Конспект занятия
Тема: «Золотая осень в произведениях русских художников»
Цель: Познакомить учащихся с картинами русских художников посвящённых осени. Создание художественного образа дерева.
Задачи:
Формировать умение рисовать по представлению различные формы растительного мира, а также анализировать форму, цветовую окраску натуры и свой рисунок.
Развивать эстетическое восприятие осенней природы в действительности и в произведениях русских художников.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, умение слушать другого.
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовность к занятию
2. Сообщение темы занятия
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (осень)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (осень)
Листья жёлтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковёр ложатся!
Что за жёлтый снегопад?
Это просто… (листопад)
О каком времени года идет речь?
Кто может сказать чему будет посвящено наше занятия?
3. Изучение нового материала.
а) Осень чувствуют все. Кто-то наслаждается листопадом и ловит отражения в лужах, а кто-то, кутаясь от холода в шарф, наблюдает за унылыми низкими тучами. Осень — пора рефлексий, подведения итогов прожитого и нажитого. Пожалуй, нет поэта без стихотворения об осени.
Разноцветный осенний лес или тоска от серого дождливого дня... Всё это можно найти в произведениях поэтов и писателей, которые восторгались осенью.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса −
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. Александр Пушкин
б) Осенние пейзажи Исаака Левитана
Осень в картинах русских художников самая яркая и трогательная пора, где красно-желтые, золотистые и теплые краски прекрасной поры бабьего лета, а где дождливый и трогательный пейзаж по-настоящему русской природы во всей ее красе осеннего великолепия.
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) – великий русский художник еврейского происхождения. Известен как мастер “пейзажных настроений”. Изучая непростую биографию Левитана, становится ясно, что это была сильная и страстная личность.
Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: "Художник воспел красоту природы". Это выражение означает, что в свои картины он вложил всю силу любви. Картины Левитана действительно полны любви к родной природе. Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию. Глядя на картину Левитана "Золотая осень", вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. "Очей очарование", "в багрец и золото одетые леса" - эти слова Пушкина очень подходят к "Золотой осени".
Сегодня на занятии предлагаю вам познакомиться с некоторыми произведениями великого художника.
И. Левитана "Золотая осень"
Бабье лето, теплые деньки и ранимая красота осенней природы леса.
Человек и природа, чарующая красота разноцветного леса, шум опадающих листьев и скорое неизбежное наступление холодов после сезона бабьего лета. Художественное описание картины Левитана "Осенний день. Сокольники".
Грустная ненастная пора поздней осени. Художественное описание картины Левитана "Осень. Дорога в деревне". Исаак Левитан - художник, которого мы называем певцом родной природы. Он любил ее во всех проявлениях - и в пышной красоте, и в убогой нищете. Именно такой - убогой, невзрачной, унылой - предстает перед нами природа в одном из его ранних пейзажей "Осень. Дорога в деревне". Художник изобразил осень в ее самый печальный период, когда она выглядит невзрачно, тускло, серо. И краски для этого он взял такие же - тусклые, невзрачные. Цвет многих из них трудно определить, проще назвать словом "темные".
Осенние пейзажи Левитана богаты настоящими человеческими чувствами: это и радость от того, что на смену летнему зною пришла долгожданная прохлада, и восхищение пестрым убранством природы, и наряду с этим глубокая печаль, которой пропитаны последние ноябрьские дни. Серые тона преобладают в картине с коротким названием «Осень». Дрожащие на ветру деревья, тоскливая гладь реки, затянутое густыми облаками небо – природа словно замерла в ожидании холодов.
в) Осень в картинах русских художников
Осень в живописи русских художников встречается достаточно часто. В этом нет ничего удивительного, ведь красота осенней природы очень живописна, сочетает множество ярких красок и обладает особым настроением.
Осенняя природа, которая начинает преображаться, окрашиваться в оттенки жёлтого и красного, выглядит очень живописно. Было бы по-настоящему странно, если бы величайшие русские художники-пейзажисты, не обратили на преображение осенней природы своего внимания.
Осень, как известно, это время счастливой грусти, умиротворённого настроения, когда летнее тепло сменяется прохладой и дождями, когда деревья начинают менять цвета, причём на самые яркие расцветки, когда листья начинают падать на землю, в воздухе разливается приятный запах опавшей листвы, когда есть ощущение наступающих холодов, но пока ещё есть время насладиться последними тёплыми деньками.
На картинах великих художников, которые обратили своё внимание на осеннюю природу, отображено, в частности, и эмоциональное состояние в разгар осени. Зритель может почувствовать знакомые ощущения, будь за окном осень или другое время года. В этом есть мастерство и высокое искусство русских живописцев.
Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. Осенний пейзаж в картине В. Поленова "Золотая осень".
Станислав Жуковский оставил богатое наследие, множество картин, среди которых самые разные жанры. Немало из них пейзажей и интерьеров, живописца можно назвать певцом усадебных мотивов. Часть своего творчества он посвятил изображению красивых, оригинально обставленных залов и заоконных пейзажей, открытых террас и открывающихся с них видов. Картина "Осень. Веранда" - одна из таких. Она была написана в 1911 году, когда художник много разъезжал, отыскивая усадьбы и вдохновляющие мотивы для своих картин. Эта веранда изображена в самый красивый момент осени.
Городской прогулочный парк в картине Исаака Бродского "Летний сад осенью". теплый осенний день, беседка, вдалеке проходят гуляющие по парку люди, а ближе к небосклону переливаются редеющие золотистые листья на деревьях. Золотая осень - самое красивое время для прогулок по парку.
Художник Илья Остроухов известен как выдающийся мастер пейзажа. Он был одним из русских художников-передвижников, в 1887 году на общей выставке он впервые показал картину, принесшую ему славу. Это была "Золотая осень", довольно небольшое полотно.
В русской живописи есть направление, известное, как пейзаж настроения. "Золотая осень" - одна из первых работ такого типа. Это значит, что живописец не только отражал красоту природы, родного уголка, но и передавал настроение любимого времени года. В картине должны чувствоваться эмоции, чувства.
Какие же чувства возникают у зрителя перед картиной "Золотая осень"?
Исаак Израилевич Бродский –
советский художник-пейзажист,
автор многих картин. Все его
произведения точно и правдиво
отображают красоту
природы средней полосы России.
Пожалуй, одним из любимых
времен года у автора была осень,
все богатство красок и, между тем,
скромное, неброское очарование
которое он стремился передать
на своем холсте. Одной из
наиболее известных в этом плане
полотен является картина
«Опавшие листья» (1915 год).
5. Динамическая пауза.
Давайте попробуем описать осень словами. Какая она? (Золота, чудесная и т.д.)
6. Практическая работа.
Теперь, дорогие мои ребята, вдохновившись прекрасными работами русских художников, предлагаю вам создать свои прекрасные рисунки посвященные осени.
Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила безопасности при работе с кистями, красками и карандашами. (ответы детей)
Приступаем к работе. Продумываем композицию, цветовое решение, настроение будущей картины.
Во время работы, сопровождение педагога.
7. Анализ работ.
Рекомендации педагога.
Мнение учащихся.
8. Подведение итогов.
Что узнали нового?
Что на занятие понравилось больше всего?
Какое настроение у вас было до начала занятие и какое в конце?
Какой цвет вы бы выбрали для описания своего настроения? Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.