Конспект занятия в форме игры-драматизации «Как слонёнок искал маму» по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Автор: учитель-логопед Маковей Людмила Григорьевна
Организация: МБДОУ детский сад «Тополек»
Населенный пункт: Ростовская область, г. Волгодонск
Формы работы: подгрупповая, индивидуальная.
Время занятия: 30 минут.
Цель: Расширение и систематизация представлений о перелетных птицах. (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт)
Задачи по образовательным областям:
Речевое развитие.
Создание условий для развития умения:
-вести диалог, задавая вопросы разного типа (где? почему? что будет, если? какой?);
-составлять рассказы разного типа: описательного с опорой на предметную картинку, повествовательного от первого лица с опорой на серию сюжетных картинок с включением элементов диалога, описания погоды.
Познавательное развитие.
Закрепление понимания детьми того, что от родителей нельзя убегать, можно потеряться.
Социально-коммуникативное развитие.
Воспитание умения взаимодействовать друг с другом в ходе игры-драматизации. Развитие творческого воображения.
Физическое развитие.
Развитие умения согласовывать движения с речью.
Предварительная работа: рассматривание серий картинок, составление описательных рассказов о животных жарких стран.
Оборудование:
Предметы для инсценирования (шаль, шапочки животных, металлофон, очки, фотоаппарат, пенек, звукозапись «Песенка черепашки», панамка, морковка. Серии сюжетных картинок «Заяц и слониха», «Новый дом», схема описания животных.
Ход занятия.
Организационный момент.
1.Педагог предлагает детям сочинить сказку о том, как слоненок искал свою маму, и показать её, как в театре.
2.Распределение ролей.
-Мне хотелось бы быть сказочницей. Вы не против? Покручусь, покручусь, в сказочницу превращусь. (накидывает шаль на плечи).
-А кем вы хотели бы быть? (подходит вместе с детьми к столик с шапочками животных: слоненок, обезьянка, черепашка, жираф, зайчик, слониха).
Дети выбирают роль, надевают шапочки, изображают походку своего героя, вкратце описывают, называя главные отличительные признаки (слоны раскачиваются, черепаха ходит медленно, мартышка и заяц прыгают). Дети занимают заранее приготовленные места. Сказочница раздает опорные картинки для составления рассказов.
4.Инсценирование сказки с включением рассказов.
Сказочница:
-Сказка называется «Как слонёнок искал свою маму». (звучит металлофон).
Жил-был маленький слонёнок со своей мамой-слонихой. Слониха очень любила своего сыночка, но вот однажды… рассказывает слониха…
Примерный рассказ от первого лица с опорой на картинки
Ребёнок-Слониха: «Мы пошли в джунгли, чтобы найти еду. Я увидела на пальме много бананов, стала их собирать, и не заметила, как слоненок убежал. А он погнался за бабочкой, убежал далеко и потерялся. Я пошла искать слоненка.»
Инсценирование по ходу повествования
Сказочница: «Смотрит слоненок, а мамы нет. Он пошел её искать и увидел мартышку. Она сидела и ела банан. Слоненок подходит и спрашивает…: «Здравствуй, мартышка, ты не видела мою маму?» Мартышка достает фото жирафа и рассказывает:
Примерный рассказ-описание жирафа.
Ребёнок-мартышка: «Да, видела я твою маму. Она любит есть листья на деревьях, она большая, с длинной шеей, длинными ногами, на голове рожки, на оранжевой шкуре коричневые пятна. Это она?» - показывает фото жирафа. Ребёнок-Слоненок: показывает фото слона «Нет, моя мама большая, с толстыми ногами, с хоботом и бивнями, шкура серого цвета. На шкуре много складок, у нее большие уши. Пойдём искать маму вместе?»
Сказочница: «И пошли слонёнок и мартышка дальше. Увидели они черепашку. Она грелась на солнышке (звучат слова песни «Я на солнышке сижу, я на солнышко гляжу»).
Ребёнок-мартышка и ребёнок-Слоненок: «Здравствуй, черепашка, ты не видела маму-слониху?» Ребёнок – черепашка «Видела, она тут одному мальчику помогла». Сказочница привлекает детей к диалогу: «Что спросил слоненок? Что ответила черепашка? И т.д.»
Примерный рассказ с опорой на картинки «Шла слониха по лесу и увидела мальчика. Он сидел и плакал. Слониха спросила: «Что случилось, почему ты плачешь?» А мальчик говорит: «Был у меня домик из тростника, поднялся ветер, и домик сломался, мне негде жить. Слониха была сильная, она притащила тяжелые бревна и помогла мальчику построить новый дом. А потом пошла искать слоненка».
Сказочница «Пошли все вместе дальше. Подходят к реке и видят зайчика с морковкой. Они спрашивают …«Зайчик, ты видел слониху?»
Примерный рассказ зайчика с опорой на картинки: «Видел, она мне очень помогла. У моей мамы был день рождения, и она захотела морковку. А морковка растет на другом берегу реки. Я не умею плавать. Я увидел слониху и попросил помощи. Она большая, встала посередине реки, как мост, и я перебежал на другой берег, сорвал морковку и несу ее маме-зайчихе.»
Сказочница: Вдруг все услышали, как мама-слониха зовет слонёнка: «Сыночек, где ты, отзовись». Слоненок побежал к маме, они обнялись, и все были рады.
Итог занятия: Мартышка сделала фото на память.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.