Тема:§15. Царь Василий Шуйский.
Цель: Изучить деятельность Василия Шуйского, выяснить, почему его правление не закончило Смуту; рассмотреть ход и итоги восстания И. Болотникова.
Тип урока: новая тема
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.
Технологии: сингапурская технология.
Средства обучения: презентация, рабочие листы, раздаточный материал.
Основные понятия: Смутное время, гражданская война, самозванчество, крестоцеловальная запись.
Основные даты:1606 – 1610гг. – правление Василия Шуйского
1606 – 1607гг. - восстание под предводительством Ивана Болотникова
Ход урока
1.Мотивационный этап
Слайд 1
Урок начну с высказывания критика Виссариона Григорьевича Белинского: «Знать прошлое надо, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее»
2.Актуализация знаний
Слайд 2-5
Вопросы на повторение:
Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные слова.
1.В глухие дни __Б.Годунова_____
Во мгле Российской пасмурной страны,
Толпы людей скиталися без крова
И по ночам всходило две луны…
Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни ___Димитрия____ встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя.
К.Бальмонт
2. Царевич _Дмитрий__убиенный-
Династии последний плод-
И после смерти «воскрешенный»,
За царский стол поднял народ!
__Лжедмитрий __первый –плод боярства,
Призвав поляков-иностранцев,
Открыв эпоху __самозванства__,
Сел на престол самодержавцев!
Ответьте на вопросы:
1)О каком событии говорится в стихотворении? ( Смута, самозванничество)
2)Назовите причины начала этого события. (Причины Смуты)
3.Этап открытия новых знаний и первичного закрепления
Тема урока зашифрована в кроссенсе.
Слайд 6. Кроссенс
Работаем так: в команде идет обсуждение 30 сек. Потом каждая команда высказывает свою версию темы урока. Время пошло ( 30 сек)
Ответы детей
Тема урока: Царь Василий Шуйский. Слайд 7
Запишите тему в Индивидуальный лист.
Попробуйте сформулировать цель урока
- дать характеристику В.Шуйскому,
- о политике Василия Шуйского на престоле,
-выяснить, почему его правление не остановило Смуту в стране,
- как народ выразил недовольство и чем это закончилось.
Слайд 8
1.Характеристика Василия Шуйского
Задание № 1. в Индивидуальном листе.
Работа в группе
Прочитайте Приложение 1.
-Подумай, запиши, а потом обсуди в команде ответ на вопрос: что вы можете сказать о моральном облике В.Шуйского, могли ли эти факты внушать доверие подданных? Время 2 мин.
Вывод: На царский престол взошел человек, который способен был солгать под присягой, и легко менял свои убеждения ради корыстных целей. Поэтому Василий Шуйский не внушал доверия и любви своим поданным.
Задание № 2. в Индивидуальном листе.
Межпредметная связь. Вспомним определения из обществознания. Как они связаны с темой урока?
Каждый записывает ответ в листе.
Прецедент – случай или событие, имевшее место в прошлом и служащее примером или основанием для последующих действий в настоящем.( Избрание Б.Годунова)
Легальность - законность власти. (Избрали, выкликнули. Подчеркивая легальность, торжественно перезахоронил останки Б.Годунова.)
Легитимность – одобрение власти народом.
( Не внушало доверия избрание)
П.2. «Крестоцеловальная запись»
Однако правление этого несимпатичного человека, продержись он на престоле подольше, могло бы открыть новую страницу в Российской истории. Когда Василий Шуйский вступал на престол, он впервые присягнул своим подданным.
Вопрос: - Как в русском государстве рассматривали отношения правителя и подданных? (Полное подчинение подданных правителю).
А Василий Шуйский, при вступлении на престол, торжественно целовал крест и дал соответствующую "запись", в которой были прописаны некоторые гарантии, защищающие население России от произвола власти.
Какие это гарантии ?
Задание № 3. в Индивидуальном листе.
Работа в паре.
На листе найдите приложение «Крестоцеловальная запись». Работаете в паре. Прочитайте, выпишите все гарантии, обещания которые дает В.Шуйский (Работа с документом).
Время 3 мин.
(ФИЗМИНУТКА)
А сейчас немного отдохнем. Вам надо встать и пока играет музыка, переместиться по классу, найти друга, с которым у вас запланирована встреча. Не забудьте поздороваться с другом. (музыка)
А теперь, в паре сравните ваши ответы на вопросы за 15 сек
Прошу пройти на свои места.
Отвечает самый старший из команды 2
Ответ:
1) Не допускать безграничного самовластия:
2) Никого не казнить без боярского суда.
3) Не слушать ложных доносов.
4) Не отнимать имущества у наследников и родственников осужденных.
Вопрос: Почему запись называется «крестоцеловальной»?
Ответ: Подчеркивая нерушимость обещания, царь целовал крест.
Вопрос: Какой из этих пунктов «Крестоцеловальной записи» вы считаете наиболее важным и почему?
Ответ: Пункт наказания по суду, так как освобождает подданных от произвола царской власти.
Дополнение: Такие гарантии давались не только боярам и купцам, но и другим слоям населения. Таким образом, Василий Шуйский впервые вводит договор между монархом и подданными.
