Конспект урока в 6 классе "Возвратное местоимение СЕБЯ"
Оценка 4.6

Конспект урока в 6 классе "Возвратное местоимение СЕБЯ"

Оценка 4.6
docx
18.07.2024
Конспект урока в 6 классе "Возвратное местоимение СЕБЯ"
Конспект урока в 6 классе _Возвратное местоимение себя_.docx

Конспект  урока

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока: Возвратное местоимение СЕБЯ.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

·                деятельностная: формирование способности опознавать и классифицировать  опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты (различные формы местоимения – существительного себя), оценивать их с точки зрения нормативности 

·                образовательная: расширение понятийной базы о местоимениях-существительных, предупреждение возможных речевых и грамматических ошибок в употреблении местоимений, развитие речи и мыслительной деятельности учащихся, коммуникативных умений и навыков, оценивание речи с точки зрения её правильности, исправление речевых недочетов, редактирование текстов

·                воспитательная: воспитание сознательного отношения к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.

Ход урока

 

I. Мотивация к учебной деятельности.

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Включение учащихся в учебную деятельность

Приветствую, проверяю  готовность класса к уроку, создаю  эмоциональный настрой, желаю успеха.

 

Прочитайте  отрывок из стиха Р.Рождественского

Я, ты, он, она,

Вместе- целая страна.

Вместе- дружная семья

В слове «мы»- сто тысяч «я»…

-Какую часть речи представляют эти слова? ( Местоимения)

Правильно, местоимения.

В латинском языке эта часть речи имела название прономен. 

Это слово составлено из двух частей: предлога про - вместо  и существительного номен - имя.

II.Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний»

-Что мы узнали о местоимениях?  (Ответы детей: «О разрядах местоимений». «О местоимениях». «О личных местоимениях»). ( Существует 9 разрядов местоимений. Они употребляются в речи вместо других частей речи. Местоимения служат для грамотной и красивой устной и письменной речи.)

– Что называется местоимением) (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)

– Как изменяются местоимения (Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.)

– Какими членами предложения могут быть местоимения? (В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.) 

-А с каким разрядом познакомились?  (С личными местоимениями)

-Назовите личные местоимения.( Ответы учеников)

Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется Н?

(После предлогов у местоимений 3-го лица появляется Н – у него, возле них, около неё.) 

А теперь откройте свои учебники на стр.66 и выполните орфографический практикум. Проверяем….Оцениваем….(Комментированное чтение уч-ся)

– Что общего вы увидели во всех записанных словосочетаниях? -Зависимое слово – личное местоимение в каком­то падеже, кроме двух последних словосочетаний.

– Какую орфографическую задачу мы решали при написании этих местоимений? -Написание местоимений с предлогом.

III. Введение в тему с формулировкой проблемы урока.

-– Ребята, обратите свое внимание на последние словосочетания. На кого они указывают? На какой вопрос отвечают?( на того, кто говорит, на себя). Относится ли оно к личным местоимениям? Знакомы ли мы с ним?

–Давайте сформулируем тему урока.  Запишите ее в свои тетради.

«Возвратное местоимение Себя»

Учитель:   СЕГОДНЯ НАС ОЖИДАЕТ ЗНАКОМСТВО С ОДНИМ УНИКАЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ. Это себялюбивое местоимение, живет в гордом одиночестве  в роскошном особняке на улице Местоимение. Одно – одиношенько, составляет целый разряд, у этого местоимения нет никаких других родственников . Оно единственное рода возвратных местоимений.

                                                     Давайте прочитаем определение на стр.66

-Скажите, пожалуйста, что означает слово «Возвратный»-вернуть, возвратить. - Как вы думаете, почему местоимение получило такое название? – Местоимение  себя-это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).

Попробуйте сформулировать вопросы, на которые нужно найти ответы на уроке,т.е цели нашего урока…. (В чём особенность возвратного местоимения - существительного себя? Как оно изменяется? Где оно употребляется?Познакомиться с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя; научить употреблять местоимение себя в нужной форме), 

- Подумайте, а с какое личное местоимение кажется на слух похожим на местоимение себя? Тебя Просклоняйте, пожалуйста, местоимения «ТЫ» и «СЕБЯ»  упр.440.

Выполняют задание.

- Сравните эти местоимения и скажите, что вы заметили?

2.Работа в группах:

Запись на доске

Умываюсь            Извиняюсь                         СЕБЯ

Улыбаюсь             Стираюсь

-Что общего и чем отличаются данные слова?

Вывод: В первый столбик записаны слова- возвратные глаголы - обозначают возврат действия.

 Во второй столбик  записаны слова-глаголы, употребление которых с возвратным суффиксом –сь,  -ся  -  невозможно.

