Конспект НОД в старшей группе на тему:
«В гостях у травницы Славяны»
Цель: Формировать положительное отношение к окружающему миру;
Развивать интерес к истокам русской народной культуры, первичное представление детей об отечественных традициях нашего народа, любознательность, познавательную мотивацию.
Формировать представление о себе и других людях.
Развивать речь, внимание, мышление, мелкую моторику в процессе ручного труда.
Формировать эстетические представления, положительные эмоции.
Желание доставить радость друг другу.
Словарная работа:
Обогащать словарный запас детей (оберег, колыбель, корыто, именины, чугун).
Оснащение и оборудование:
видеопроектор, кукла, деревянное корыто, лавка, маленькие подушки – подружки на каждого ребенка, набор народных игрушек, кукла « домовенок», клубки цветных ниток, набор для ручного труда для каждого ребенка.
Методы и приемы:
- Игровой, действенно- практический (укладывание куклы, изготовление оберега);
- Элементы использования камешков Марблс;
- наглядные (рассматривание, наблюдение);
- словесные;
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Беседы « Я и мое имя», «Русская изба», « Предметы русской старины», чтение былин, народных сказок, слушание песен, проведение игр.
Ход занятия
(СЛАЙд 1)
1. Часть
Дети входят в зал, их встречает воспитатель (в русском народном костюме)
С. Ой, ребята пришли! Проходите, я рада вас видеть .
- Поздороваюсь я с вами по старинному русскому обычаю. И вы со мной поздоровайтесь так же. (Дети кланяются, прижав руку к сердцу).
С. Я, травница Славяна .
- Проходите в мою горницу, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.
Слайд 2 печка
С. Посмотрите, сколько трав я собрала, насушила.
Как вы думаете, для чего они нужны?
Дети. Раньше не было лекарств, и люди лечились с помощью трав.
С. Верно, травы имеют большую целебную силу и помогают человеку.
С.
Но самое главное место в моей избе занимает печь.
- У хозяев всегда гордость – печь!
Все готовится в печи,
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка,
И баранья ножка!
С. А готовлю я всю еду в чугунке. Покажите , где чугунок?
Правильно. Это чугунок.
С. А это что? (показывает на чеснок, лук, кукурузу, перец).
Ответы детей
С. Эти овощи считаются оберегами, Что такое оберег?
Это предметы, которые оберегают дом и людей, живущих в нем:
перец - защищает от ссор в семье,
чеснок и лук отгоняют нечистую силу,
кукуруза оберегает здоровье детей.
С. Так зачем нужен оберег?
Дети: Это предмет, охраняющий от всего злого, плохого.
2 часть
Послушайте, кто – то там скребется за печкой. Кто это может быть?
(предположения
детей)
С. Это, кажется, Василий, домовой. Он живет у меня за печкой.
Он тоже защищает мой дом, семью, животных, которые здесь живут. Он не любит ленивых, и показывается только хорошим и добрым людям.
– А вы дружные ребята? (Да)
-
Эй, Василий – Василёк покажись – ка мой дружок.
(Выносит из угла у печки Васю)
Представляет его детям,
Василий, что же здесь произошло, что за беспорядок (обращает внимание на корзину с вязанием и фасолью).
- Ах, и Василек ну и помощник, перепутал все клубочки, хотела детям носочки вязать. Да и это не все, посмотрите, вот проказник , приготовила фасоль для пирогов и похлебки, а он все перемешал с камешками.
Ребята поможете мне разобрать пряжу и смотать клубочки , перебрать фасоль.
Девочки сматывают пряжу, мальчики выбирают камешки из фасоли и складывают их в свободные миски.
Слайд
3 Игра: «Смотай клубочки».
Игра
«Перебери фасоль» (выбрать все камешки –можно разложить по цвету).
Спасибо, ребята , за помощь. А ты Василий посиди за печкой.
Слайд 4
Слайд 5
(плач ребенка) Кто тут плачет, слезы льет? (достает из колыбели куклу).
Да это мой малец - удалец. Недавно родился да вдруг рассердился.
Что же делать? Как мне успокоить малыша?
С. Как успокоить малыша?
Д. взять на руки, дать соску, покачать кроватку.
С. Возьму его на руки, и он успокоится. (плач стихает).
Хозяйка:
- А имя то я, еще не придумала. Помогите
придумать имя моему младенцу, старинное русское. Какие вы знаете старинные
имена? Дети называют имена и выбирают имя Ваня.
Хозяйка:
- Человек растет, и имя его растет. Пока
он маленький я его будут называть ласково Ванечка. Подрастет, стану Ваней
звать. А как только повзрослеет, будут Иваном величать.
- А вы знаете, что означает имя Ванечка? Ваня – хозяин земли. Вырастет, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым.
Вот и получил свое имя малыш. Значит у него сегодня именины.
Давайте заведем именинный хоровод «Каравай»
Беритесь за руки, делайте круг.
Слайд 6
Игра «Каравай»
С. Ване спать пора, его надо запеленать
- Завернем ребенка в отцовскую рубаху, чтобы он был похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как он. Давайте посмотрим на рубаху, какая она?
Дети - Красивая, нарядная, вышитая.
С. - Аня, помоги мне завернуть Ванечку.
С.- Подойдем к колыбельке тихонечко, положим Ванечку легонечко. Куда положим Ванечку? (педагог кладет малыша в колыбельку, просит детей повторить - колыбелька).
А я приготовила уголёк, зёрна и монетки, мы положим их под подушку
( показывает уголек, зерна, монеты и раздает их детям.)
Чтобы был всегда в тепле, всегда был сыт и богат.
Слайд 7
Давайте споем колыбельную песню малышу
(звучит аудиозапись колыбельной песни).
Вот и уснул Ванечка.
А я приглашаю всех занять свои места за столом
С. У него сегодня именины. Что же мне подарить Ване? Как вы думаете, что дарили?
Может колокольчики, свистульку или ложку?
С. Да вот ходила вчера на базар, купила игрушки и картинки для Вани . Помогите разложить подарки.
Дети садятся за стол и начинают работать.
Хохлома (цветы, травка, завитки, ягоды на золотом, черном или красном фоне)
Дети берут заготовленные плоскостные фигурки и составляют роспись
Расписывают красками.
А мы попробуем нарисовать узор цветными мелками
Дети работают сидя за столом.
По окончании воспитатель предлагает подписать свои работы используя разноцветные камешки (выложить первую букву своего имени)
Рефлексия
Ребята понравилось вам у меня в гостях?
Что нового узнали?
Спасибо за роботу, за ваши старание. До скорого свидания!
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим.
Хоть новому принадлежим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.