Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «№ 22»
Педагогическая мастерская «Завалинка»
Тема: «Какая я мама?»
Соликамск, 2016
Подготовительная работа: предложить детям высказаться на тему «Признание моей маме», «Что такое любовь к маме», «Что такое материнская любовь»
Записать ответ, оформить в виде письма. (приложение № 2)
Цель встречи: Основная роль матери в судьбе ребенка.
Структура:
Завлекалочка.
Это могут быть:
- презентационный материал
- музыкальная презентация
- мини выступление от детей к теме собрания
Ход:
1. Орг. Момент.
Коммуникативная игра на сближение «Клубочек», «Кувшин», «Комплименты»
1. Постановка проблемы
- Разминка: «Обращение к маме» опрос по кругу
«Солнышко», «Ромашка», «Цветик – семицветик»
- О чем говорит вам это обращение? – индивидуальный ответ
- Оно, прежде всего, говорит о ваших отношениях, а именно: матери и ребенка. И уже по обращению можно судить, какую роль данная мама сыграет в жизни сына или дочери.
- Как обращаются к вам ваши дети?» - согласны ли вы с нашими рассуждениями
2. Работа над проблемой в микрогруппах.
1. Размышление на тему «Материнство, материнская любовь – что это такое?»
Давайте составим схему в виде мельницы, на его лучиках мы напишем, что же такое материнская любовь.
2. Размышление наедине с самим собой.
На ¼ обычного листа участники разговора размышляют на тему: «материнская любовь – что это такое?»
Зачитываются все листочки.
- высказывания детей по теме собрания
- фильм - беседа с детьми.
3. Новый блок знаний
Тест «Какая я мама?» (приложение № 3)
4. Проблемная ситуация без окончания
Работа в микрогруппах.
1). Предлагаю вам обсудить в микрогруппах следующую жизненную ситуацию. Чем все это могло закончиться и почему? (приложение № 4)
2). Обсудите в микрогруппах следующие вопросы:
- Зависит ли от матери судьба ее ребенка?
- Какой должна быть мама, чтобы судьба ее ребенка состоялась?
Свой ответ зачитывает каждая группа.
5. Авторитетное мнение
Зачитать отрывок из книги Д. Соколова «Назначение женщины» (год издания 1898). (приложение № 5)
6. Создание продукта встречи
Предлагаю сделать в микрогруппах наказ себе
- «Какой же должна быть мама?»
- Говорите своему ребенку:
- Рассказывайте:
- Слушайте:
- Спрашивайте:
- Показывайте:
- Выделите время:
- Порадуйте своего ребенка:
- Отпускайте:
- Отдавайте:
7. Рефлексия: «Чтобы судьба моего ребенка состоялась, я…»
8. Прощальный ритуал. – подарки (памятки, пожелания….)
Приложение № 1
«Клубочек» - ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (зачем вы пришли на эту встречу? и т.д.) и передает ему клубок. Следующий берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
«Кувшин» - в руках ведущего находится кувшин, который переходит по кругу из рук в руки и играющие наполняют его добрыми словами на заданную тему.
«Комплимент» - ведущий говорит игроку справа комплимент, на что тот должен ответить «Да я такой, а еще я….»
«Секрет моего имени» - каждый из присутствующих должен назвать три своих качества желательно начинающихся на тут же букву , что и имя говорящего
Приложение № 2
1. Семилетняя Настя возвращается с прогулки вся в слезах и жалуется, что подралась со сверстниками, которые ей изрядно надоели. Вы:
а) вместе с Настей выходите к детям, чтобы разобраться на месте, кто прав, а кто виноват. Здесь же на месте вы намереваетесь наказать виновного;
б) выбираете нейтральную позицию: советуете дочери самой разобраться в возникнувшей ситуации и помириться со сверстниками;
в) решаете, что ей лучше остаться дома и играть со своими игрушками.
2. Четырехмесячная Катя лежит в манеже и капризничает, хотя она здоровенькая, накормлена, в сухих подгузниках. Вы:
а) успокаиваете дочь, даете ей соску пустышку;
б) берете Катю на руки, ласково разговариваете с ней, успокаиваете;
в) не обращаете внимания на крики, зная, что, накричавшись, она уснет.
3. Пятилетняя Даша сломала машинку младшего брата. В детской комнате крики и плач. Вы:
а) просите Дашу попросить у брата прощения и в знак примирения предлагаете отдать брату одну из ее любимых игрушек;
б) стараетесь вместе с ней починить машинку;
в) отбираете у нее любимую игрушку и отдаете ее сыну.
