Предмет: Русский язык, 9 класс.
ТЕМА УРОКА: Урок-практикум по теме «Сложноподчиненные
предложения».
ТДЦ урока.
Образовательные аспекты:
* Закрепить и углубить сведения о сложноподчиненных
предложениях с разными видами придаточных.
* Закрепить главные признаки, по которым выделяются
придаточные предложения.
* Отработать связи придаточного с главным,
совершенствуя пунктуационные навыки.
* Повторить орфограмму: правописание не, ни с
различными частями речи.
Развивающие аспекты:
* Развивать орфографическую и пунктуационную
зоркость.
* Составлять связный рассказ на лингвистическую тему.
Воспитательный аспект:
* Воспитывать нравственные нормы.
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания. (К уроку учащиеся должны были выписать из художественной литературы сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (не менее 5 предлож.) Самые удачные примеры будут помещены на стенде).
III. Повторение изученного о сложноподчиненном предложении.
· Найдите сложноподчиненные предложения,
объясните написание НЕ с различными частями речи.
1. (Не) смотря на вечернюю пору, в воздухе чувствовалась духота, и в отдалении погрохатывало.
2. Алексей быстро вышел из комнаты начальника и, ни на кого (не) смотря, направился к выходу.
3. (Не) смотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черемухи.
Комментарий к заданию.
Первое предложение – сложносочиненное с соединительным союзом И.
Второе предложение – простое, осложнено однородными сказуемыми, выраженными глаголами, осложнено обособленным распространенным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом.
Третье предложение – сложноподчиненное с придаточным уступки
После выполнения задания записать в тетрадь:
а) несмотря на – производный предлог;
б) ни на кого не смотря – деепричастный оборот;
в) несмотря на то что – составной подчинительный союз.
* Произвести частичный синтаксический разбор.
Составить схемы предложений в тетрадях.
1. Кем бы вы н… стали, ребята, куда бы н… позвали вас пути –дороги, пусть рядом с вами будут любимые книги.
(Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки.
Придаточные уступительные могут присоединяться и с помощью союзных слов и усилительной частицы НИ.)
Правило-помощник:
кто где
что когда
какой +ни куда +ни
сколько откуда
как
2. На мысе, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов.
(Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным).
3. Бездонное чистое небо висело над головой, словно опрокинутое озеро. (Простое предложение, осложненное сравнительным оборотом).
4. Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля
уже шумели скворцы. (Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия).
5. Вследствие того что в этом году лето знойное и засушливое, велика опасность лесных пожаров. (Сложноподчиненное предложение с придаточным причины).
* Найти среди указанных предложений сложноподчиненные предложения с придаточным времени.
Объяснить, чем является слово когда во всех предложениях.
Составить схемы предложений.
1. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы.
2. Я не знаю, когда мы увидимся.
3. Письмо пришло, когда его уже никто не ждал.
4. Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса.
Комментарий к заданию:
Первое предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; когда – союзное слово.
Второе предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным; когда – союзное слово.
Третье предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным времени; когда – союз.
Четвертое предложение – сложноподчиненное предложение с однородными придаточными времени; союз когда во втором предложении опущен.
* Выберите нужный союз, вставьте его в предложение.
1. … в долине Такемы хорошие леса, сохранились и звери.
2. Он долго не мог привыкнуть к морской службе, … всю жизнь прожил с дедом в горах.
3. … времени мало, надо торопиться.
А) Потому что;
Б) Благодаря тому что;
В) Ввиду того что;
Контрольный листок учителя:
1) Б 2) А 3) В
* Расставьте знаки препинания, произведите полный синтаксический разбор.
1. И хотелось бы думать что этот русский человек человек несгибаемой воли выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот который повзрослев сможет все вытерпеть все преодолеть на своем пути если к этому позовет Родина.
Контрольный листок учителя:
И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет Родина.
(Предложение сложноподчиненное с однородным и последовательным подчинением.
Первое предложение – главное, односоставное, безличное.
Второе и третье предложения – однородные придаточные изъяснительные, соединенные сочинительным союзом и; второе предложение осложнено уточняющим обособленным распространенным определением.
Четвертое предложение – придаточное местоименно-определительное с союзным словом который (подлежащее), осложнено обособленным обстоятельством времени, выраженным одиночным деепричастием.
Пятое предложение – придаточное условное).
* ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.
(Ответы должны быть с комментариями).
Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.
1. Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно.
2. Марья Дмитриевна не много больше занималась Лизой хотя она и хвасталась перед Лаврецким, что одна воспитывала детей своих.
3. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня.
4. Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий утром луг, чтобы вы сами захотели это увидеть.
1. |
Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным степени.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
2. |
Укажите предложение, структура которого соответствует схеме:
(союз…), (…существит.), (союзное слово….)
1) 1 2) 3 3) 2 4) 4
3. |
В каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
4. |
Найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
5. |
Укажите, на месте каких цифр нужны запятые.
Трудно найти другой пример в истории (1) где бы цель (2) которую поставило себе историческое лицо (3) была бы так совершенно достигнута (4) как та цель (5) к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,4,5 3) 1,2,3,5 4) 2,3,4
6.
На месте каких цифр пишется НЕ?
Как н.(1) тяжела и н.(2) страшна война, какие бы жестокие потери и страдания н.(3) несла она людям, юность н.(4) хочет видеть опасность для себя.
1) 1,2,3,4 2) 3,4 3) 1,2,3 4) 4
Контрольный листок учителя:
1) 1 2) 2 3) 2 4) 4 5) 3 6) 4
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: упр.----.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.