Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы с особенными возможностями здоровья «Проказы старухи зимы»
Оценка 4.6

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы с особенными возможностями здоровья «Проказы старухи зимы»

Оценка 4.6
docx
08.04.2022
Конспект занятия по  развитию речи   для детей старшей группы с особенными возможностями здоровья «Проказы старухи зимы»
Проказы старухи зимы.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

по  развитию речи  

для детей старшей группы с особенными возможностями здоровья

«Проказы старухи зимы»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Подготовила: учитель-логопед  

                                                                          БМДОУ «ЯСЛИ-САД№ 153

                                                                           Г.ДОНЕЦКА»

                                                                           Стецько И.Е.

 

 

 

Коррекционно-образовательные цели:

  • Создавать условия для обобщения и уточнения знаний детей о зиме, жизни птиц и животных зимой  и зимних забавах, для активизации и расширения словаря за счет слов – действий, слов – признаков, для развития языкового чутья путем образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме “Жизнь птиц и животных зимой”, “Зимние забавы”).
  • Формировать умение понимать смысл слов и выражений.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать оптико-пространственные представлений на основе игры “Мнемотехника”.
  • Развивать диалогическую речь.
  • Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способности к самооценке и самоанализу.
  • Развивать универсальные умения: умение слушать педагога и выполнять его инструкции

Воспитательные цели:

·        Воспитывать устойчивый интерес к занятию, инициативу, стремление к активной    деятельности, самостоятельность в принятии решений.

·        Воспитывать внимание к собственной речи.

Оборудование: доска магнитная, компьютер, зимние картинки , круг Лулия, мнемотехника по сказке К.Ушинского «Проказы старухи Зимы», шапочки птиц, кормушка, домик с сосульками

Предыдущая работа: изучение стихов, пальчиковой гимнастики "Приглашение"; чтение и обсуждение произведений : "Синица", "Снегири", сказки К.Ушинского «Проказы старухи зимы», наблюдения за птицами на прогулке.

Ход занятия

Мотивационно-ориентировочный этап.

Звучит музыка. Дети входят в группу.

 Дети с логопедом входят в зал под музыку Д. Львова-Компанейца «Снежная песенка» //CD «Праздник каждый день №1 – 42.
Учитель-логопед:
Что за гости в зал спешат?
Десять маленьких ребят!
Становитесь вот сюда.
Все на месте?

Дети. Да! Да! Да!

(Е.Ю. Шаламонова).

Учитель-логопед.  Приветствие гостям.

Дети стоят на коврике полукругом.

Здравствуйте ручки ( хлоп-хлоп-хлоп)

Здравствуйте ножки ( топ-топ-топ)

Здравствуйте щечки ( плюх-плюх-плюх)

Здравствуйте зубки (щелк-щелк-щелк)

Здравствуй губки (чмок-чмок-чмок)

Здравствуйте, гости. Всем привет!

 Упражнение на дыхание «Перчатка».

Упражнение на ауриколотерапию: «Думающая шапочка».

Чтобы хорошо выполнять  задания – давайте разомнём наши ушки – чтобы они хорошо слушали – погреем ладошки, наложим их на наши уши. А теперь помассируем точки на ушках вкруговую (активизация внимания)  - логопед показывает схему активизации точек на ушках.

Игра «Таинственная картина»

Перед нами выставка картины, но какие-то озорники  испортили  нашу картину наклейками. Надо открыть картину. Послушайте 3 слова, скажите о чем идет речь?

(Мнемотехника закрыта предметными зимними картинками:

Снеговик- снежный, добрый, высокий

Снегирь- красногрудый,маленький,шустрый

Елка- зеленая, колючая,пахучая

Снегурочка- красивая, добрая,нарядная

Мнемотехника "Проказы старухи зимы".

Учитель-логопед.

- Открылась картина, какую сказку она вам напоминает?

