Конспект урока здоровья в 3 классе
на тему «Осанка»
УМК-развивающая программа Занкова Л.В.
Цели урока:
· обучающие:
¾ обобщить знания учащихся о значении движения в жизни человека.
¾ расширить знания учащихся о строении скелета человека и осанке.
¾ сформировать представления о правильной осанке и способах ее формирования.
¾ разучить комплекс упражнений для формирования правильной осанки.
· воспитывающие:
¾ воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни.
· развивающие:
¾ развивать познавательную активность, умение рассуждать, делать выводы.
· оздоравливающие:
¾ профилактика нарушений осанки и переутомления.
Основные понятия:
1) Осанка
2) Скелет
3) Позвоночник
Оборудование: Презентация, листочки с рефлексией, Памятка для учащихся.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Орг.момент и зарядка |
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок здоровья.
Все ребята дружно встали (выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись (руки поднять вверх), А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.) Как пружинки, мы присели (присесть), Встали и тихонько сели (выпрямиться и сесть). |
Повторяют за учителем. |
2. |
Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? -Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на что- нибудь или на кого-нибудь надеть. Так и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета.
Скелет - это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. (Показ рисунка скелета.) - Посмотрите на рисунок. Череп похож на шлем. Что он защищает? - Что защищает грудная клетка? - рассмотрим части скелета:Череп, скелет верхних конечностей, грудная клетка, скелет нижних конечностей, позвоночник. О худых людях иногда говорят: «У него только кожа да кости», Может ли такое быть на самом деле? -почему?
Чтобы бегать, ходить, поднимать грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы. Мышцы - главные силачи. Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться. Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, как на рычаг, и заставляет кость двигаться.
Упражнение 1 Согните руку и пощупайте руку на внутренней стороне, мышца в этом месте укоротилась и напряглась. (Показ. ученикам как сокращаются мышцы на примере сгибания-разгибания руки). Именно это позволило руке согнуться. Заставляют мышцы сокращаться нервные импульсы, которые посылает головной и спинной мозг. Головной мозг это центр управления всеми действиями, которые совершает человек. Как только вы задумываете совершить какое-либо движение, огромное множество импульсов направляются от головного и спинного мозга по нервным путям к мышцам. Мышц очень много, они разные. Какое значение имеют мышцы? — Как они помогают человеку? Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движение человека становятся совершеннее и разнообразнее. Чтобы стать красивым, сильным, здоровым и выносливым человеком, нужно тренировать мышцы.
- Что поможет это сделать? Что
кроме упражнений может укрепить кости и мышцы? - Какие продукты употреблять? |
Нет.
Мозг. Сердце, легкие.
Нет. Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться.
Мышцы позволяют прыгать поворачиваться, размахивать руками, жмуриться, говорить улыбаться, петь и т. д.
Те, в которых в большом количестве соли кальция, - творог, молоко; также полезны овощи, фрукты. |
3.Введение в тему урока |
Итак, мышцами и костями управляют без спинной и головной мозг. Головной мозг находится в черепной коробке, а спинной мозг находится в позвоночнике. Кости, суставы, мышцы, связки и все нервы управляющие ими называются опорно-двигательным аппаратом. Позвоночник – это изогнутый столб, который состоит из 32-34 позвонков, между которыми находятся межпозвоночные диски. Межпозвоночные диски обеспечивают подвижность позвоночника. Позвоночник позволяет человеку прямо ходить. Роль позвоночника в жизни человека очень велика. Он не только защищает наш спинной мозг, он связан со всеми системами нашего организма. Если мы не будем беречь наш позвоночник, то могут возникнуть различные заболевания.