Вопрос: Как вы думаете, эта запись ограничивала власть монарха или нет?
Ответ: Эта запись не ограничивала власть монарха, она только уменьшала возможность несправедливого наказания.
Вопрос: В чем значение "Крестоцеловальное целовальной записи" для Российского государства?
Ответ: Для Российского государства появилась возможность встать на путь правового государства.
Дополнение. - В.О.Ключевский писал о значении "Крестоцеловальной записи" Василия Шуйского в истории Отечества: царь "превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам".
Крестоцеловальная запись стала попыткой очертить царскую власть определенными законом рамками.
Чего ожидали от него представители всех сословий? Мог ли он оправдать эти ожидания?
П.3.Политика царя В.Шуйского
Бояре: оставил всех бояр в Думе + свои бояре, бояре продолжали бороться за власть, считая, что каждый достойнее В.Шуского
Служилые: не мог щедро одаривать служилых, ввел жесткую дисциплину
Крестьяне: продолжал политику закрепощения крестьян, сохранил сыск беглых крестьян, увеличил оброк и барщину)
Итак, ожидания всех сословий не были оправданы, и это выливается в восстание.
4.Самостоятельная работа и проверка по эталону.
П.4.Восстание И.Болотникова.
В рабочих листах найдите задание №4 таблица. П.3 учебника, Атлас 11
Кто? |
Что? |
Когда? |
Где? (атлас с.11) |
Почему? |
Иван Болотников |
Восстание |
Июль 1606- октябрь 1607 |
Путивль- Кромы- Елец- Болхов- Козельск- с.Коломенское – с.Нижние котлы- Калуга- Тула |
Недовольство деятельностью государя. Борьба за власть различных бояр. Политическая нестабильность в стране; Растущий голод; |
Назовите:
Движущими силами восстания Болотникова (социальный состав): недовольные существующей властью дворяне, крестьяне, казаки и наёмники.
Соратники: А.Телятевский, Г.Шаховский, Г.Самбулов, Прокопий Ляпунов, Истома Пашков,
Оценка результата
5.Закрепление
Кластер: В.Шуйский
– 1606-1610
-Легальность ?, но не легитимность ( не признан обществом).
- «Крестоцеловальная грамота»
– И.Болотников (1606-1607)
6.Итог, рефлексия
Углы. В углах мнения историков о Шуйском. Дети выбирают.
7.Содержательная оценка деятельности и достижений учащихся.
Спасибо за ваши ответы. (обратиться к большинству детей)
Д.З. Выполнить задания 5 в рабочем листе
5.1. Соотнесите имя исторического деятеля и его характеристику.
ИМЯ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
1) Иван Болотников 2) Михаил Молчанов 3) Илейка Муромский 4) Василий Шуйский 5) Прокопий Ляпунов
|
А)В решающий момент сражения перешёл со своим отрядом на сторону царя Б) Впервые принес присягу своим подданным В) был военным холопом князя А.Телятевского, затем казаком и даже гребцом на турецкой галере Г) Выдавал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия Д) Выдавал себя за сына царя Фёдора Иоанновича |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В |
Г |
Д |
Б |
А |
5.2. Дайте историческую характеристику города в период Смуты.
1)Путивль – это город, который был под воеводством князя Григория Шаховского.
И.Болотников выступил из Путивля на Москву в июле 1606 г. , а в конце 1606 г. сюда прибыло войско «царевича Петра» по приглашению Шаховского
2)Калуга – это город, который захватили отступившие войска И.Болотникова после поражения 2 декабря 1606 у села Нижние Котлы, после перехода людей Истомы Пашкова на сторону москвичей.
3)Тула – это город, который был взят весной 1607 г. «царевичем Петром» из Мурома, выдававшим себя за сына Федора Ивановича и куда при его поддержке отступили войска И.Болотникова. В.Шуйский затопил Тулу и ему выдали лидеров восстания вначале октября 1697
5.3. Рассмотрите карту-схему в рабочем листе 1) Какое событие изображено на карте?
Восстание Ивана Болотникова 1606-1607
2)Отметьте на карте города: Москва, Калуга, Путивль, Тула.
|
|
Приложение 1.
Василий Иванович Шуйский представитель рода нижегородско - суздальских Рюриковичей, он входил в круг наиболее могущественной аристократии страны. Его политическая биография была полна взлетов и падений. Его моральный облик вполне виден из сопоставления трех фактов:
1591 год - возглавил расследование по убийству царевича Дмитрия, сделал заключение, что эта смерть ненасильственная, случайная;
1605 год - он свидельствовал москвичам о спасении царевича Дмитрия в 1591 году, чтобы подтвердить законность власти Лжедмитрия I;
1606 год - именно по инициативе В. Шуйского царевич Дмитрий был объявлен Святым, "как невинно убиенный от царя Бориса".
На царский престол взошел человек, который способен был солгать под присягой, и легко менял свои убеждения ради корыстных целей. Поэтому Василий Шуйский не внушал доверия и любви своим поданным.
Приложение 2
Крестоцеловальная запись Василия Шуйского, 1606 г.
Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии.
И позволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен, и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет,и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится.
И на том на всем, что в сей что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целую крест всем православным християнам, что мне их жалуя, судити истинным праведным судом и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.