Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Город волшебства"

  • docx
  • 25.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала город волшебства.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ГОРОД ВОЛШЕБСТВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

воспитатель высшей квал.категории

Осинцева П.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи: 

Образовательные: 

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики ( распускание цветов в воде).

Развивающие: 

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.

Воспитательные: 

воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы: 

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, макет вулкана, колба с молоком.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Оборудование: набор бумажных цветов, мешочек с крупами, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, кисти, бумага. 

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята!!! Посмотрите сегодня у нас с вами гости, они собрались здесь специально, чтобы посмотреть какие мы с вами молодцы. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята, давайте поднимем с вами друг другу настроение. А сделаем мы это вот таким образом. Одна знакомая мне птичка подарила своё перышко, только это перышко не простое, а волшебное. Все к кому оно прикасается становиться добрыми, и говорят друг другу хорошие и добрые слова. Давайте попробуем.

Игра «перышко».

Воспитатель: Ребята, сегодня удивительное утро. Я сегодня у себя на столе нашла вот это письмо. Я не стала его открывать без вас, поэтому не знаю что в нем. Давайте его откроем вместе.

Письмо: Здравствуйте мои маленькие друзья. Я добрый волшебник Крибли крабли бумс и я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и произнесли следующее заклинание.

Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики!  Кружись, вертись! Волшебство свершись. (звучит загадочная музыка)

Появляется волшебник.

Волшебник: 

- Здравствуйте, ребята. Я очень рад вас видеть. А вы знаете, где вы очутились. Добро пожаловать в Город волшебства.

А вы знаете, кто творит волшебство?

Дети: (волшебники, феи).

Волшебник: 

- Правильно, ребята, в нашем городе живут только добрые волшебники и феи. Я приглашаю Вас в путешествие, по волшебному городу. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Кто же здесь хозяйка, абсолютно правильно хозяйка здесь Чистая капелька. Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.

Загадки: 

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

Ответ: Одуванчик.

Так маленького Васю называют

И те цветы, что в поле собирают.

Ответ: Василёк. 

Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

Ответ. Колокольчик.

Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок?

Ответ. Ромашка.

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

Ответ: Кувшинки.

На гладком зеркале воды

Я вижу дивные цветы.

Они со дна реки растут.

Их все кувшинками зовут...

Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.

За то, что Вы отгадали все загадки, Чистая капелька дарит вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Капельки в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

Опыт «Цветок расцвел» 

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы «распускаются».

Волшебник: 

- Спасибо Чистая капелька!

Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха). Я знаю, откуда он взялся. Это, Мудрое Семечка обронила. Но что здесь, все крупы перемешались, давай те поможем Мудрому семечку их перебрать.

Опыт «Поможем Мудрой Семечке» 

(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)

Волшебник:

- Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Дети просеивают крупы.

Ребята скажите пожалуйста, а почему у нас так быстро получилось отделить крупы?

Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается   в тарелку.

 А теперь ребята, не пора ли нам размяться. 

Физкультминутка 

Чок-чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок, (покружиться)

А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают, (машем руками как крыльями)

С муравьём она порхает, (покружиться на подскоках)

Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ручки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)

Теперь отправимся дальше. Ой, посмотрите кто же здесь, да это ведь наша старая знакомая Фея копеечка. Мы с вами помним, что Фея копеечка учит нас с вами обращаться с деньгами, а для того чтобы получить деньги, нужно обладать мастерством. А вот какому мастерству нас научит Фея копеечка мы сейчас узнаем. (Дети садятся за столы.) Волшебник: 

- Ребята, а Вы умеете рисовать?

Это очень просто, дети,

Все нарисовать на свете.

Нам понадобится с вами

Лист бумаги.

Ну и глазки, безусловно.

Волшебник: 

- Ребята, у Феи копеечки всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопросы:

1. Чем еще кроме красок можно рисовать?

Ответы (карандаши, мел, тушь).

Пришло время начать рисовать!

Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

Перед началом работы хочу всем напомнить о технике безопасности (не брать кисточки в рот, не крутиться во время работы с кисточками, вы можете пораниться сами и поранить товарищей, вспомните, как правильно сидеть за столом).

Мы восьмерки рисовали, а потом они упали.

Нарисуем мы волну, очень длинную струну.

Нарисуем мы зигзаг, нарисуем так и так.

Опыт «Волшебные рисунки». 

Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской.

Волшебник: 

- Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки.

После занятия вы можете взять свои рисунки домой и подарить их своим дорогим мамам папам.

Пришла пора нам двигаться дальше, интересно, какое приключение нас ждет здесь. Как вы думаете, кто нас здесь встретит, конечно же Фея секундочка. Фея секундочка –повелительница всего на нашей земле. Перенесемся к ней с помощью волшебной палочки, (взмах палочкой).

Вот мы и на месте. О, у нее здесь самый настоящий вулкан.

Фея секундочка разрешила нам сегодня устроить у нее маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Опыт «Извержение вулкана» 

Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.

Волшебник: 

- Вот и потух наш вулкан.

Ребята хотите я научу вас как устроить извержение вулкана дома?

Чтобы, «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду, когда печет пирог.

Наше путешествие подходит к концу.

Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.

Итог:

- Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось наше путешествие?

До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства. Чтобы вы не забыли о нашем путешествии, я хочу подарить вам вот эти маленькие звездочки, пусть они вам напоминают всегда о том, что вы тоже можете стать настоящими волшебниками, самое главное надо этого хотеть, ну и конечно учиться.

 Ну, а для того, чтобы вам вернуться обратно в ваш детский сад, вам нужно закрыть глаза и повторить за мной следующее заклинание: бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики!  Кружись, вертись! Волшебство свершись.

 Воспитатель: Ой, ребята, где же вы пропадали, я с ног сбилась, не могла вас найти. Где вы были?

(Ответы детей).

Какое замечательное путешествие, вам оно понравилось?

Расскажите, что вы там видели?

Ребята, спасибо вам большое за то, что вы мне рассказали, ну а нам пора заканчивать наше занятие. Давайте скажем до свидания, нашим гостям.