4. Годовалый Антоша с задором выбрасывает из манежа все свои игрушки, приходит в полный восторг от того, как они летят на пол. Когда в манеже уже не остается игрушек, он расстраивается и начинает плакать. Вы:
а) берете сына на руки. Чтобы отвлечь его, начинаете играть с ним;
б) собираете разбросанные игрушки и кладете их назад в манеж;
в) терпите, пока он не накричится, считая, что скоро он устанет, ему надоест этот крик, и он сам успокоится.
5. Шестилетний Юра едет с вами в автобусе, но ведет себя неприлично (тычет пальцем в людей, громко разговаривает, машет руками и ногами, плюется и т.д.). Вы одергиваете его, делаете замечание, на что он раздражается и закатывает вам истерику. Вы:
а) не обращаете на слезы и крики сына внимания, ведь он еще маленький;
б) мягко, но решительно пресекаете его попытку «пошантажировать» вас и пассажиров;
в) резко одергиваете Юру, обещая, что дома он получит дополнительную выволочку.
6. Семнадцатилетняя Лариса просила разрешения пойти к подружке. Случайно выяснилось, что вместо этого она с подругой и знакомыми ребятами пошла на дискотеку:
А) категорически запрещаете дочери встречаться с этой подругой;
Б) говорите дочери, что она обманула вас и этим потеряла доверие; просите, чтобы она объяснила, для чего солгала;
В) считаете, что Лариса уже достаточно взрослая девушка, чтобы разбираться во многом самой.
7. Уже в третий раз мать ловит тринадцатилетнего Мишу на том, что он не учит уроки, а только делает вид, читая спрятанную в тетрадках интересную книжку:
А) делаете за Мишу задание по математике, чтобы не «схватил» в школе двойку;
Б) разговариваете с Мишей, чтобы узнать, почему он не доделал уроки: может быть не сумел с ними справиться – нужно помочь;
В) без слов забираете книжку и выходите из комнаты.
8. Семилетний Костя капризничает во время обеда – не хочет есть то, что ему не нравится, хотя раньше это любил:
А) готовите ему взамен что-нибудь другое;
Б) позволяете ему встать из-за стола с условием, что на ужин ему достанется то же самое;
В) сурово предупреждаете, что не терпите капризов и что Костя не встанет из-за стола, пока тарелка не будет пустая.
9. В 10 вечера семилетний Паша в третий раз встаёт с кровати и входит в комнату к родителям, жалуясь, что не может заснуть:
А) отсылаете его обратно, обещав на завтра мороженое, если он сразу заснёт;
Б) решительно отправляете его в кровать, обещая, однако, что в субботу он сможет подольше посидеть со взрослыми;
В) отправляете его в кровать, предупреждая, что, если он не заснёт, будет наказан.
Подсчитайте, сколько у Вас получилось ответов на пункты «а», «б», и «в».
10. Девятимесячная Аня с восторгом и энтузиазмом бросает из кроватки свои игрушки, а когда все они уже выброшены, начинает плакать:
А) берёте Аню на руки, играете с ней;
Б) собираете игрушки и снова кладёте их в кроватку;
В) спокойно переносите её крики, считая, что, когда она устанет, сама замолчит.
Если больше «а». Вы относитесь к тому типу матерей, которые не совсем доверяют своему ребенку. Вы не можете позволить ему действовать самостоятельно, постоянно контролируете его, вмешиваетесь в его дела. В вашем поведении нет той «золотой середины», вы то чрезмерно снисходительны, то слишком суровы. Любая проблема вашего ребенка становится вашей проблемой. Он не может ступить ни шагу без подсказки с вашей стороны. Вы готовы смести все преграды, встающие на его пути. Вы постоянно боитесь, что он своими поступками может накликать на себя беду, поэтому ограничиваете его свободу, держите его, будто в клетке. Вы требуете от него любви и полного доверия, а сами не доверяете ему. За заботами и переживаниями вы по-настоящему не видите проблем своего ребенка.
Если больше «б». Вы относитесь к уравновешенному типу матерей, которые любят своего ребенка, но их контроль основывается на разумной корректировке поведения своего чада. Вы считаете, что ребенок должен научиться отвечать за свои поступки, поэтому даете ему возможность (в пределах разумного) самостоятельно принимать решения, пусть даже опыт, полученный им, будет не самым удачным. Вы не донимаете его опекой и стараетесь на его проблемы смотреть не «со своей колокольни», а взглянуть на ситуацию его глазами.
