Цели:
1. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
2. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
3. Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
4. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.
5. Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
6. Продолжать отрабатывать с детьми способы словообразования глаголов.
7. Продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с различными приставками.
8. Развивать память, внимание, мышление, речь.
9. Воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.
Оборудование.
1. Ноутбук, экран.
2. Мяч.
3. Маска кошки.
4. Птичий двор из игрушек.
5. Картинки и иллюстрации по теме.
6. Указка.
Организационный момент.
Л: Ребята, отгадайте загадки:
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит,
Всё это шутка,
Ну конечно это — …
(Утка)
Л: Молодцы! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах). Верно! Тема нашего занятия сегодня - домашние птицы. А занятие у нас не простое, а в виде соревнования. Для этого нужно вам поделиться на две команды. за правильные ответы вы будете получать баллы и жетончики. Мы их в конце занятия посчитаем и выявим победителей! Дети делятся на команды и даются им названия.
Л: А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор и встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.
Подходят к экрану. Фрагмент фото (видео) птичьего двора.
Закрепление пройденного материала.
1. Беседа по вопросам на данную теме
Л: Ну, вот мы и на птичьем дворе. А что еще называют их домом? (Птицеферму)
Л: Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).
Л: Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (За птицами ухаживает птичница)
Л: А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)
Л: Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)
Л: А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)
Л: Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)
Л: Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями).
Молодцы! Вы все верно ответили!
Л: Каких же домашних птиц мы здесь встретили? (Логопед показывает картинки на экране с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком)
2. Дидактическая игра "У кого что?"
Л: Давайте посмотрим на наших птиц внимательнее. Чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)
Образец: у
петуха (что есть?) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у утки – широкие лапы.
– Давайте посмотрим, что есть у петуха. (Логопед показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка).
3. Дидактическая игра "Кто как разговаривает?"
Л: Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом? Давайте послушаем.
(аудиозапись звуков домашних птиц). Далее ответы детей.
Образец:
петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
индюк – болбочет,
утка – крякает,
гусь – шипит.
Л: Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!
4. Дидактическая игра "У кого кто в семье?"
– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки на экране, а дети называют)
Образец:
петух – курица – цыпленок.
гусь – гусыня – гусенок.
утка – селезень – утенок.
индюк – индюшка – индюшонок.
Л: Молодцы! А теперь садитесь на стульчики. Разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика "Утята". (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
Письменная работа.
* Звуковой анализ слов ГУСЬ, УТКА. Из предложенных картин дети должны подобрать подходящие картинки к схемам.
* Слоговой анализ слов: индюк, курица, петух. Выделение ударного слога.
Л: Ребята, посмотрите на картинки и подберите те картинки, названия которых подходят к данным схемам. (подбирают картинки гусь и утка). А теперь давайте разделим другие слова на слоги: ин-дюк, пе-тух, ку-ри-ца. И выделим ударный слог.
Л: Хорошо! А теперь вам такое задание. Нужно заштриховать нашу птицу по образцу. Это задание поможет нам подготовить руку к письму. (дети выполняют штриховку)
6. Дидактическая игра "Назови ласково" (у каждого ребенка своя картинка с птицей)
Л: Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.
Образец:
петух – петушок,
курица – курочка,
цыпленок – цыпленочек,
гусь – гусик,
гусенок – гусеночек,
утка – уточка,
утенок - утеночек
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек,
птенец – птенчик.
Физминутка
КУРОЧКА-ХОХЛАТКА
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: "Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет."
(дети по кругу идут за логопедом. Кошка
в центре)
(имитация движений)
(кошка глаза открывает, ловит цыплят, а они приседают - прячутся)
7. Дидактическая игра с мячом "Один – много". (Логопед бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)
Л: На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?
Образец:
курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата.
VIII. Итог.
– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице спасибо и до свидания. (Дети проговаривают хором, логопед убирает картинки с доски, убирает игрушечный птичий двор)
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кому помогали?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.