Сказку К.Ушинского «Проказы старухи зимы»

Учитель-логопед.

- Дети мы с вами читали сказку про проказы Зимы, перед вами картинки, но они перепутались (мнемотехника).

- Давайте  вспомним о чем эта сказка?

 Сказка о зиме, как она хотела всех погубить, заморозить.

Учитель-логопед раскладывает картинки в правильном порядке

- Кто главный герой сказки? (Главный герой – Старуха  Зима.)

-Почему автор назвал зиму  Старуха Зима? (Потому что она злая.)

Игра «Что натворила зима?»

Зима пришла с морозами и всё …..  ЗАМОРОЗИЛА

Метель мела и все тропинки …..      ЗАМЕЛА

Река покрылась льдом и вся ……     ЗАЛЕДЕНЕЛА

Зима позвала вьюгу и всё …..           ЗАВЬЮЖИЛА

Снежная пороша дорожки все …..   ЗАПОРОШИЛА

 Учитель-логопед.

-Дети, зима - это хорошо или плохо?

Игра по методике ТРИЗ.

Психогимнастика.

«Как зима радуется?», «Как зима злится

Упражнения на мимику. Дети запоминают действия и изображают их.

Разозлилась, задула холодом, пошла на зверей, разметала листья, заплакала. 

 

Учитель-логопед.

-Давайте вспомним  ласковые слова о зиме (зимушка, зимонька, зимулечка).

 Учитель-логопед.  

-Добралась зима до птиц(Дети слышат звуки «чириканье» воробья)

 -Дети, кто это прячется?( ребенок  выпрыгивает в шапочке воробышка)

Я на дереве сижу,

Чик-чирик всем говорю,

Очень люблю угощение,

Просо, зёрнышки, печенье.

Прыгаю, а не иду,

Рядом с Вами я живу,

Угадайте поскорей,

Кто же я?...

-Почему воробей не улетел в теплые края?

 Потому, что это зимующая птица. Улетающим птицам зимой есть   нечего.   Многие   перелетные   птицы   едят   насекомых,   а   с   наступлением холодов   все   насекомые   прячутся,   поэтому   в   поиске  пищи   птицы   улетают  в теплые края.

-Как называются птицы, которые остаются зимовать? ( Зимующие)

-Почему они   никуда не улетают? (Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать сами).

Пальчиковая гимнастика «Птичка», кинезиологическое упражнение «Колечки»

Ищет птичка и в траве, и на ветках, и в листве

И среди больших лугов

Мух, стрекоз, червей, жуков.

Учитель-логопед.

 -Как живется птицам зимой?.

- Что страшне для птиц голод или холод?

  - Почему перелетных птиц мы не сможем увидеть зимой у кормушки?

     Отве­ты детей.

- Как нужно относиться к тем птицам, которые остаются зимовать?

   Зимой птицы жмутся к человеческому жилью.

 Ведь зима страшна птицам голодом, а не холодом. Поэтому зимой обязательно нужно вывешивать кормушки для птиц.

- Как люди могут помочь птицам?..

Да, мы можем сделать кормушки. Давайте пригласим птиц к нашей кормушке.

Пальчиковая игра „Приглашение”.

Прилетайте птички

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке

(«Режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки

(Пальцы щепоткой- «крошить хлеб»)

Хлебушка немножко

(Тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки голубям

(Вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки воробьям

(Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)

Галки да вороны ешьте макароны

(Тереть ладонь о ладонь)

- Кто лишний на кормушке?.

Дети называют перелетных птиц и объясняют, почему они лишние зимой

Дидактическая игра „Кого не стало?

Дети время от времени закрывают глаза, а педагог прячет одну из выставленных птиц и корм, который птичка съела. Дети отгадывают, кто улетел и что съел, говорят "Снегирь полетел, он рябину съел", "Синица полетела, она сало съела", "Голубь полетел, он семена съел" и так далее.

Физкультминутка под музыку.

