Конспект урока русского языка в 6 классе
Проект «Энциклопедия одного слова»
Медлярская Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
Образовательные:
1. обобщение знаний по теме «Лексика и фразеология»;
2. обучение работе со словом;
3. получение навыков использования словарей различных типов.
Развивающие:
1. развитие психологических способностей учащихся: сосредоточенности, внимания, образного мышления;
2. приобретение опыта проектной деятельности, развитие коммуникативности;
3. развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Воспитательные:
1. воспитание любви к слову, русскому языку;
2. воспитание грамотных пользователей компьютера, обогащение внутреннего мира учащихся, расширение их кругозора, воспитание умения работать в группе.
Задачи:
1. - научить разрабатывать план совместных действий в группе, выделять главные этапы работы,
2. - закрепить навыки работы со словом, различными типами словарей,
3. - сформировать навыки публичных выступлений с собственным проектом.
Тип урока: урок-практикум.
Вид проекта: тематический.
По содержанию: межпредметный.
Продолжительность: 2-3 урока.
Форма деятельности: групповая.
Тип группы: 4-5 учеников.
Вид продукта, который будет создан учащимися: презентация для электронной словарной энциклопедии.
Презентация: устная защита.
Аннотация: Данный проект является заключительным этапом изучения раздела русского языка в 6 классе «Лексика и фразеология».
План занятия:
1 урок – обобщение теоретических сведений, выбор слова для создания собственного проекта,
2 урок – создание презентации о выбранном слове,
3 урок – защита проектов и анализ проведенной работы,
.
ХОД УРОКА 1
Этап урока |
Содержание этапа |
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационная часть |
Приветствие учащихся |
|
2. Актуализация деятельности учащихся |
Сегодня мы начинаем работу над проектом «Энциклопедия слова». Итогом вашей работы станет презентация о слове, которое вас больше всего заинтересовало в этом учебном году при изучении раздела русского языка «Лексика и фразеология». Работать над проектом мы будем в группах по 4-5 человек. Напоминаю, необходимо распределить обязанности так, чтобы каждый из вас поучаствовал и в сборе необходимого материала, и в оформлении презентации. В результате необходимо свой проект защитить. Вспомним этапы работы над проектом. Вспомним, какие роли могут выполнять участники групп. Роли в команде 1. Председатель
2. Оформитель –
3. Генератор идей
4. Критик –
5. Рабочая пчелка –
6. Опора команды –
7. Добытчик –
8. Завершающий –
- Давайте вспомним, что такое энциклопедия? Это источник информации. Это научно-справочное пособие, в котором отражены все дисциплины, определения, тезисы, которые обозначены в форме словаря и расположены по алфавиту. Демонстрируются энциклопедии в книжном варианте и на слайде.
- Зачем создаются энциклопедии? Цель любой энциклопедии - собрать определённую информацию и знания, которые опубликованы в разных изданиях, книгах, рукописях, средствах массовой информации и объединить в несколько томов. Указать мнения учёных. Осветить любые взгляды на одну и ту же проблему, раскрыть мнения нескольких школ. Мы с вами продолжим составлять энциклопедию, начатую в прошлом году, это энциклопедия одного слова. Чем она отличается от энциклопедий, которые вы только что рассмотрели. -Чем удобна энциклопедия? Энциклопедия удобна тем, что в определённом алфавитном порядке представлена вся информация. Энциклопедии обычно посвящены различным темам: медицинская энциклопедия, энциклопедия о животных, энциклопедия домоводства, женская энциклопедия, энциклопедия для мужчин и так далее. Мы с вами тоже соберём самую разнообразную информацию о словах, а затем, возможно, когда количество собранных слов будет велико, тоже сможем создать наши тематические энциклопедии: о природе, животных, предметах одежды и так далее. - Напомню, что ваши презентации должны включать те группы слов, которые мы изучили в разделе «Лексика и фразеология» в этом учебном году. Вспомните, о каких группах слов мы говорили. (названия групп слов демонстрируются на слайде) |
Ответ учащихся
Ответ учащихся: справочник, источник информации
Рассматривают энциклопедии
Ответы учащихся: Представить наиболее полную информацию о чём-либо.
Ответы учащихся: Мы должны выбрать слово и найти о нём самую разную информацию.
Ответы учащихся
Ответы учащихся: Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, устаревшие слова, неологизмы, фразеологизмы
|
3. Новый материал
|
- Вспомните, пожалуйста, каким может быть план работы над исследованием выбранного вами слова.
Лексическое значение, этимология слова, синонимы, антонимы к слову, пословицы и поговорки, в которых данное слово употребляется, фразеологизмы с данным словом, стихи (песни, загадки, сказки), в которых данное слово употребляется, слово в названиях художественных произведений, произведения других видов искусства, в котором использовано данное слово или о предмете, который назван данным словом.
- Вспомните, в каких словарях или других источниках вы можете найти информацию о слове? (словари демонстрируются в книжном варианте и на слайде)
|
Ответы учащихся
Ответы учащихся |
4. Работа над проектом. |
Сейчас вы должны будете разбиться на группы (по желанию), выбрать слово, с которым вам предстоит работать, распределить обязанности в группе, начать поиск информации.
Напомнить о соответствии проекта критериям оценивания (см.оценочный лист) |
Выполняют поиск информации в Интернете, словарях, распределяют обязанности. |
5. Подведение итогов урока |
Анализ полученных промежуточных результатов. - Какой вывод мы можем сделать относительно нашей работы? - Выполнили мы поставленную перед нами задачу?
|
Сохраняют материал |
ХОД УРОКА 2
Этап урока |
Содержание этапа |
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационная часть |
Приветствие учащихся |
|
2. Актуализация деятельности учащихся |
Первую часть проектной работы мы сделали на предыдущем уроке. Сейчас наша задача – используя сделанные наработки и материал, который вы в группах подготовили к уроку, оформить презентации. |
|
3. Работа над проектом |
Консультирует по ходу урока |
Работают над оформлением презентаций: подбирают информационный материал, иллюстрации, продумывают заголовки слайдов, размещают текстовые и иллюстрационные блоки |
4. Подведение итогов урока |
Анализ полученных промежуточных результатов. Оценка работы. |
Сохраняют свои файлы в общей папке (на компьютере учителя) |
ХОД УРОКА 3
Заключительный урок работы над проектом – его защита. На этапе защиты каждая группа представляет свои проекты.
Учащиеся вместе с учителем оценивают созданные презентации по разработанным критериям (см. оценочный лист). Учитель ставит перед учащимися вопросы «Соответствует ли данная презентация критериям оценивания?» «Какие рекомендации вы можете дать авторам презентаций?» и т.д.
При подведении итогов анализируется также паспорт учебного проекта. Создание таких проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
- Тема или название проекта:
- Авторы проекта:
- Класс:
- Научный руководитель (учитель):
- Краткое описание проекта (возможности использования, особенности проекта и т. д.):
- Цели проекта:
- Использованные ресурсы: печатные и интернет-ресурсы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.