Конспект занятия на тему: « Красна Масленица»
Оценка 5

Конспект занятия на тему: « Красна Масленица»

Оценка 5
docx
26.01.2022
Конспект занятия на тему:     « Красна Масленица»
план-конспект занятия _Красна Масленица_.docx

                                  

 

 

 

 

 

 

                       Конспект занятия на тему: 

                          « Красна Масленица»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования Горбатова Л.Г.

 

Боковская 2022 г.

                                             

 

Цель: познакомить с русским народным праздником Масленицей, прививать любовь и уважение к русским традициям.

Задачи:

- познакомить детей с историей празднования Масленицы, её значением, символами, традициями;

- познакомить с названиями семи дней Масленицы, объяснить их значение;

- разучить русские народные частушки про Масленицу, обрядовые песни;

- активизировать словарь детей: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощеное воскресенье;

- воспитывать у детей уважительное отношение к традициям русского народа, умение применять их в жизнь;

- воспитывать интерес к русскому фольклору.

 

Ход  занятия :

1.     Учитель:

Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима) А месяц какой? (февраль).

Какой это по счету зимний месяц? (3-й) Значит он последний? Зима заканчивается, скоро наступит весна. Скажите, ребята, чего нам так не хватает зимой? (солнца)

( На столе появляется шкатулка )

Ребята, как вы думаете, что в этой волшебной шкатулке?

Дети: солнышко.

Ребята, солнышко приглашает вас на праздник, который издавна отмечался в России и был связан с проводами зимы. Может кто-нибудь знает, что это за праздник?

Дети: Масленица.

Правильно, Масленица. Мы сейчас все узнаем об этом празднике.

Учитель:

Ребята, посмотрите на картинки и расскажите, что вы на них видите?  (Ответы детей )

2.     История появления Масленицы.

Учитель:

Масленицу на Руси встречали в феврале, начале марта, отмечали с размахом, ярко, шумно. Это один из весёлых, заводных предвесенних народных праздников. Именно в это время русский народ провожает зиму и готовится встречать весну. Согласно легенде, Масленица родилась на севере. Отцом её был дед Мороз. Однажды в суровый зимний день увидел человек прячущуюся за большущими сугробами девушку. Позвал человек её развеселить, накормить людей. Пришла  Масленица  и предстала перед людьми не хрупкой девушкой, а здоровой бабой, с румяными от мороза щеками, строгим взглядом и громко смеющейся. Наши  предки Масленицу отмечали широко: маскарадами, катанием на санях, каруселях, с песнями, плясками, весёлыми играми, частушками. Главным символом Масленицы было именно это. Отгадайте загадку и узнаете, что?

 

Загадка.

Лежит передо мною, сметанкою  полит. Люблю его, не скрою! Как солнышко блестит! Скажу я только маме: « Есть буду – не один! А поделю с друзьями, я самый вкусный…»

Дети:

Блин.

Верно, ребята , блин – ведь похож на солнышко. Давайте послушаем частушки в исполнении наших ребят.

3.     Исполнение частушек.

Дети:

А) Приходите, заходите на румяные блины.

     Нынче масляна неделя

     будьте счастливы, как мы!

Б) Я на Масляну готов

    Скушать 50 блинов.

     Закушу их сдобою,

     Похудеть попробую.

В) Прилетели марсиане,

     Остались довольные.

     Их тарелки не пустые,

     А блинами полные.

Г) Девки рады, парни тоже,

     Расцелуем всех, как можем.

     Подавим сопротивление

     Зимней стужи, без сомнения!

     Пусть Весна – красна девица

     С нами тоже порезвится.

Д) Веселей играй, гармошка,

     Масленица – не грусти!

     Приходи, весна, скорее,

     Зиму прочь от нас гони!

Молодцы, ребята, развеселили нас.

Учитель:

4.     Беседа « Масленичная неделя»

Масленица длилась семь дней и называлась «сырной седьмицей».Каждый день имел своё название и значение.

1 день – «Встреча»

В этот день парни и девушки делали соломенное чучело, надевали на него старую женскую одежду и возили на санях по всей деревне с песнями – приветствиями Масленицы.  После катаний, насаживали чучело на шест, вывозили на самое высокое место, чтобы было видно, откуда весна придет.

Давайте поприветствуем Масленицу песенкой.

Дети: поют песню.

 

 

 

 

2 день – «Заигрыши»

Парни приглашали девушек кататься с ледяных горок, присматривали себе невест. В этот день устраивались разные игры, забавы, пляски.

 

Ребята, хотите узнать, какие забавы были на Масленицу?

Соберите из разрезанных картинок одну картинку и узнаете.

3 день – «Лакомка»

В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. На улицах устраивали ярмарки. Главный герой Масленицы – блин, в каждый день был особым, назывался по- разному: в 1 день – блинище, во 2 день – блин, в 3 день – блинец, в 4 день – блинчик, в 5 день – блинок, в 6 день – блиночек, в 7 день – царский блин.

                                  Давайте мы с вами испечем блины.

 

Пальчиковая гимнастика

«Блины»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

4 день – «Разгул»

В этот день строили снежные крепости, снежные городки, которые брали с «боем», бросались снежками. Это был самый заводной, весёлый, озорной день масленичной недели.

 

Игра  «Снежки»

Мы сейчас тоже поиграем в снежки (Дети разбиваются на две команды, у каждой команды своя корзина и снежки, нужно как можно больше забросить в корзину противника).

Молодцы, обе команды сильные.

5 день  - «Тёщины вечера»

Это были тихие, спокойные вечера, в которые зятья приглашали своих тёщ (матерей своих жен) на блины.

6 день -  «Золовкины поседелки»

В этот день молодые невесты приглашали всю родню к себе в гости.

7  день – «Прощеное воскресенье»

В этот день все ходили друг у другу мириться, просить прощения за нанесённые в течении года обиды. При этом говорили: «Прости меня, пожалуйста!». А в ответ слышали: «Бог тебя простит!».

В воскресенье «барыню Масленицу» провожали, разжигали большой костёр и торжественно сжигали чучело масленицы.

Так народ окончательно прощался с зимой. После того, как чучело сгорало, пепел от него разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай с полей.

Учитель:

Ну а теперь ребята, давайте и мы с вами налепим блинчиков из пластелина.

 

Учитель:

Есть такая поговорка: «Не всё коту масленица».

Оно означает, что всё заканчивается в своё время. И наше занятие подошло к концу.

О каком народном празднике мы сегодня говорили? Что он означает? Как долго длится? Что является символом Масленицы? Как заканчивается праздник? Для чего сжигают чучело Масленицы?.

Солнышко, которое пришло сегодня к нам в гости послушать про Масленицу,

прощается с вами и говорит спасибо.

 

 

 

 

                           


 

Конспект занятия на тему: «

Конспект занятия на тему: «

Масленицы, её значением, символами, традициями; - познакомить с названиями семи дней

Масленицы, её значением, символами, традициями; - познакомить с названиями семи дней

Блин. Верно, ребята , блин – ведь похож на солнышко

Блин. Верно, ребята , блин – ведь похож на солнышко

Соберите из разрезанных картинок одну картинку и узнаете

Соберите из разрезанных картинок одну картинку и узнаете

О каком народном празднике мы сегодня говорили?

О каком народном празднике мы сегодня говорили?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2022