Если больше «в». Вас «не напрягают» проблемы ребенка. Вы считаете, что он и так слишком самостоятелен и уже достаточно умный и взрослый, чтобы нести ответственность за все слова и поступки. Вы даже не стараетесь вникнуть в его проблемы. Вам легче иной раз наказать его или просто припугнуть, чем объяснить ему, почему этого нельзя делать или почему ситуация сложилась именно таким образом, а не другим. Вы считаете, что «детские» заботы и проблемы никогда не могут восприниматься на одном уровне со «взрослыми».
Приложение № 3
Ложная установка:
«Свою жизнь я должна посвятить детям»
Вероника родила ребенка сразу после окончания института, где получила востребованную и хорошо оплачиваемую профессию экономиста. Ее сын Алеша рос болезненным мальчиком, и она решила отложить поиск работы, по крайней мере, до того, как малышу не исполнится три года. Тем более, что муж вполне обеспечивал семью. Вероника полностью отдалась воспитанию мальчика, и чем старше он становился, тем больше она его опекала, ей казалось, что он просто не способен сам себя обслужить, найти себе игры и другие занятия. Подруги и родители советовали ей отдать сына в детский сад, а самой попробовать заняться карьерой, но она и слышать об этом не хотела: «А кто его будет там кормить, укладывать спать, читать книжки? К тому же, он сразу же заболеет» - отвечала она. И когда сынишке исполнилось три, Вероника твердо решила сидеть с ним дома до школы. Ведь самое главное предназначение в жизни она видела исключительно в роли наседки, а все остальное, считала она, не так уж и важно. И вот еще четыре года вероника вытирала сыну нос, стряпала ему его любимые блинчики, качала в парке на качелях и изучала с ним буквы и цифры. Забота о ребенке настолько поглотила ее, что она постепенно отдалилась от мужа. Из пылких влюбленных супруги постепенно превратились в банальных соседей по квартире. И вот, наконец, Алеша отправился в первый класс. Вероника могла бы считать свою миссию выполненной, но, как оказалось, первоклассник потребовал к себе еще большего внимания. Каждый день его нужно было забирать из школы, кормить обедом и учить с ним уроки. Еще год пришлось Веронике осваивать н6епростую роль школьника. А портом еще, и еще один год. Наконец, к четвертому классу ставший самостоятельным Алеша стал стесняться чрезмерной маминой заботы и попросил его больше не сопровождать в школу и на занятия в спортивной секции.
Закончите историю
Оставшаяся не у дел Вероника решила сменить роль домохозяйки на должность бухгалтера. Но к этому времени ей уже исполнилось 33 года, опыта работы у нее не было, и к тому же она забыла все, чему ее пять лет учили в институте. На работу ее никто не брал, заброшенный муж вовсю заливал алкоголем кризис среднего возраста, а повзрослевший сын перестал в ней нуждаться… Так еще молодая женщина, ведомая благими намерениями, осталась у «разбитого корыта».
Меняем на:
«В моей жизни хватит места детям, мужу, работе и увлечениям»
Только в этом случае ваша жизнь будет полноценной, счастливой и гармоничной. Если ради своего убеждения вы наступаете на горло собственным желаниям, ставите крест на карьере и пренебрегаете близкими людьми, то вряд ли поступаете правильно. Детям нужна счастливая и довольная жизнью мама, а не затравленная неудачница.
Приложение № 4
Из книги Д. Соколова «Назначение женщины» (год издания 1898).
Никто кроме матери не способен дать правильный рост этому молодому растению. Самое большое влияние, существующее в отношениях между людьми, это влияние матери. Не требуйте от нее систематических действий, она действует скорее по вдохновению, чем по расчету. Может показаться, что она действует наугад; предоставьте ей это дело, чувство матери вернее приведет к цели, чем все соображения отца. И какие чудные перемены совершаются иногда в детях при материнском влиянии!
Она одна только знает путь к душе его, чтобы посеять в ней семена спасительной истины; она насаждает эти семена с такой любовью, внедряет их так глубоко, что никакая буря, ни внешняя, ни внутренняя, не истребит их.
Но доброе влияние может иметь только истинная мать; а не истинною нельзя назвать всякую мать, даже ту, которая любит свое дитя, но не имеет с ним нравственной связи. К несчастью семьи, к несчастью общества, к гибели жизни христианской, эта связь часто теряется.
Приложение № 5
- Говорите своему ребенку:
- Рассказывайте:
- Слушайте:
- Спрашивайте:
- Показывайте:
- Выделите время:
- Порадуйте своего ребенка:
- Отпускайте:
- Отдавайте:
Приложение № 6
Высказывания детей:
Любовь к маме – чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Толковый словарь русского языка, С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов
Любовь к маме – это когда ей помогаешь, моешь посуду, даешь ей спать после работы.
