Управление образования г. Пензы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Детский (юношеский) центр "Спутник" г. Пензы
Тема: ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
Педагог дополнительного образования
Бухина Оксана Евгеньевна
Пенза, 2020
Тема: «Дорожные знаки»
Цель: познакомить обучающихся с группами дорожных знаков, с историей появления первых дорожных знаков.
Задачи:
· сформировать у обучающихся четкое представление о распределении дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков.
· актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах, воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
· развивать познавательный интерес, творческие способности, абстрактное и логическое мышление обучающихся, а также зрительную память и внимание; совершенствовать у обучающихся умение сотрудничать в группах.
Форма проведения: индивидуально-фронтальная, групповая.
Тип занятия: комбинированный.
Методы проведения:
Словесный: рассказ, беседа.
Наглядный: демонстрация с использованием ИКТ.
Практический: выполнение заданий.
Оборудование:
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для практической работы.
Ход занятия:
I. Организационный этап.
Цель: выявить эмоциональное состояние обучающихся, создать благоприятный психологический настрой обучающихся на совместную деятельность.
Слайд 1.
Коммуникативное упражнение «Приветствие»
Цель упражнения: формирование доверительного стиля общения в процессе обучения, создание позитивных, эмоциональных установок на совместную деятельность.
- Наше сегодняшнее занятие предлагаю Вам начать с приветствия друг друга.
- Приветствовать друг друга мы будем по цепочке.
Ваша задача:
- Приветствуя необходимо подчеркнуть индивидуальность вашего соседа.
- Задача, понятна?
- Да.
- Давайте, начнем с меня: «Привет, я очень рада тебя сегодня видеть, ты как всегда энергичен и весел».
- Вот мы и поприветствовали друг друга. Теперь давайте, узнаем у кого какое сегодня настроение. А поможет нам в этом упражнение, которое называется «Календарь настроения».
Слайд 2.
Упражнение «Календарь настроения»
Цель упражнения: создание мотивации на учебную деятельность, выявление настроения обучающихся.
- На парте лежат картинки с изображениями (солнышко – отличное настроение, тучка с капельками – настроение не очень хорошее, тучка с грозой – плохое настроение).
Ваша задача выбрать картинку соответствующую вашему сегодняшнему настроению.
- Вот мы с вами, и выяснили у кого какое сегодня настроение.
- Настроение сегодня у всех отличное. Я рада.
- Ребята, что бы узнать тему нашего сегодняшнее занятия Вам необходимо отгадать загадку.
Все
водителю расскажет, |
Дорожный знак |
II. Основной этап. Изучение нового материала.
Цель: познакомить обучающихся с группами дорожных знаков, с историей появления первых дорожных знаков.
Слайд 3.
- Тема нашего сегодняшнего занятия «Дорожные знаки».
- Сегодня мы с Вами познакомимся с дорожными знаками, и узнаем, на какие группы они делятся.
Слайд 4.
- Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по городу транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определенный порядок. Все автомобили подчиняются строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения».
- Спросите вы, как же и когда появились правила дорожного движения?
Историческая справка.
Слайд 5.
- «Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, - намного проще. «Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков.
Слайд 5.
- Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные).
Слайд 6.
Слайд 7.
- Затем появились и первые автомобили. И первым автомобилем его еще называли телегой с паровым двигателем, создана она была во Франции в 1769 году французским изобретателем Джозефом Кюньо.
Слайд 8.
- В 1885 г. немецкий изобретатель Карл Бенц создал первый в мире автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску.
- С появлением автомобилей, появились новые правила.
В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось:
Слайд 9.
- «В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности».
- Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.».
- В 1909 году на Международной конференции в Париже была принята конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.
Слайд 10.
- Посмотрите, это старинные знаки и написаны они по правилам правописания принятым в то далёкое время.
- Сейчас мы и представить себе не можем, как это перед каждым автомобилем пустить человека, чтобы он бежал и подавал сигналы об опасности. Ни один самый лучший бегун не справится с этим. Но в то время другого способа предупредить людей об опасности не было. Правда, и скорость у автомобилей была не такой, как сейчас.
- Развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, росли города – и все сложней и сложней становились правила.
- У дорог и улиц есть свои строгие законы. Законы требуют знания дорожных знаков и правил дорожного движения. На этом языке разговаривают все дороги, улицы, перекрестки, площади.
Слайд 11.
- Если бы вы сели рядом с водителем, то заметили бы, что его глаза направлены не только вперед на дорогу (проезжую часть) но и на светофоры.
