министерсво образования, НАУКИ и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
По внеурочному занятию по русскому языку
Студентки 331группы
школьного отделения
Чен-Бен-Ша Виктории Анатольевны
Место проведения урока:
Школа № 16, класс 3 «В»
Дата проведения урока: 26.11.2019
Начало урока: 14:45
ФИО учителя школы:
Попова Елена Владимировна
ФИО преподавателя-консультанта:
Суровцева Нина Александровна
Допуск к проведению занятия:
(Подпись преподавателя)
___________________ ,дата__________
(Подпись учителя)
____________________, дата_________
Тема внеурочного занятия. Путешествие в страну Зубарию.
Учебный предмет: Класс: |
Внеурочное занятие по русскому языку. 3 «В» |
||
Цели внеурочного занятия: |
Деятельностная: создать условия для формирования УУД. Содержательная: познакомить учащихся с особенностями фразеологизмов и с фразеологизмами со словом «зуб». |
||
Технологии, методы: |
ПДО |
||
Основные понятия, термины: |
Зуб, фразеологизмы |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный ü Знают, что такое фразеологизмы. ü Знают особенности фразеологизмов. ü Умеют определять значение фразеологизмов. ü Используют в речи термин: «фразеологизм» ü Умеют применять полученные знания на практике: соединяют фразеологизм и его значение, находят фразеологизмы, исправляют ошибки во фразеологизмах. ü Понимают роль фразеологизмов в речи. ü Знают словари фразеологизмов.
|
Личностный: · Владеют навыками сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки; Метапредметный: Познавательный: · Умеют сравнивать, обобщать, анализировать; · Проявляют познавательный интерес. · Развивают умение выполнять задания в соответствии с целью. Регулятивный: · Умеют формулировать темы и задач урока; · Понимают и удерживают учебную задачу. · Формулируют учебную задачу с помощью учителя. Коммуникативные: · Умеют слушать и понимать других; · Умеют работать в сотрудничестве с учителем и классом; · Правильно строят ответы, предложения.
|
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная · Парная · Индивидуальная |
Ресурсы: Презентация, дидактический материал. |
||
Этапы урока. Задачи урока. |
Наглядность, оформление доски. |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности. · Замотивировать учащихся к учебной деятельности. (Л.) · Совершенствовать умение анализировать. (Л) · Вызвать желание учиться. (Л.)
|
Слайд №1 · Знанием - человек а, солнцем освещается Мир · Мир освещается солнцем, а человек- знанием |
-Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Виктория Анатольевна, и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по русскому языку. -Посмотрите на экран. На нём пословица, но что-то с ней не так. -Как вы думаете, что с ней? -А что нужно сделать, чтобы она стала правильной? -Кто прочитает? -Что означает эта пословица? -Верно, как мир не может без света и тепла солнца, так и человек не может жить без знаний. -Поднимите руки те, кто хочет на этом уроке получить знания. -Как на уроке нужно работать, чтобы получить знания? |
-Она задом наперёд -Прочитать справа налево -Мир освещается солнцем, а человек- знанием
-Нужно думать, хорошо работать, слушать учителя и не отвлекаться. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение в тему. Определение задач занятия и путей их решения. · Совершенствовать аналитические умения (П) · Повысить учебно- познавательную мотивацию.(Л) · Учить ставить задачу. (Р) |
Слайд №2 Зубария |
-Занятие у нас сегодня необычное. Мы отправимся с вами в путешествие в неведомую пока страну. -Прочтите с доски как она называется. -Кому знакома эта страна? -Хотите узнать о ней? -Что хотите узнать об этой стране? · Кто живет в этой стране? · Есть ли знатоки этой страны? Кто они? · Где и как работают, чем занимаются жители? · Можно ли подружиться с жителями этой страны? Как это сделать? -Вот так много вопросов, на которые нам надо ответить, путешествуя по стране Зубария. -Где же нам найти ответы на эти вопросы? -Среди нас живут её знатоки. Это поэты, писатели, умные книги. Вот они сегодня и будут нашими добрыми помощниками в путешествии в загадочную страну. Кроме того, помогут вам и знания о русском языке, умение рассуждать. -Я не сомневаюсь, ребята, что к концу занятия и среди вас появится знатоки этой страны. |
-В нашем путешествии
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расширение представлений детей о лексических возможностях слова «зуб» · Учить строить простые суждения (К) · Учить слушать и понимать речь других (К) · Совершенствовать умение определять значение слов. (Пр.)
|
Слайд №3 Анатолий Форов «У врача»Заболел у Зубра зуб. Во дела, друзья! Фрукты, кашу, даже суп Стало есть нельзя. И, как водится, его Повели к врачу. А врачом был Бегемот, Бегемот-молчун. И как только в кресло Зубр Сел, то стал орать, Хоть ещё не начал зуб Дядя проверять. — Больно мне! – кричит больной, Приоткрыв свой рот, — Отпусти меня домой, Дядя Бегемот. Посетитель был в тоске… Только и успел Ойкнуть он, как врач в руке Зуб его вертел. Я нисколько не шучу И готов сказать: Если болен, то врачу Надо доверять!