Аня Ч., 5 лет
Любовь к маме – папа любит маму, я тоже люблю, я ее целую, обнимаю, открываю ей дверь, дарю цветы.
Вика К., 4 года
Любовь к маме – это говорить ей хорошие слова, обнимать, целовать, помогать ей что – то делать.
Соня Н., 5 лет
Любовь к маме – я ее очень сильно люблю, помогаю ей, угощаю орешками.
Руслан Тр., 4 года
Любовь к маме – это значит уважать ее, если устанет, то приносить ей еду.
Арина К., 5 лет
Любовь к маме – это значит уважать ее, помогать стирать, нежно любить, ухаживать, не ходить по грязи, идти с ней за руку, не убегать от нее, готовить плов и блины.
Дима Е., 5 лет
Любовь к маме – любить ее, обнимать, хорошо спать, помогать ей.
Антон Пр., 5 лет
Любовь к маме – это обнимать, целовать при расставании, делать уборку, мыть посуду.
Кирилл П., 5 лет
Любовь к маме – это обнимать, целовать ее, успокаивать, все-все для нее делать.
Настя Б., 5 лет
Любовь к маме – я ее сильно люблю, буду любить всю жизнь, никогда не обижаю, помогаю, крепко целую.
Артем У., 6 лет
Любовь к маме – это сильно ее любить, делать для нее цветы, помогать готовить.
Алена И., 4 года
Любовь к маме – помогать во всем, кормить хомячков, протирать пыль, мыть полы.
Лана М., 5 лет
Любовь к маме – делаю ей подарки, рисую ей цветы и ее портрет, крепко целую.
Кристина И., 6 лет
Любовь к маме – крепко ее целовать, мыть посуду, делать уборку.
Соня В., 6 лет
Любовь к маме – целую в щеку, уступаю место, помогаю кормить морскую свинку, делать уборку.
Илья Л., 7 лет
Любовь к маме – помогаю ей игрушки прибирать, мыть посуду, заправлять кровать, рисую для нее.
Седа Т., 7 лет
Любовь к маме – помогать мыть посуду, убирать постель, делаю ей подарки.
Соня П., 7 лет
Материнская любовь – когда мама покупает наряды, игрушки, гладит меня, делает красивые прически, помогает мне во всем.
Вика К.,4 года
Материнская любовь – не бьет меня, варит суп, убирает.
Аня Ч., 5 лет
Материнская любовь – крепко обнимает, укладывает спать, помогает в делах, покупает животных, читает на ночь.
Соня Н., 5 лет
Материнская любовь – целует меня, заботится обо мне, кормит, помогает делать уборку, все для меня делает.
Руслан Тр., 4 года
Материнская любовь – включает мультики, готовит ужин, дает пить, покупает все, что я захочу, ходит в гости вместе со мной, целует, хвалит.
Дима Е., 5 лет
Материнская любовь – уважает, если я устану, то даст попить.
Арина К., 5 лет
Материнская любовь – ухаживает, целует, любит, варит, кормит.
Антон Пр., 5 лет
Материнская любовь – не лупит меня, помогает делать уборку, варит суп, молочную кашу.
Кирилл П., 5 лет
Материнская любовь – причесывает, гладит меня, обнимает, отводит к бабушке, договаривается со мной.
Настя Б., 5 лет
Материнская любовь – сильно любит, помогает убирать игрушки, обнимает, покупает что-то, играет со мной.
Лана М., 5 лет
Материнская любовь – помогает рисовать.
Алена И., 4 года
Материнская любовь – покупает мне сладости, одежду, наряжает, готовит.
Соня П., 7 лет
Материнская любовь – покупает игрушки, делает разные сюрпризы, всегда со мной играет, помогает рисовать, ходит со мной гулять.
Артем У., 6 лет
Материнская любовь – покупает что-то, помогает рисовать, писать, выбирать одежду, не ругает, не ставит в угол.
Кристина И., 6 лет
Материнская любовь – покупает что-то, моет посуду, стирает, укладывает спать, делает уборку.
Соня В., 6 лет
Материнская любовь – все покупает, варит еду, целует в щечку, играет со мной.
Федя Н., 6 лет
Материнская любовь – говорит, что любит, целует, помогает мне, делает со мной уборку, расстилает диван, укрывает, желает приятных сновидений, приносит гостинцы.
Илья Л., 7 лет
Материнская любовь – покупает шоколадки, играет со мной, убирает. Седа Т., 7 лет
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.