В третьем столбике возвратное местоимение .

    В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.

    Наблюдение за предложениями:

                                      Девочка причесалась.

                                      Девочка причесала себя.

     - Глагол и местоимение называются одинаково, что же между ними общего?

 

Физминутка. Закроте глаза.Представьте себе лесную поляну, на которой растет мягкая травка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются  до рук. А теперь потянитесь и насчет«три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

·                 - Молодцы, надеюсь вы получили заряд положительной энергии и продолжаем работать дальше. Теперь закрепим полученные знания.

Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Например: Мне не по себе.  Фразеологизмы– это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

 

3. РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ.

·                 Задание : вставьте подходящие по смыслу глаголы

·                 Быть вне себя        Быть вне себя – находиться в крайне возбужденном или раздраженном состоянии.

·                 Найти себя – правильно определить свои наклонности, свое призвание.

·                 Прийти в себя–

·                 1)выходить из обморочного состояния, из забытья; 2) успокаиваться перестоять бояться, беспокоиться, волноваться.

·                 Выйти из себя – прийти в состояние крайнего раздражения.

·                 Проявить себя – проявлять в полной мере свои качества, способности, возможности.

·                 Читать про себя – тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух.

·                 Себе на уме – скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей.

 – А теперь, ребята, давайте попробуем подобрать синоним к слову  Эгоист , при помощи толкового словаря В.И. Даля

4. Работа в группах.

Давайте попробуем воплотить в жизнь цель, которую мы поставили. Объявляется мозговой штурм. Работаем в группах. Каждая группа учащихся получает задание и в течение 3-4 минут выполняет его:

                   Карточки с заданиями у вас на столе, определите падеж возвратного местоимения:

Быть требовательным к себе, брать ответственность на себя, поставить перед собой цель, винить в неудачах прежде всего себя, меньше всего думать о себе, следить за собой, отдавать себе отчет в своих поступках, владеть собой.

 

    5.Работа по предупреждению речевых и грамматических ошибок.

В данных предложениях исправьте неясность речи:

Сосед попросил сестру налить себе воды.

Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.

Я извиняюсь, что толкнул Вас.

Выполняют задание.

   Упр.441 устно

  6.Поставьте местоимение-существительное  себя  в нужную форму. Назовите эту форму.

 

Руби дерево по ... Д.п

Выше … не прыгнешь.Р.п

Умный винит …, глупый – своего товарища.В.п

 

7. Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением СЕБЯ, используйте слова для справок.

 

1.         Бабушка плохо чувствует себя, ей ……………………………………….

2.         Дедушка очень рассердился, был ………………………………………

3.         Он очень расстроился, но потом …………………………………………

4.         Надо ………………………в любой ситуации.

5.         «Он ………………………………..» - так говорят про хитрых людей.

6.         Чтобы быть воспитанным, надо много …………………………………..

7.         Он ничего не замечал вокруг, …………………………………………..

8.         Всегда надо стараться ……………………………………………...........

9.         Она ………………………………неизвестно что.

Слова для справки: уйти в себя; вывести из себя; овладеть собой; взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; себе на уме; строить из себя; не по себе

 

8. Подведение итогов урока

Наш урок подходит к концу. Работая дружно и согласно, мы исследовали особенности местоимения СЕБЯ. Давайте вместе подведём итог:

 

- С какими местоимениями вы сегодня познакомились?

- На что указывает возвратное местоимение?

- Каковы грамматические особенности возвратного местоимения?

- Где можно применить новые знания?

 9.           Давайте подведем итог в виде синквейна

Местоимение

Возвратное необычное

Изменяется, склоняется, употребляется

Мне было интересно и волнительно

Местоимение – существительное (разряд)

10.      Оценки за урок . 

11.      Домашнее задание: выучить правило, упр.442

1.    Определите падеж возвратного местоимения:

Быть требовательным к себе, брать ответственность на себя, поставить перед собой цель, винить в неудачах прежде всего себя, меньше всего думать о себе, следить за собой, отдавать себе отчет в своих поступках, владеть собой.

 

    2.Работа по предупреждению речевых и грамматических ошибок.

В данных предложениях исправьте неясность речи:

Сосед попросил сестру налить себе воды.

Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.

Я извиняюсь, что толкнул Вас.

 

  3.Поставьте местоимение-существительное  себя  в нужную форму. Назовите эту форму.

 

Руби дерево по ... Д.п

Выше … не прыгнешь.Р.п

Умный винит …, глупый – своего товарища.В.п

 

4. Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением СЕБЯ, используйте слова для справок.

 

1.         Бабушка плохо чувствует себя, ей ……………………………………

2.         Дедушка очень рассердился, был ……………………………………

3.         Он очень расстроился, но потом ……………………………………

4.         Надо ………………………в любой ситуации.