Слайд №4Константин НефедовПила |
-С чего начнем наше путешествие? -Нужно ли нам разобраться в названии страны? -Давайте для начала задумаемся над названием страны. Может оно что-то нам подскажет? -От какого слово произошло название страны? -Какие мысли у вас появились? Не забывайте, что вы на занятии по русскому языку. -Да, можно предположить, что живут с этой стране слова с корнем «зуб». -Но только ли слова – жители этой страны? -Чтобы ответить на этот вопрос, давайте я предлагаю вам сразу несколько заданий. Выберите для выполнения то, что вам ближе, интереснее, которое хочется выполнить: · Что же такое зуб? · Что вы можете рассказать о слове «зуб»?
-В наш разговор включается поэт. Его тоже увлекли эти задания. Вот поэт Анатолий Форов. Он написал стихотворение про зуб, которое называется «У врача». Давайте его прочитаем и скажем, в каком значении употребляется слово.
-У нас в гостях есть еще один знаток этой страны. Это Константин Нефедов. Он тоже написал стихотворение, в котором у потребляет слово «зуб». Давайте
прочитаем его. -В каком значении употребляется слово «зуб»?
|
-Да
-Да, подскажет -От слова зуб -В стране живут слова с корнем «зуб»
-Наверное, нет
-Зуб – это орган, которые расположен в ротовой полости и служит для первичной переработки пищи. -Зуб – острый выступ на чем-либо. -Слово «зуб» многозначное слово.
-Как орган человека.
-В значении острого выступа у пилы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания Приём: анализ языкового материала · Познакомить учащихся с понятием «фразеологизмы» (Пр.) · Обогатить словарный запас учащихся. (Пр.) · Совершенствовать умения слушать и понимать речь других; (К.) · Совершенствовать умение высказывать свою точку зрения (К.)
|
На доске: Положить зубы на полку, зуб, молочный зуб, точить зубы, здоровый зуб, зубище
Слайд №5
|
-Ребята, мы уже узнали, что жителями страны являются слов с корнем «зуб». Но вот только ли слова являются жителями страны Зубария. -Давайте выполним задание, и посмотрим, может быть кто-то еще живет в этой стране. -Посмотрите на доску, на которой даны слова и сочетания слов. Давайте прочитаем их.
-Разделите их на группы. -Что получилось?
-Объясните, почему так получилось.
Вопросы для сравнения фразеологизмов со словом. -Попробуйте рассказать о выражениях из первой группы. -Что поможет вам выполнить это задание? Какие знания и умения?
-Что означают выражения первой группы? Попробуйте заменить их одним словом.
-Видите, они имеют значение слова. -Сравните значение отдельных слов во второй группе и значение выражений в первом столбике? Для чего те и другие служат?
-А одинаково ли они называют предметы, признаки, действия?
Вопросы для сравнения фразеологизмов со свободными словосочетаниями. -Попробуйте заменить слова в словосочетаниях третьего столбика. Например заменить или вставить туда новые слова.
-Сделайте вывод.
-Попробуйте что-то изменить, переставить, убрать из выражений первого столбика? -Что заметили? -Почему?
-Значит это устойчивые выражения. И как такие выражения мы называем? -Называют их – фразеологизмы.
Вопросы об особенностях толкования значения фразеологизмов. -Посмотрите на слайд. На нем представлены фразеологизмы в картинках, если их значение толковать буквально. -Почему улыбаетесь? Поделитесь своими мыслями.
-Вы правы, ребята. То что изображено на рисунке в жизни не бывает, т.е., если толковать значение фразеологизмов буквально – объяснять их, используя прямое значение тех слов, что в них входят, - получится смешно и неверно. |
- Положить зубы на полку, зуб, молочный зуб, точить зубы, здоровый зуб, зубище
-1 группа: положить зубы на полку, точить зубы -2 группа: зуб, зубище -3 группа: здоровый зуб, молочный зуб -В 1 группе «говорящие выражения», во 2 - просто слово, в 3 – свободное словосочетание.
-Знания о слове, словосочетании, умение сравнивать.
-Положить зубы на полку – голодать -Точить зубы - злиться
-Называть всё то, что нас в мире окружает.
-Нет, не одинаково, одни называют отдельными словами, а другие выражениями.
-Здоровый зуб – крепкий зуб, сильный зуб -Молочный зуб –первый зуб -Данные словосочетания можно изменять и они не потеряют основного смысла, значения.
-Этого сделать нельзя -Тогда выражения изменят свое значение.
