Тема: «Телефонный этикет.»
Цель: учить детей правилам телефонного разговора.
Задачи:
Обучающие: формирование навыка использования вежливых слов и выражений.
Развивающие: развивать навыки пользования телефонным аппаратом.
Воспитательные: воспитание уважения к другим людям.
Оборудование: сюжетные картинки, телефонный аппарат, памятка правил телефонного этикета.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
-Я рада видеть вас на занятии.
- Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку.
Жмешь на кнопки - не баян!
Говоришь - не рация!
И летит за океан информация! (Телефон.)
- Правильно, это телефон.
2.Основная часть.
- Сегодня мы с вами поучимся культуре телефонного общения.
-Люди всегда мечтали создать такой прибор, по которому можно передавать известия и сообщения на большие расстояния. И даже слово «телефон» придумали давным-давно, когда самого телефона еще не было. Обратите внимание: у этого слова две части. (Указывает на доску.)
Телефон - это «голос издалека».
Персидский царь Кир, который жил 8 тыс. лет назад, выдумал живой телефон. В его царстве на вершинах холмов и высоких башнях стояли тысячи рабов с громкими голосами и хорошим слухом. Они по цепочке передавали - кричали - царские приказания по всему государству. Этих людей называли королевскими ушами.
- А как называется игра, в основе которой лежит принцип такой же передачи информации? (Дети отвечают.)
- Правильно, «Испорченный телефон». Вот в нее-то мы сейчас и поиграем.
Игра «Испорченный телефон»
(Все играющие становятся в одну линию. Ведущий быстро шепчет на ухо первому человеку с краю какое-нибудь слово. Тот передает, что услышал, соседу, тот - своему соседу, и так до последнего игрока, который громко произносит то, что он услышал. А ведущий называет первоначальное слово. Каждый участник рассказывает, что ему передали, находят виновника, исказившего слово, и тот становится водящим.)
«Когда изобрели телефон?»
- Телефон, по которому мы разговариваем сейчас, появился совсем недавно. Известен даже день его рождения - 2 июня 1875 г. Автор изобретения - американский ученый Александр Белл.
- Как вы думаете, как выглядел первый телефон?
(Дети высказывают предположения.)
У первого телефона было две трубки: микрофон, в который говорили, и телефон - трубка, через которую слушали.
Телефон очень быстро распространился по всему миру. Изобретатели разных стран придумывали детали, которые делали этот аппарат более удобным и дешевым. Создали красивый телефонный аппарат, современную трубку, номеронабиратель и электронную память.
- Послушайте стихотворение:
Нам
включили телефон.
До чего красивый он!
Красный, лаковый, блестит,
Громко, радостно звонит!
Как
же мне с ним поиграть?
Буду просто диск вращать!
Интересная игра: набираю номера.
Все
куда-то попадаю,
А куда и сам не знаю.
Мне о чем-то говорят,
Даже сердятся, кричат;
Я
же в трубку помолчу –
Положу и хохочу!!!
Мама сзади подошла
И веселье прервала.
Очень
строго мне велела!
Раз звонишь, звони по делу!
Телефон не занимай
И людей не отвлекай.
- Ребята, а как вы считаете телефон - это игрушка или нет? Конечно телефон – это не игрушка, а важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаем о здоровье близких и друзей, договариваемся о времени и месте встречи, быстро передаем важные сообщения. Без телефона трудно представить нашу жизнь. В наше время телефоны есть у всех домашний или сотовый (мобильный), поэтому очень важно уметь правильно разговаривать по телефону.
- Существуют основные правила телефонного разговора. И сегодня мы поговорим об этих правилах.
– Ребята, а давайте подумаем и ответим на вопрос: что необходимо сделать, чтобы позвонить маме, бабушке, другу...
– Снять трубку. Набрать номер телефона.
– Любой номер? (подвести детей к тому, что необходимо знать именно тот номер телефона, куда звонишь).
– Итак, с чего мы начинаем телефонный разговор? Начинаем со слов “Алло”, или “Да”, ну если вам позвонили. А если позвоните вы, то, услышав это “Алло” каким словом мы должны приветствовать говорящего?
– Здравствуйте.
– Первое правило телефонного разговора: начинай разговор с приветствия: здравствуйте. (повесить на доску).
– Существуют и другие слова приветствия. Если вы звоните утром, каким, словом мы приветствуем того с кем говорим?
– Доброе утро.
– Если звоним днем? Вечером?
– Добрый день.
– Добрый вечер.
– Расставьте слова приветствия в соответствии со временем суток.
– Послушайте, как разговаривает по телефону мальчик Саша. Он звонит на работу маме.
– Алло! Здравствуйте. Будьте добры, пригласите, пожалуйста, к телефону Матвееву Анну Ивановну, ее спрашивает сын.
- Подождите, пожалуйста. Сейчас я её приглашу.
– Ребята, как вы думаете, вежливо ли говорил мальчик по телефону? Какие слова он использовал?
– Саша говорил вежливо.