5.         «Он ………………………………..» - так говорят про хитрых людей.

6.         Чтобы быть воспитанным, надо много ……………………………

7.         Он ничего не замечал вокруг, …………………………………………

8.         Всегда надо стараться ……………………………………………..........

9.         Она ………………………………неизвестно что.

Слова для справки: уйти в себя; вывести из себя; овладеть собой; взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; себе на уме; строить из себя; не по себе.

1.    Определите падеж возвратного местоимения:

Быть требовательным к себе, брать ответственность на себя, поставить перед собой цель, винить в неудачах прежде всего себя, меньше всего думать о себе, следить за собой, отдавать себе отчет в своих поступках, владеть собой.

 

    2.Работа по предупреждению речевых и грамматических ошибок.

В данных предложениях исправьте неясность речи:

Сосед попросил сестру налить себе воды.

Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.

Я извиняюсь, что толкнул Вас.

 

  3.Поставьте местоимение-существительное  себя  в нужную форму. Назовите эту форму.

 

Руби дерево по ... Д.п

Выше … не прыгнешь.Р.п

Умный винит …, глупый – своего товарища.В.п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения

Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению знаний об обобщающих словах; создать условия для формирования умений постановки знаков препинания при  обобщающих словах; способствовать развитию логического мышления учащихся и способности  переключать внимание.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности.

Оборудование: раздаточный материал (тексты, тесты, листы для самоконтроля); мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока.

I. Организационный момент.

(приветствие учащихся и гостей, сообщение темы урока, постановка целей)

II. Проверка домашнего задания.

(несколько человек читают выписанные из художественных произведений предложения с рядами однородных членов)

III. Актуализация субъектного опыта.

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Эксперт, щавель, христианин, ходатайство, феномен, упрочение, упорядочение, украинский, углубить, столяр, средства, афера, арахис, атлас (географическая карта), атлас (ткань), аэропорты. 

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

ГИА. Запишите предложения под диктовку. Найдите слово(а) с непроизносимым согласным.

Ночь стояла над притихшей землёй. Разлив звёздного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой, также маленьком оконце избы с той же напряжённой силой, как и на небе.

Найдите предложения с однородными членами. (2,3) Сделайте синтаксический анализ второго предложения.

Грамматические загадки:

1.Одинаковые члены предложения, связанные с одном и тем же членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос. (очп)

2.Однородные члены предложения, при которых есть зависимые слова. (распространенные)

3.Не являются однородными членами предложения выражения ни свет ни заря; ни пуха ни пера; скоро…скоро. (фразеологические сочетания, повторяющиеся слова)

4.Выражается с помощью интонации перечисления или с помощью интонации и сочинительных союзов. (сочинительная связь)

5.Характеризуют предмет с одной стороны, относятся к одному и тому же слову, произносятся с перечислительной интонацией, между ними возможна постановка союза и. (однородные определения)

6.Характеризуют предмет с разных сторон, поясняют друг друга, лишены перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз и. (неоднородные определения)

7.Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения. (запятая)

IV. Изучение новых знаний и способов деятельности.

Систематизация знаний об обобщающих словах .

В предложениях с однородными членами иногда используются обобщающие слова, которые служат более общим обозначением находящихся при нем однородных членов. Однородные члены уточняют, конкретизируют обобщающее слово и выполняют одинаковую с ним роль в предложении.

Кое-где попадались старые большие деревьятопольлипаосокорь… (В. Арсеньев.)

(Осокóрь, чёрный тополь (Populus nigra), листопадное двудомное дерево семейства ивовых. Высота до 30 м и до 2 м в диаметре; крона широкая, сильно ветвистая.)

В роли обобщающих слов используются:

1.местоимения и местоименные наречия все, всегда, везде, всюду, никуда, нигде и т. Д.:

Все: лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней. (Л. Толстой.)

2) другие части речи, а также цельные словосочетания и фразеологизмы:

Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В. Короленко.)

Работа в группах по теме «Знаки препинания при обобщающих словах»
1-я группа.

Текст для исследования.

Всё дышало свежестью и деревья и трава и цветы.

Всё дышало свежестью: и деревья, и трава, и цветы.

2-я группа.

Текст для исследования.

И деревья и трава и цветы всё дышало свежестью .

И деревья, и трава, и цветы - всё дышало свежестью .

3-я группа.

Текст для исследования.

Всё и деревья и трава и цветы дышало свежестью.

Всё: и деревья, и трава, и цветы - дышало свежестью.