- Ребята, во время движения водители руководствуются сигналам светофора, дорожной разметке, как вы думаете еще чем?
- Дорожным знакам.
- Они расставлены вдоль улицы, так что всегда оказываются справа от водителя. Они бывают разные круглые, треугольные, квадратные - укреплены на стойках, чтобы водитель мог их видеть, эти знаки ему все время о чем-то говорят на своем особом языке, понятном каждому водителю. – Дорожные знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Они повсюду одинаковы, и понятны любому водителю.
- Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение автомобилей и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.
- Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, то дают добрый совет или о чем-то сообщают водителям.
- И сегодня мы познакомимся с различными дорожными знаками и их назначением, узнаем, на какие группы делятся дорожные знаки.
- А что же такое «Дорожные знаки»?
- Давайте попробуем найти значение этого слова.
Слайд 12.
- Внимание на экран, на экране представлены различные определения, прочитайте их, и выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки».
- Работаем, по группам.
o Дорожные знаки, представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов.
o Дорожные знаки – знаки действий, которые встречаются на уроке.
o Дорожные знаки - элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний.
o Дорожные знаки - пометка, изображение, предмет, в котором отмечается, обозначается что-нибудь.
- Итак, какое определение вы выбрали?
Правильное определение Слайд 12.
- Ребята, а какие знаки вам уже знакомы?
- А кто-нибудь может сказать, на какие группы они делятся?
- Вот сейчас мы и узнаем, а главное попробуем запомнить группы дорожных знаков.
Слайд 13.
- Ребята, все дорожные знаки отличаются по форме, назначению и цвету.
Итак, 1 группа дорожных знаков ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ.
- Дорожные знаки предупреждающей группы выглядят в виде треугольника с красной каймой по краю.
- Ребята, почему кайма именно красного цвета?
- Потому, что красный цвет, это цвет опасности.
- Назовите, какие предупреждающие знаки вы знаете.
- «Дорожные работы», «Пешеходный переход», «Дети» и тд.
Следующая группа – ЗНАКИ ПРИОРИТЕТА.
-Выглядят в основном в виде треугольников с красной каймой по краю.
- Назовите, какие знаки приоритета вы знаете.
- «Главная дорога», «Уступите дорогу», «Движение без остановки запрещено» и тд.
- Следующая группа – ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ.
- Дорожные знаки запрещающей группы выглядят в виде круга с красной каймой по краю.
- Назовите, какие запрещающие знаки вы знаете.
- «Движение пешеходов запрещено», «Въезд запрещен», «Движение на велосипедах запрещено» и тд.
- Внимательно посмотрите на предупреждающие и запрещающие знаки. - Что общего у них?
- они с красной каймой.
- Значит эти знаки очень важные. Они как красный сигнал светофора. Говорят, стой. Будь внимателен!
- Рассмотрим следующие группы дорожных знаков.
- ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ЗНАКИ
- Дорожные знаки предписывающей группы выглядят в виде синих кругов с белым изображением на них.
- Назовите, какие предписывающие знаки вы знаете.
- «Пешеходная дорожка», «Движение прямо», «Велосипедная дорожка» и тд.
- ЗНАКИ ОСОБЫХ ПРЕДПИСАНИЙ
- Дорожные знаки особых предписаний выглядят как синие прямоугольники с белыми квадратами внутри.
- Назовите, какие знаки особых предписаний вы знаете.
- «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Жилая зона».
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАКИ
- Похожи они на знаки особых предписаний.
- Дорожные знаки информационные знаки выглядят как синие квадраты с белыми рисунками на них.
- Назовите, какие информационные знаки вы знаете.
- «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место стоянки».
- ЗНАКИ СЕРВИСА – тоже похожи на знаки особых предписаний.
- Дорожные знаки сервиса выглядят как синие прямоугольники с белыми квадратами внутри.
- Назовите, какие знаки сервиса вы знаете.
- «Автозаправочная станция», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания».
- ЗНАКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ (ТАБЛИЧКИ)
- Выглядят как белые прямоугольники с черными или красными изображениями внутри.
- Ребята, мы с Вами познакомились с группами дорожных знаков и узнали как они выглядят. А что же они означают? Сейчас мы с вами и узнаем выполнив задание, задание выполняется в группах.
Слайд 14.
Задача каждой группы: Определить назначение каждой из групп дорожных знаков.
- Давайте, проверим, что у Вас получилось.
Слайд 15.
III. Закрепление изученного материала.
Цель: закрепить знания, полученные обучающимися на занятии.