– Он использовал слова: Будьте добры, пригласите, пожалуйста.
– А еще мальчик представился.
Ребята, этот телефонный разговор помог нам узнать, как правильно нужно звонить на роботу родителям. А сейчас я вам прочитаю, как девочка Маша звонила на работу своей маме.
Маша звонит маме на работу:
- Это кто, а?
- А кто вам нужен?
- Мне маму позовите!
- Чью маму?
- Мне надо мою...
Ребята как вы считаете, была ли Маша вежлива, разговаривая по телефону?
Дети: Нет. Она не сказала вежливые слова “ здравствуйте”, “пожалуйста”.
- А как вы думаете, поговорила ли Маша по телефону со своей мамой? Почему?
Д: Маша не поговорила с мамой. Маму не могли позвать к телефону, потому что Маша не назвала её фамилию, имя, отчество (на работе маму не называют мамой).
А сейчас кто-нибудь из вас попробует позвонить на работу маме.
Ребята, а какие слова прощания вы знаете. Назовите их.
– До свидания.
– До скорой встречи.
– Всего хорошего.
– Всего доброго.
– Следующее правило телефонного разговора: заканчивай разговор словами прощания.
– Алле! Это кто?
– Простите, а кто вам нужен?
– Это, как его, мне Никиту.
– Но мальчика с таким именем у нас нет. Вы, вероятно, ошиблись номером.
– А, ну ладно (короткие гудки).
– Какие ошибки совершил при разговоре мальчик.
Мальчик не представился.
– Не поздоровался.
– Не попрощался
- Не попросил прощения, что ошибся номером.
Физминутка.
«Мячик»
Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)
Покатился по дорожке (бег на месте)
Подождал меня немножко (остановиться)
Наклонюсь, возьму его (наклониться)
И подброшу высоко (имитация движения)
“Почему обиделась мама?”
Н. Алло, Вика, это ты?
М. Нет, это не Вика. А кто её спрашивает?
Н. Да, так, знакомая. А где Вика?
М. Её нет дома. Что ей передать?
Н. Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда- то слиняла!
М. Простите, я с вами в таком духе не могу больше разговаривать.
-Ребята, как вы считаете, что Наташа сделала не так?
Наташа не представилась, не поздоровалась, обращалась на ты, грубила, не попрощалась.
– Еще одно правило телефонного разговора: говори по телефону ровным, спокойным голосом, не груби, не применяй слов “паразитов”
– Ребята, Лера подготовила нам стихотворение, послушав которое мы с вами определим следующее правило телефонного разговора.
Занят
телефон у нас,
Брат болтает с другом час,
О машинах, вертолетах,
О космических полетах.
Он
беседой увлечен!
Я могу его понять.
Но нельзя же занимать
Так надолго телефон!
– Итак, следующее правило: нельзя подолгу занимать телефон, когда в этом нет необходимости, ведь в это время вам могут звонить, чтобы передать важное сообщение, или телефон нужен кому-то домашним.
– Еще одно правило: перед тем как позвонить подумайте, не побеспокоит ли людей ваш звонок, так как может быть раннее утро, или поздний вечер.
– Посмотрите на сюжетную картинку и скажите, в какое время суток звонит мальчик девочке. Правильно ли он поступает, почему?
- Следующее правило говори по телефону чётко и кратко.
Игра соедини слова близкие по значению.
Привет – здравствуйте
Спасибо – благодарю
Разрешите – позвольте мне...
Простите –извините
Ребята, а вы знаете, когда нельзя пользоваться телефоном и почему?
- При работе электронной техники ( компьютеры, ЭКГ, УЗИ и т.д)
- Во время уроков, в кинотеатре, в театре, в библиотеке.
- За рулём транспортного средства.
3.Заключительная часть.
Викторина “Отвечай правильно”.
– Закончим наше занятие викториной, которая покажет, как хорошо вы усвоили правила телефонного этикета. Вам необходимо отвечать на вопросы:
С каких слов необходимо начинать телефонный разговор?
Какими словами мы заканчиваем телефонный разговор?
Можно ли при разговоре по телефону жевать жевательную резинку или что-то кушать? Почему?
Можно ли звонить по телефону друзьям рано утром? Почему?
Можно ли звонить по телефону поздно вечером?
Когда можно звонить по телефону в выходные дни?
Что делать, если ты звонил другу, но ошибся номером и попал совсем в другую квартиру?
Ты звонишь другу, но его нет дома. Трубку взял кто-то из родителей. Нужно ли представиться, называя свое имя, или лучше держать его в тайне.
О каких волшебных словах нельзя забывать при телефонном разговоре.
Итог:
– Молодцы, ребята, итоги викторины показали, что вы хорошо усвоили правила телефонного этикета, и никто не будет поступать так, как герой стихотворения, прочитанного в начале занятия. Сегодня мы узнали, что телефон – это не игрушка, а средство для общения людей. Он может помочь нам в чрезвычайных ситуациях, в лесу, на дороге. И помните, ребята, что вежливый человек остаётся вежливым и в телефонном разговоре.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.