-Фразеологизмы
-В жизни на самом деле такого не бывает. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспроизведение новых знаний · Понимать и озвучивать информацию, представленную в виде схемы (П.) · Учить проводить анализ и синтез проделанной работы (Р.) · Совершенствовать логические познавательные умения (П.) · Уметь воспроизводить изученный материал (П.)
|
|
-Для чего же нужны в языке фразеологизмы?
-Давайте теперь расскажем об особенностях фразеологизмов, используя план.
План: 1)Из чего состоит фразеологизм? 2)Имеет ли значения? 3)Можно ли во фразеологизмы вставить новые слова? 4)Какую роль выполняют в речи? 5)Как их нельзя толковать? 6)Для чего они нужны?
-Фразеологизмы мы сами не создаем, а берем их из языка. Значение фразеологизмов нужно знать. Поэтому чтобы запомнить фразеологизмы и их значение, мы с вами с ними поработаем. |
-Чтобы выразить свои эмоции, впечатления, отношения более ярче, эмоциональнее.
-Фразеологизмы – это точные, яркие выражения, сочетания слов. -Они имеют значения. -Во фразеологизмы нельзя вставить новые слова. -Выполняют в речи роль слова, называют все, что нас окружает. -Их нельзя толковать прямо, буквально. -Делают речь яркой, выразительной, точной. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная рефлексия · Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.) |
|
- Ребята, какое знание мы сегодня открыли?
- Где нам это знание пригодится? -Чему будем учиться дальше?
|
-Мы узнали особенности фразеологизмов. -В определении значения фразеологизмов. -Узнаем еще фразеологизмы со словом «зуб» и научимся определять их значения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знакомство со словарями о фразеологизмах · Познакомить учащихся со словарями о фразеологизмах. (Пр.) |
|
-Что же нужно знать для того, чтобы умело пользоваться выражениями о зубе? -Что поможет нам справиться с этой задачей? -Знаете ли вы, ребята, что есть специальные словари, в которых собраны эти необычные сочетания слов – фразеологизмы. -Посмотрите на слайд, на котором представлены названия таких словарей. · Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь. М., 1980. · Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые выражения. М., 1960. · Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. М., 1968. -Если вы забыли или не знаете значение фразеологизма, то вы всегда можете обратить к данным словарям и найти их.
(Если из детей кто-то принесет детский словарь фразеологизмов) -Ребята, … принес на занятии словарь фразеологизмов.
|
-Знать их значения
-Словари |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнения в применении нового знания. · Учить применять полученные умения на практике: находить фразеологизмы, определять их значения.(Пр.) · Совершенствовать умения работать в паре.(Р.) · Совершенствовать умение учащихся анализировать, сравнивать, обобщать. (Л.) · Совершенствовать умение сличать свою работу с образцом, делать вывод о качестве её выполнения. (Р.) · Способствовать развитию логического и творческого мышления. (Р.)
|
Слайд №6 1)
Заговаривать зубы 2)
Чесать зубы 3) WНYЕRПNОSЗUУZБLАFМG Не по зубам 4) КОБУЗ АН ЬТАНЗ Знать на зубок
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9 На два зуба – на один зуб Зубами не заберешь – зубами не вырвешь Коту в зубы не смотрят - дареному коню в зубы не смотрят
|
-Что же нужно сделать, чтобы подружиться с ними, если в стране живут так много фразеологизмов?
1)Разгадывание ребусов, шифровок, в которые зашифрованы фразеологизмы. Определение их значения. -Давайте начнем решать эту задачу. -Я предлагаю выполнить трудное задание – отгадать ребусы и проявить смекалку, сообразительность и находчивость.
-Какой фразеологизм зашифрован в первом ребусе? -Как вы его понимаете?
-Какой фразеологизм зашифрован во втором ребусе? -Как вы его понимаете?
-Какой фразеологизм зашифрован в третьем задании? -Что нужно было сделать, чтобы найти фразеологизм?
-Как понимаете фразеологизм – не по зубам?
-Какой фразеологизм зашифрован в четвертом задании? -Как нужно было читать фразу? -Как понимаете фразеологизм?
-А теперь употребите любой из данных фразеологизмов в предложении. -Ваня, назови своё предложение. -Катя, назови своё предложение.
2)Соединение фразеологизма с его значением. -Давайте приступим к следующему заданию, чтобы подружиться с жителями страны Зубария. -Посмотрите на слайд. На нем даны фразеологизмы и их значения. Но все значения перемешались. Нам нужно найти к фразеологизму его значение. -Можете поработать в паре. -Как нужно работать в паре?
-Давайте проверим. -Что означает фразеологизм – держать язык за зубами?
-Сквозь зубы говорить?
-Стиснуть зубы?
-Ни в зуб ногой?