У некоторых детей возникает нарушение осанки, оно называется сколиозом. Это означает, что позвоночник у них изогнут в форме зигзага. |
|
4.Тема урока |
Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Тема нашего сегодняшнего урока «Правильная осанка». |
Позвоночник, осанка. |
5. Беседа по теме урока. |
От положения костей в теле зависит очень многое. Правильное положение позвоночника при ходьбе, сидении называется осанкой. Как вы думаете, что такое осанка? Вы очень много времени проводите в школе, очень много сидите, поэтому вы должны себя контролировать, следить за осанкой. Не зря вы носите портфель на обоих плечах, тем самым вы распределяете нагрузку на позвоночник равномерно, что немаловажно. Как проверить правильность осанки? 1. В положении стоя. Встать спиной к стене так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок касались стены,между поясницей и стеной должна проходить ладошка. Запомните это состояние и на один шаг от стены отойдите, в таком положении положить книгу себе на голову и попробуйте походить. Если книга не упадет, то с осанкой все в порядке. 2. В положении сидя. Спина прямая, между грудью и партой свободно умещается кулачок. Руки на парте, ноги вместе. При письме и чтении сильно не нагибаться, расстояние от тетради до глаз – около 30 см , локоть стоит на парте, кончики пальцев касаются виска.
Когда человек сутулится, он быстро устает, у него появляются боли в спине, шее, нарушается работа внутренних органов. В формировании правильной осанки важное участие принимают мышцы спины и грудной клетки. Для того, чтобы осанка была правильной и красивой эти мышцы нужно развивать и укреплять. Для этого существуют специальные упражнения. Выполним некоторые из них. |
Осанка-это ровная спина. |
6. Выполнение упражнений |
Встаньте из-за своих парт, задвиньте стулья, встаньте так, чтобы не мешать друг другу. -Встаньте прямо. Представьте, что над нами яркие звезды и нам нужно дотянуться до них, поднимите руки вверх и попробуйте обеими руками, не подпрыгивая, дотянуться до них. Тянемся-тянемся…пятки от пола не отрываем.
-Поставьте руки на пояс. С усилием попытайтесь свести локти вперед, выгибая весь позвоночник. А теперь расслабьтесь и отведите руки в стороны.
-А теперь пошагаем на месте. Приподнимите немного подбородок, расправьте плечи, подтяните живот. (Дома 1-2 минуты, в классе 10-15 сек.)
-А теперь встаньте на носочки и попробуйте пошагать таким образом. (Это упражнение хорошо способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.) -Остановитесь, расслабьтесь. Теперь слегка согните ноги в коленях, руки поставьте на пояс, голова приподнята. При этом спину держите прямо (дома - 30сек-1 минута, в классе 10-15 сек.). -Медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижение вперед. (Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.) -Давайте проверим правильная ли у нас осанка во время движения. Положите книгу на голову и попытайтесь пошагать на месте. Если книга упадет, то это значит, что у вас неправильная осанка. -Эти упражнения нужно делать дома как можно чаще. |
|
7. Закрепление пройденного материала |
К чему может привести искривление позвоночника и неправильная осанка?
Какова роль позвоночника в жизни человека?
Игра «Как ты заботишься о позвоночнике?» Учащиеся
делятся на две команды. Каждая получает конверт с вопросами, на которые дети
должны ответить «да» или «нет». Вопросы
1-й команде Вопросы
2-й команде
|
когда человек сутулится, он быстро устает, у него появляются боли в спине, шее. -позвоночник защищает спинной мозг |
8. Итог урока |
Ну а сейчас подведём небольшой итог. - Что нового вы узнали на уроке? -Что можете делать сами для поддержания правильной осанки? -Для чего нужен скелет в теле? - Как вы поняли, что такое осанка?
Памятка для учащихся. * сидите за столом прямо, опираясь о спинку стула, слегка наклонив голову вперёд; * ходите и стойте, не опуская плеч, втянув живот и слега приподняв голову; * учебники носить в ранце или в рюкзачке на спине, а не в портфеле; * спите на твёрдой постели и плоской подушке; * делайте зарядку, занимайтесь спортом, укрепляя мышцы шеи, спины, живота; * чтобы у вас была правильная осанка, не меньше двух раз в день вставать к стене и проверять свою осанку. Можно походить с книжкой на голове.
|
мы узнали, что такое позвоночник, осанка -правильно сидеть, ходить -без скелета человек был бы бесформенным и не смог двигаться -осанка помогает человеку вертикально держать тело
|
9.Рефлексия |
На листочках пишут «Этот урок заставил меня задуматься...». |
|
Клевесенкова С.В._____________
Королева Е.В.____________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.