- Ребята, вот мы и познакомились с группами дорожных знаков. Сейчас я посмотрю, как вы их усвоили.
Слайд 16.
Игра «Найди, что мне принадлежит»
Цель: закрепить знания обучающихся, научить различать группы дорожных знаков по их отличительным особенностям (форме и цвету).
- Я буду описывать отличительные особенности внешнего вида каждой группы по форме и цвету. А вы должны будите назвать название группы.
1 группа:
o Белые треугольники с красной каймой Предупреждающие знаки
o Синие круги с белым рисунком, часто стрелки Предписывающие знаки
2 группа:
o Белые круги с красной каймой Запрещающие знаки
o Синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками Информационные знаки
- Молодцы. Продолжаем дальше.
Слайд 17.
Задача каждой группы: Внимательно рассмотрите дорожные знаки. Проведите стрелками от каждого дорожного знака, то той группы, к которой он относится.
- Задача понятна каждой группе?
- Приступаем выполнять задание. На выполнение задания (2-3 мин.).
- Давайте, посмотрим, что у Вас получилось.
Слайд 18.
Слайд 19.
Творческое задание
Цель: развитие воображения, познавательных интересов, творческих способностей.
- Ребята, у Вас на столе приготовлены фломастеры и лист бумаги.
- Послушайте задание.
Задание: Придумайте и изобразите на листе бумаги свой дорожный знак, также придумайте название дорожному знаку, к какой группе дорожных знаков можно отнести ваш знак, а также где устанавливается, и для чего предназначен.
Например:
Предупреждающий – Внимание! Идет урок!
Запрещающие – Запрещено злиться и ругаться или запрещено разговаривать во время урока.
Информационные – Школа для воспитанных и добрых детей.
На выполнение задания 5-10 минут. Время пошло.
+ музыкальное сопровождение.
- Время вышло. Давайте посмотрим, что у Вас получилось. По очереди представитель из каждой группы выходит к доске и представляет свой дорожный знак ребятам (называете его название, к какой группе дорожных знаков его можно отнести, а также где устанавливается, и для чего предназначен).
- Молодцы. Справились с заданием.
Логическая игра «Верно ли утверждение»
Цель: научить обучающихся различать истинные и ложные суждения.
Если верно – зелёный сигнал, а если нет – красный.
1. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой. Да
2. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками. Нет.
3. Дорожный знак “Кирпич” означает место остановки автобуса? Нет.
4. Знак “Пешеходный переход” выглядит так, красный треугольник с изображением человека. Нет.
5. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах. Да
- Молодцы.
IV. Рефлексия. Подведение итогов.
Цель: мобилизация обучающихся на самооценку, оценивание работоспособности, психологического состояния.
Слайд 20.
«Рефлексивный экран»
- Ребята, предлагаю Вам по цепочке высказать ваше мнение о сегодняшнем занятии одним предложением, выбрав начало фразы из рефлексивного экрана:
o Сегодня я узнал…
o Я научился…
o Мне понравилось …
Подведем итоги:
- Давайте теперь еще раз проверим, какое у Вас настроение?
Слайд 21.
Слайд 22.
- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, были активными. Вы показали себя настоящими знатоками правил дорожного движения.
- Я думаю, что теперь вы будете не только знать, но и соблюдать правила дорожного движения. А знания о дорожных знаках вам пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни.
- Ребята, наше занятие подошло к концу. Хочу сказать Вам спасибо за активную работу на занятии и внимание.
- И напоминаю Вам, о том, что необходимо соблюдать правила дорожного движения, чтобы не подвергать свою жизнь опасности.
- До новых встреч!
Приложение
Задание: Внимательно рассмотрите дорожные знаки. Проведите стрелками от каждого дорожного знака, до той группы, к которой он относится.
|
Предупреждающие
Запрещающие
Информационные
Предписывающие
Знаки сервиса
Знаки особых предписаний
|
Задание: Определите назначение каждой из групп дорожных знаков.
Группы дорожных знаков |
Назначение |
Предупреждающие знаки |
устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги. |
Знаки приоритета |
информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. |
Запрещающие знаки |
эти знаки говорят участникам дорожного движения, что они должны делать. |
Предписывающие знаки |
вводят или отменяют определенные ограничения движения. |
Знаки особых предписаний |
вводят или отменяют определенные режимы движения. |
Информационные знаки |
информируют о расположении соответствующих объектов. |
Знаки сервиса |
информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения. |
Знаки дополнительной информации (таблички) |
уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены, либо содержат иную информацию для участников дорожного движения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.