Тема: «Правила приличия в житейских ситуациях.»
Цель: путём оценивания житейских ситуаций сформировать у детей нормы социального поведения.
Задачи:
Обучающие: способствовать формированию навыков эффективного повседневного общения.
Развивающие: развитие коммуникативных навыков общения.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: эпиграф к занятию, мяч, таблички с запрещенными жестами.
Эпиграф: «Самая главная роскошь на земле - это роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент-Экзюпери).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
- Я рада видеть вас на занятии.
2. Основная часть.
- Сегодня наше занятие будет не совсем обычное. И поговорим мы сегодня о культуре общения и поведения в обществе.
Человек не может существовать один, он всё время находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Культура поведения закладывается с самого рождения: сначала в кругу семьи, затем в детском саду, в школе, университете. Вот тут- то и начинается самое интересное: чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, кто вам нравится, а кто - нет, с кем бы вы хотели дружить, а с кем - нет. Возникает множество вопросов, связанных с общением в различных ситуациях. Но верно то, что у всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми и кто - то может делать это лучше, а кто - то хуже.
Общение - это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, мы передаём друг другу знания, опыт, делимся впечатлениями и м. д. Есть вербальное общение - это слова, невербальное - выражение лица, жесты, походка, позы тела.
Вопросы для обсуждения:
- Всегда ли общение с другими людьми бывает успешным?
- Нужно ли учиться общению?
- Как вы считаете, для чего это нужно?
Приветствие. Давайте встанем в круг лицом друг к другу. И поприветствуем друг друга глазами, головой, руками, словами.
- Эти жесты понятны многим людям, говорящим на разных языках, а какие жесты не положены в обществе воспитанных людей? (дети читают правила на табличках и прикрепляют к доске).
Нельзя:
Хлопать собеседника по плечу.
Размахивать руками.
Теребить одежду, крутить пуговицы.
Чесать голову, ковыряться в носу и ушах.
Барабанить пальцем по столу.
Трогать лицо руками.
Чихать в пространство.
Бесцельно вертеть в руках какой - либо предмет.
- И так, необходимое соблюдение правил хорошего тона в обществе называется этикетом. Есть правила поведения в гостях, в общественном транспорте, за столом, в театре, в библиотеке, правила беседы по телефону, приёма гостей, общения друзей и м. д.
- Сейчас мы постараемся найти ошибки в некоторых ситуациях.
Ситуация 1.
Встречаются два одноклассника. Обмениваются дружескими рукопожатиями в перчатках. (приветствуют, обнажая руки.)
Ситуация 2.
Встречаются Маша и Саша, приветствуют друг друга, при этом у Саши руки остаются в карманах брюк. (мальчики вынимают руки из карманов при приветствии)
Ситуация 3.
Максим и Дима сидят за партой в классе. Входит Настя. Кто должен здороваться первым? (тот, кто вошёл в класс)
Ситуация 4.
Максим и Андрей идут, оживлённо обсуждая фильм. Их обгоняет Милана. Кто первым должен здороваться? (тот, кто обгоняет)
Ситуация 5.
В автобус заходят подружки, и увидев инвалида с интересом и сочувствием разглядывают его. (в общественных местах не принято пристально смотреть на человека, оглядывать его с ног до головы)
Ситуация 6.
Мама с дочкой пришли в гости. Пока взрослые о чем-то беседуют, девочка начала интересоваться сначала содержимым туалетного столика, пробуя всё, затем перешла к ящикам тумбы. (в гостях не рекомендуется открывать ящики шкафов, интересоваться их содержимым)
Ситуация 7.
В дверях сталкиваются два мальчика, одному 8 лет, а другому 10. Кто должен кого пропустить? (кто окажется вежливее)
Игра: «Вежливые слова» (дети становятся в круг, передают друг другу мяч и называют вежливые слова).
3.Заключительная часть.
Блиц опрос.
Кто уступает место в транспорте старшим, родителям с маленьким ребёнком, беременным женщинам. Мужчина или женщина? (оба)
Можно ли, идя в гости, брать с собой чужих людей? (нельзя)
Ходят ли в гости с собакой или кошкой? (нет)
Можно ли уходить домой сразу после обеда или ужина в гостях? (нет, это не прилично)
Вы увидели на улице своего друга, он стоит с незнакомой вам девочкой. С кем в первую очередь вы должны поздороваться? (с другом)
Кто первым выходит из общественного транспорта: мужчина или женщина? (мужчина)
Итог:
- Вот и подошло к концу наше занятие, и мы надеемся, что никогда не исчезнут воспитанные, учтивые и благородные люди, знающие правила поведения в обществе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.