-Молодцы. Запомните фразеологизмы и их значение. -Составьте с любым из них предложение. -Света, скажи своё предложение.
-Игорь, какое предложение составил ты?
3) Работа с фразеологизмами –«Найди ошибку и исправь её». -Путешествуем дальше. -На слайде даны выражения. Если что-то в них исправить, то получатся фразеологизмы. -Что надо изменить в первом выражении?
-Что означает фразеологизм – на один зуб?
-Что изменим во втором? -Какое значение у фразеологизма?
-И какой же фразеологизм скрывается в третьем выражении? -Что он означает?
4) «Работа по заполнению ячеек в кроссворде» -Ребята, жители страны Зубария очень любят разгадывать кроссворды. Давайте и мы с ними поразгадываем кроссворд. -Поработайте в парах. У вас на партах есть карточка, на которой написан «Кроссворд». Вам нужно заменить фразеологизм одним глаголом и вписать его в соответствующие клетки. Ниже вам даны глаголы, некоторые из которых могут подойти к данным фразеологизмам. -Если вы правильно отгадаете все слова, то в закрашенных клеточках вы прочитаете ключевое слово. -Приступаем к заданию. «Кроссворд» 1)Быть в зубах - навязываться 2) На зуб попробовать - узнать 3)Чесать зубы - болтать 4) Зубы скалить - насмехаться 5)Зуб даю - гарантировать 6)На зубок - наизусть 7) Показывать зубы - огрызаться
Глаголы: наизусть, шутить, огрызаться, навязываться, болтать, бояться, насмехаться, узнавать, смотреть, гарантировать, выкрикивать. -Прочитайте, какое слово получилось в выделенных клетках. |
-Узнать как можно больше фразеологизмов. -Научиться определять из значение и употреблять в речи.
-Заговаривать зубы. -Отвлечь внимание
-Чесать зубы -Много болтать
-Не по зубам -Нужно было убрать из строки английские буквы. -Не под силу, не по способностям -Знать на зубок -Справа налево -Знать наизусть, в точности.
-Я выучить таблицу умножения на зубок. -Вася заговаривал мне зубы, пока Коля списывал у меня домашнее задание.
-Сообща, никому не мешая, выслушивать друг друга
-Не говорить лишнего, не раскрывать секретов. - Говорить неохотно, еле открывая рот. - Не отчаиваться, не сдаваться в кризисной ситуации, продолжать стремиться к поставленной цели. -О человеке, который ничего не понимает в обсуждаемом вопросе.
-Ваня в обсуждении праздника ко дню матери был ни в зуб ногой. -Я узнал секрет друга, поэтому держал язык за зубами.
-Не на два зуба, а на один зуб -Очень мало
-Зубами не вырвешь -Невероятно трудно что-то у кого-то получить -Дареному коню в зубы не смотрят. -Нужно быть благодарным за любой подарок, нельзя обижаться, если тебе подарили не то, что ты хотел.
-Зубария |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия и итоги Учить анализировать свою работу. (Л.) Учить рефлексии деятельности (Р.)
|
|
Итоги занятия -Страна «Зубария» - удивительная страна. -Какие же жители в ней живут?
-А какие знатоки?
-Чем же занимаются жители данной страны, исходя из того чем мы сегодня занимались на уроке?
-Какие знания и умения мы получили, путешествуя по стране Зубария?
-Какие особенности фразеологизмов мы узнали путешествуя по стране Зубария?
-Какие фразеологизмы запомнили?
Рефлексия -Ребята, у каждого на парте есть бумажный сотовый телефон. Напишите на нем SMS-сообщение другу по парте о том, как прошло занятие, оцените, как вы себя чувствовали на уроке, были ли активными на занятии, что было трудно, что легко. -Кто прочитает сообщение друга?
- Ребята! Сегодня на уроке вы были очень активны! Спасибо за работу! Занятие окончено. |
-слова с корнем «зуб»; фразеологизмы словом зуб. -Анатолий Форов, Константин Нефедов -Они решают задания связанные с фразеологизмами со словом «зуб».
-Мы узнали, что слово «зуб» - это многозначное слово. -Есть стихотворения про зубы. -Очень много фразеологизмов со словом «зуб» -Узнали особенности фразеологизмов -Умение определять значение у фразеологизмов. -Фразеологизмы – это точные, яркие выражения, сочетания слов. -Они имеют значения. -Во фразеологизмы нельзя вставить новые слова. -Выполняют в речи роль слова, называют все, что нас окружает. -Их нельзя толковать прямо, буквально. -Делают речь яркой, выразительной, точной. -Зуб за зуб, точить зубы, положить зубы на полку… -Занятие прошло хорошо. Я работал активно, отвечал на вопросы, выполнял задания. Было немного трудно определять значение фразеологизма. Было легко работать в паре. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.