Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28»
Внеклассное мероприятие
Тема занятия: «Мы разные, мы вместе»
Автор: Осипова Наталья Александровна – учитель-дефектолог (олигофренопедагог), учитель начальных классов
Цель: формирование толерантного отношения у учащихся к детям, людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Задачи:
- создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми;
- развивать чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других;
- воспитывать уважительное отношение к своим правам и правам других людей.
Ожидаемые результаты
ü метапредметные:
- оптимизация межличностного отношения общения учащихся;
- осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме;
ü предметные:
- знакомство учащихся с понятием «толерантность»;
- воспитание уважительного отношения к окружающим;
ü личностные:
- активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему;
- актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников;
- обучение самоанализу и анализу своих поступков;
ü коммуникативные:
- формирование умения аргументировать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию;
- обучение работе в паре, группе.
Оборудование и материалы:
- мультимедийный проектор, ноутбук, колонки (презентация)
- рисунки детей (человечки)
- карточки с заданием для парной и групповой работы
- шкатулка
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
"Здравствуйте!" Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. СЛАЙД 1
Здоровье очень важно для человека, поэтому необходимо научиться его беречь. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе.
Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?
2. Активизация и мотивация
В нашем кабинете сегодня очень многолюдно. У нас в гостях ваши человечки, которых вы очень старались рисовать. ВЫСТАВКА РИСУНКОВ
Послушайте выступление ребят.
1. Я рисую человечка –
Вышел он прямой как свечка.
На кого же он похож?
Посмотрите как хорош!
2. А у Нади и Аркаши
Человек объелся каши –
Круглый, добрый и веселый
Очень сильный и здоровый.
3. Петин мальчик – великан,
У Алеши – атаман.
У Сергея же худой,
С ярко – рыжей головой.
4. А у Славика девчонка
Словно Быхова Аленка,
Паша негра рисовал –
Сам от краски черным стал.
Все вместе. Люди разные на свете,
Словно человечки эти!
3. Формулировка темы, постановка цели (проблемная ситуация)
Почему человечки получились все разные?
Давайте представим, что все мы стали одинаковыми (открывается оборотная сторона доски с шаблонами человечков), что тогда было бы?
Но у нас с вами есть общее, например, мы с вами учимся в одном классе, значит, несмотря на то, что мы разные, мы вместе.
Попробуйте определить тему нашего мероприятия.
Какую цель можем поставить перед собой?
4. Основная часть.
Работа в парах. У вас на столах лежат карточки, рассмотрите рисунки. Прочитайте задание. Посовещайтесь с соседом и ответ запишите рядом с картинкой (Приложение 1).
Покажите сигнал сразу, как будете готовы отвечать.
Предлагаю подумать, к каждому ли человеку на Земле подойдут ваши ответы?
Вспомним сказку Валентина Катаева "Цветик-семицветик". СЛАЙД 2
Сколько лепестков было у волшебного цветка?
Кто помнит волшебные слова?
Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей?
К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.
А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей стране таких людей много. Это могут быть и взрослые и дети. СЛАЙД 3
Чтобы не задеть чувства этих людей, не называть диагнозов, было принято решение использовать словосочетание – люди с ораниченными возможностями.
Предлагаю попробовать на примере ситуаций представить ощущения этих людей.
Задание 1 «Нарисуй дом с закрытыми глазами». (Приглашаются 2 человека).
Рефлексия: Что почувствовали? О чем подумали? С какими трудностями столкнулись?
Задание 3 « Принеси предмет с закрытыми глазами»
Подойди к книжному шкафу и возьми книгу со 2-ой полки.
Принеси её ученику на 1 парте.
Рефлексия: Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза? Что показалось невыполнимым?
Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, СЛАЙД 4, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.
А как вы думаете, могут ли слепые люди работать?
Есть в нашем городе «Общество слепых», где люди не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).
Что нужно таким людям было бы намного комфортнее, надежнее?
А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе Эмилии Леонгард их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить.
Задание 3.
Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня.
А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)
Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Задание 4 Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
Задание 5 Попробуйте без помощи рук завязать шнурки.
Рефлексия: Что испытывали? Что хотелось сделать?
Не смотря на все ограничения, эти люди зачастую ведут очень активный образ жизни: участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют.
Так же они имеют с нами равные права
Стихотворение (читает учитель):
Люди
на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
Люди отличаются друг от друга не только внешне, но и обладают они разными качествами.
Скажите, а какие качества мы ценим в людях больше всего?
А какой по вашему должен быть друг?
СЛАЙД 5 Прочитайте слова, записанные на слайде, предлагаю их разделить на две группы:
- выделите цветом качества, которыми вы должны обладать;
- качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркните.
Кто знает, каким словом можно заменить все эти качества? (толерантность).
СЛАЙД 6 Историческая справка (озвучивает ученик)
На рубеже 18 – 19 веков во Франции жил князь Тайлеран. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но несомненно, более всего – в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем оптимальным для всех способом. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинять обстоятельствам.
Как вы считаете, почему именно сейчас на нашем занятии мы вспомнили про толерантность?
Быть толерантными означает уважать других, невзирая на различия.
Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
5. Закрепление темы
Игра «Волшебная шкатулка». Предлагаю разделиться на группы и выполнить данное задание, заполнив кластер. (Приложение 2)
У меня в руках волшебная шкатулка. В ней не золото и бриллианты. В ней качества толерантного человека. Мы сейчас будем покупать те качества, которых у вас не хватает, а расплачиваться вы будете качествами, которых у вас много. Зачитайте те слова, которые вы записали на карточке.
6. Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Давайте вернемся к теме занятия. Достигли ли мы поставленной цели? СЛАЙД 7
В конце занятия я хотела бы внести изменения в данную тему, кто со мной согласен?
Проанализируйте свое участие в занятии, закончив предложения.
Я сегодня узнал ……
Мне было интересно …….
Мне больше всего понравилось …..
Я дома расскажу …….
С урока я ухожу ……… настроением.
Каждого участника прошу взять карандаш, подойти к своему человечку. Если вам понравилось наше мероприятие нарисуйте на лице улыбку, если нет – оставьте лицо без улыбки. (Работа выполняется под песню «Хоровод друзей»).
Думаю, что этот классный час принесёт пользу и нам, и окружающим нас людям, нуждающимся в нашей помощи.
Благодарим всех вас за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
-
Рассмотри рисунки. Сколько этих частей тела у обычного человека?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Толерантный
человек
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.