и интернет-ресурсы:


 

Конспект урока русского языка в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе

ХОД УРОКА 1 Этап урока

ХОД УРОКА 1 Этап урока

Рабочая пчелка – превращает планы и концепции в практические рабочие процедуры; любой безнадежный проект нуждается, по крайней мере, в паре таких пчелок

Рабочая пчелка – превращает планы и концепции в практические рабочие процедуры; любой безнадежный проект нуждается, по крайней мере, в паре таких пчелок

Цель любой энциклопедии - собрать определённую информацию и знания, которые опубликованы в разных изданиях, книгах, рукописях, средствах массовой информации и объединить в несколько томов

Цель любой энциклопедии - собрать определённую информацию и знания, которые опубликованы в разных изданиях, книгах, рукописях, средствах массовой информации и объединить в несколько томов

Вспомните, в каких словарях или других источниках вы можете найти информацию о слове? (словари демонстрируются в книжном варианте и на слайде)

Вспомните, в каких словарях или других источниках вы можете найти информацию о слове? (словари демонстрируются в книжном варианте и на слайде)

Работа над проектом Консультирует по ходу урока

Работа над проектом Консультирует по ходу урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020