Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
«Звуки [М], [Мь]. Буква М».
- Ребята, мы с вами снова отправляемся в волшебную страну по названием «Звуки и буквы». С какими жителями этой страны мы познакомимся сегодня, вы узнаете, отгадав загадки:
У каждого в ванной
Есть хитрая штука.
Отмоет от грязи
И тело, и руки.
Смотри, чтобы в глаз
Оно не попало.
Защиплет, тогда,
Не покажется мало!
Дети:
- Мыло!
Логопед:
- Молоды! Назовите ,пожалуйста, первый звук в слове мыло.
Дети:
- Звук [М]
Логопед:
- Когда мы произносим звук [М] встречает ли выдыхаемый воздух преграду (губы, зубы, язык)?
Дети:
- Да! Губы не дают воздуху свободно выйти из ротика.
Логопед:
- Значит этот звук…?
Дети:
- Согласный.
Логопед:
- Верно. А твердо или мягко звучит звук [М] в слове мыло? Каким цветом обозначите?
Дети:
- Звук [М] твердый, обозначим его синим цветом!
Логопед:
- Закройте ушки ладонями и произнесите [М]. Участвует ли голосок в произнесении этого звука?
Дети:
-Да!
Логопед:
- Значит этот звук …?
Дети:
-Звонкий!
Логопед:
- Молодцы! Заполните схему и еще раз расскажите о звуке [М]:
Логопед:
- Отгадайте следующую загадку:
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!
Дети:
- Медведь, мишка!
Логопед:
- Правильно! Остановимся на ласковом названии «мишка». На какой звук начинается данное слово?
Дети: Мь
Логопед:
- Расскажите о звуке [Мь]. Заполните схему:
- Назовите сходства и различия звуков [М], [Мь], сравнив схемы.
Дети сравнивают.
Логопед:
- Теперь поиграем со звуками М и Мь в прятки. Вам нужно определить какой звук (М или Мь) спрятался в названии картинки, и в какой части слова он спрятался (начале, середине, конце).
Логопед:
- Предлагаю вам немного отдохнуть. Вставайте на ножки.
Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький
бочок
(гладим себя по бокам)
Хомка
рано встает
(потягиваемся)
Щечки
моет, глазки трет.
(делаем соответствующие действия)
Подметает
хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)
И
выходит на зарядку.
Раз два
три четыре пять
Хомка
сильным хочет стать.
(показываем сильный).
Логопед:
- Звуки мы произносим и слышим. А вот видим и пишем мы ….?
Дети:
- Букву!
Логопед показывает на алфавите большую и маленькую печатную букву М.
- Нарисуйте букву М в воздухе (можно предложить выложить из счетных палочек). На что похожа эта буква?
Ответы детей ….
Логопед:
- Найдите и обведите все буквы М
- Обведите по точкам и напечатайте самостоятельно буквы М.
Логопед:
- Назовите предметы, изображенные на картинках. Выделите первый звук в словах альбом, муха, утюг, машина, осы, маяк и запишите в клеточку нужную букву. Прочитайте, что получилось (задание из рабочей тетради «Ступеньки к грамоте» И.А. Березняк ).
Логопед:
- С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились?
Ответы детей….
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.