 Дети одевают шапочки птиц, превращаются” в птиц и выполняют разные действия: летают, прыгают, клюют зернышки.

 Игра «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?».

Логопед перечисляет птиц, а дети называют тех, которых нельзя увидеть зимой у кормушки.

Учитель-логопед:

Сорока, ворона, скворец, воробей. (Скворец.)

Журавль, соловей, ласточка, снегирь. (Журавль, соловей, ласточка.)  

Учитель-логопед.

- Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на ….зверей.

«Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугались звери:у одних шубы   тёплые,   другие   в   глубокие   норы   запрятались;   белка   в   дупле   орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки,   овечки   давным давно   в   тёплых   хлевах   готовое   сено   жуют,  тёплое пойло пьют.»

Игра «Круг Лулия»

Учитель-логопед.

- Дети, зима продолжает шалить, метель так мела, что животные перепутали свои жилища и забыли, чем питаются.

- Помогите животным разобраться.

Дети вращают круг и составляют предложения по предложенным картинкам, исправляют ошибки. Медведь дупло орешки. Белка берлога  лапа. Корова нора мясо. Заяц  сарай  сено.

Учитель-логопед.

-Не удалось зиме животных заморозить.

- Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются.

- А люди испугались?

Нет, они затопили печки, чтобы согреться, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются.

Речь с движением «Печка горяча» (в кругу)

Рассказывание стихотворения хором с имитацией движений в соответствии с текстом.

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)
Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)
Осторожно, горячо (ходьба на месте).

Упражнение на кинезиологию  «Мама нам печет блины»…

-Как ещё люди зимой от холода спасаются?

-Тепло одеваются, играют в игры, катаются на санях и лыжах.

Игра «Переводчики»

Сказочный персонаж говорит  незнакомые слова (проказы, со света сжить, стала донимать, ребятишки, салазки, ушли на дно), дети объясняют значение слов.

Учитель-логопед.

-Дети, а  кого мы еще не вспомнили? Как спаслись рыбы от зимы?

Рыбки хотят в пруд

Рыбкам скучно тут

Но пруд покрылся льдом

Все бело кругом.

 

«Обиднее  всего  показалось  зиме,  что  даже  малые  ребятишки  - и  те её  не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы   строят,  водой   поливают   да   ещё   мороз   кличут…   

Игра «Зимние забавы»

-Давайте покажем, как ребятишки не боятся зимы

 

Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках           Дети изображают бег на коньках

Но упали мы. Ах!                   Падают

А потом снежки лепили,       Сжимают воображаемый снежок ладонями

А потом снежки катали,        Катят воображаемый комок

А потом без сил упали.         Падают

 

Звучит аудиозапись «Звуки весны»: капель, пение птиц, шум ручья, треск лопающихся почек.

Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние

слёзы закапали... видно, весна недалёко!

Итог занятия

Учитель-логопед

-Почему зима заплакала? (От злости.)

- А что значит  зима заплакала?

- Как мы понимаем, что весна рядом?

-Заплакала Зима, никого заморозить ей не удалось, появились сосульки - слёзы Зимы.

- Вот и Зиме конец!!!

 

 


 

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы с особенными возможностями здоровья «Проказы старухи зимы»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы с особенными возможностями здоровья «Проказы старухи зимы»

Коррекционно-образовательные цели:

Коррекционно-образовательные цели:

Все на месте? Дети. Да! Да! Да! (Е

Все на месте? Дети. Да! Да! Да! (Е

Учитель-логопед. -Дети, зима - это хорошо или плохо ?

Учитель-логопед. -Дети, зима - это хорошо или плохо ?

Пальчиковая игра „Приглашение”

Пальчиковая игра „Приглашение”

Дети вращают круг и составляют предложения по предложенным картинкам, исправляют ошибки

Дети вращают круг и составляют предложения по предложенным картинкам, исправляют ошибки

Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах

Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2022