Вывод: (диск)

- если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то…

- если обобщающее слово стоит после однородных членов, то…

- если однородные члены занимают место в середине предложения, так что обобщающее слово предшествует им, а после них предложение продолжается, то…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

V. Первичная проверка изученного.

С.114 упр. 179 – устно.

VI. Применение изученного.

Тестовое упражнение №2 (диск)

VII. Закрепление изученного.

Работа с текстом.

(Списать текст, вставить слова, расставить знаки)

                                                    Русские реки
       Бесчисленное множество … малых рек  речушек маленьких лесных ручейков  прозрачных озёр разбросано по великим просторам  нашей страны.
       В древности плыли гружённые товарами корабли по…  серебряному Днепру  широкой красавице Волге  пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами … торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли … Киев и Новгород  Псков и Москва.

(Разнообразные товары, водоёмы, первые русские города, торговые пути)

- Сверяем с изображением на экране.

Русские реки

 Бесчисленное множество водоёмов: малых рек,  речушек, маленьких лесных ручейков,  прозрачных озёр  разбросано по великим просторам  нашей страны.

        В древности плыли гружённые товарами корабли по торговым путям:  серебряному Днепру,  широкой красавице Волге пустынным северным рекам. Медом, хлебомрыбойсолью, драгоценными редкостными мехами  разнообразными товарами торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли первые русские города: Киев и Новгород,  Псков и Москва

- Объясняем расстановку знаков препинания.

VIII. Обобщение и систематизация изученного.

Что такое обобщающие слова?

Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?

IX. Этап контроля и самоконтроля.

Тест

1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы.

Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.

В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.

Г. в мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.

2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.

Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег.

В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем.

Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно.

Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах.

X. Этап коррекции.

1 – Г; 2 – В,Г

XI. Информация по домашнему задания.

Выучить правило с. 113-114

1.выполнить упр. 180 с.114

2.в текстах художественной литературы найти предложения с обобщающими словами при однородных членах

3.написать сочинение-миниатюру на тему «Снегопад», используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.

XII. Подведение итогов. (листы самоконтроля)

XIII. Рефлексия.



 

 

 

 

      Русские реки
       Бесчисленное множество … малых рек  речушек маленьких лесных ручейков  прозрачных озёр разбросано по великим просторам  нашей страны.
       В древности плыли гружённые товарами корабли по…  серебряному Днепру  широкой красавице Волге  пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами … торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли … Киев и Новгород  Псков и Москва.

(Разнообразные товары, водоёмы, первые русские города, торговые пути)

 

Тест

1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы.

Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.

В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.

Г. в мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.

2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.

Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег.

В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем.

Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно.

Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах.

 Русские реки
       Бесчисленное множество … малых рек  речушек маленьких лесных ручейков  прозрачных озёр разбросано по великим просторам  нашей страны.
       В древности плыли гружённые товарами корабли по…  серебряному Днепру  широкой красавице Волге  пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами … торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли … Киев и Новгород  Псков и Москва.

(Разнообразные товары, водоёмы, первые русские города, торговые пути)

 

Тест

1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы.

Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.

В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.

Г. в мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.

2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.

Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег.

В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем.

Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно.

Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах.


 

Конспект урока Предмет: русский язык

Конспект урока Предмет: русский язык

В латинском языке эта часть речи имела название прономен

В латинском языке эта часть речи имела название прономен

Учитель: СЕГОДНЯ НАС ОЖИДАЕТ

Учитель: СЕГОДНЯ НАС ОЖИДАЕТ

Физминутка. Закроте глаза.Представьте себе лесную поляну, на которой растет мягкая травка

Физминутка. Закроте глаза.Представьте себе лесную поляну, на которой растет мягкая травка

Я извиняюсь, что толкнул Вас.

Я извиняюсь, что толкнул Вас.

Где можно применить новые знания? 9

Где можно применить новые знания? 9

Бабушка плохо чувствует себя, ей …………………………………… 2

Бабушка плохо чувствует себя, ей …………………………………… 2

Тема урока : Обобщающие слова при однородных членах предложения

Тема урока : Обобщающие слова при однородных членах предложения

Ход урока. I. Организационный момент

Ход урока. I. Организационный момент

Характеризуют предмет с разных сторон, поясняют друг друга, лишены перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз и

Характеризуют предмет с разных сторон, поясняют друг друга, лишены перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз и

Текст для исследования. И деревья и трава и цветы всё дышало свежестью

Текст для исследования. И деревья и трава и цветы всё дышало свежестью

На берегах рек возникли … Киев и

На берегах рек возникли … Киев и

Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания

Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания

В древности плыли гружённые товарами корабли по… серебряному

В древности плыли гружённые товарами корабли по… серебряному

На берегах рек возникли … Киев и

На берегах рек возникли … Киев и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2024