конспект "Звук А, буква А"

  • docx
  • 03.11.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия. Звук и буква А.docx

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Тема: Звук и буква А

 

Цель: познакомить с гласным звуком А, буквой А.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- закреплять представления о неречевых звуках;

- формировать представления о речевых звуках и буквах;

- формировать представления о гласных звуках;

- формировать умение давать характеристику звуку по акустическим и артикуляционным признакам;

- формировать навыки фонематического анализа: выделение заданного звука из ряда изолированных звуков, слогов, слов и осуществление позиционного анализа;

- формировать навыки фонематического восприятия: различение слов-паронимов;

- совершенствовать умение употреблять существительные в родительном падеже

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание;

- развивать фонематический слух;

- развивать зрительное восприятие и зрительное внимание;

- развивать навыки обобщения и классификации;

- развивать навыки конструктивного праксиса;

- развивать кинетический праксис;

- развивать навыки зрительно-моторной координации

Воспитательные:

- воспитывать любознательность и самостоятельность;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: звуковые файлы, карточки-пиктограммы для закрепления представлений о звуках и буквах, карточки с зашумлёнными изображениями предметов, карточка с изображением зрительного образа звука А, карточки с изображениями фруктов, карточки для проведения физминутки, Звуковички на палочках, домики для осуществления позиционного анализа, изображения мальчиков и доктора, карточки с изображением буквы А, индивидуальные тетради в клетку, чек-лист для корректурной пробы, ёршики и палочки.

 

 

Ход занятия

Ответы детей

1.

Организационный момент

- Сядет тот, кто верно назовёт, какой предмет спрятался на картинке.

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, какой из этих предметов лишний. Объясните свой выбор.

- Как вы считаете, кому принадлежат эти предметы?

 

Дети рассматривают зашумлённые контурные изображения и называют предметы: шприц, градусник, таблетки, фонендоскоп, аптечка, пластырь, мяч.

- Лишний мяч, потому что это игрушка.

 

 

 

- Эти предметы принадлежат доктору.

2.

Основная часть

2.1. Закрепление представлений о неречевых звуках. Развитие слухового внимания. Употребление родительного падежа существительных.

- Сегодня я предлагаю вам отправиться на приём к доктору. Представьте себе, что мы идём по городу и слышим вокруг себя различные звуки.

- Звуки – слышим.

Педагог вывешивает на доску соответствующую пиктограмму.

- Назовите, звук чего или кого вы услышали?

 

- Как мы называем звуки, которые не являются речью человека?

 

2.2. Сообщение темы. Формирование умения давать характеристику звука по акустическим и артикуляционным признакам.

- Мы зашли в больницу. На приёме у доктора мальчик Андрюша. У Андрюши заболело горло.

- Как вы думаете, о чём просит доктор мальчика?

 

- Правильно, доктор просит мальчика сказать звук А.

- Звуки – произносят.

Педагог вывешивает соответствующую пиктограмму на доску.

- Сегодня мы познакомимся со звуком А и раскроем его секреты.

- Посмотрите в зеркало и произнесите звук А.

Примечание: при отсутствии индивидуальных зеркал дети смотрят на своего соседа справа или слева.

- Обратите внимание, что делает рот, когда мы произносим звук А?

- Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук А ещё раз.

- Что вы почувствовали на ладони?

-  Воздух проходил свободно или встречал преграду?

 

- Если при произнесении звука воздух не встречает преграды и проходит свободно, то он называется «гласным».

Перед детьми выставляется опорная схема №1.

- Звук А какой?

- Почему мы его так называем?

 

2.3. Развитие навыков интонационного модулирования голоса.   Развитие навыков фонематического восприятия.

- Гласные звуки голосистые. Вместе с ними хорошо петь песни. И мы споём звук А! Помогут нам в этом Андрюшины игрушки, которые он берёт с собой, когда идёт в больницу.

- Если вы увидите мишку, пойте звук А низким, грустным голосом и растирайте щёки кулачками. Если увидите мышку – высоким, весёлым голосом и растирайте щёки ладонями.

Примечание: в этом упражнении можно использовать игрушки или карточки из демонстрационного материала.

1 этап: задание выполняется с опорой на картинки.

2 этап: заданий выполняется с опорой на слух.

- Теперь обратите внимание на щёки своего соседа. Какими они стали?

- И звук А мы будем обозначать кругом красного цвета. Таким же красным, как ваши щёки и наш Звуковичок.

Педагог демонстрирует смайлик красного цвета на палочке и раздаёт Звуковичков детям.

 

2.4. Формирование навыков фонематического анализа: выделение заданного звука из ряда изолированных звуков, слогов, слов.

- Возьмите Звуковичка в правую руку. Прижмите локоть к столу. Поднимите Звуковичка вверх, как только услышите гласный звук А.

* А, А, И, У, А, О, А …

* ик, ап, ам, ой, ай, оп, …

- Доктор дал Андрюше такой совет: «Чтобы меньше болеть, нужно есть как можно больше фруктов с витамином А».

- Помогите доктору составить список фруктов. Выберите только такие фрукты, в названии которых есть звук А.

Для выполнения этого задания вы можете использовать демонстрационный материал для доски, реалистичные муляжи фруктов или чек-лист №1.

 

2.5. Физ. минутка. Развитие кинетического праксиса. Снятие напряжения с мышц, вызванного длительным нахождением в статичной позе.

- Доктор говорит, что ежедневная зарядка – лучший способ укрепления здоровья.

- На зарядку становись! Повторяйте движения за человечком на карточке.

 

2.6. Формирование навыков фонематического анализа: осуществление позиционного анализа.

- Если Андрюша будет соблюдать все рекомендации доктора, он очень быстро поправится. Тогда он сможет пойти в гости к друзьям. Давайте познакомимся с друзьями мальчика и узнаем, где они живут.

- Положите перед собой домик для звуков. Покажите, где у дома начало, где середина, где конец.

- В этом доме живут мальчики: Антон, Артём и Арсений.

- Давайте узнаем, в каком подъезде живёт Антон. Назовите первый звук в слове Антон.

- Как вы думаете, если звук первый, где он живёт: в начале в середине или в конце?

- Обозначьте место звука А в домике кружком красного цвета. Здесь и живёт Антон.

- Это Артём. Назовите первый звук в слове Артём.

- Где живёт звук А в слове Артём? Обозначьте место звука А в домике.

- Это Арсений. Где живёт звук А в слове Арсений? Почему?

- Обозначьте место звука А в домике.

 

2.7. Знакомство с буквой А. Формирование понятия «буква». Развитие конструктивного праксиса и навыков зрительно-моторной координации. 

- Когда Андрюша уходил от врача, он дал ему список полезных фруктов. Посмотрел мальчик на этот список и ничего не понял. Как вы думаете почему?

Педагог демонстрирует детям чек-лист №2.

- Верно, он не умеет читать. А чтобы научиться читать, ему нужно познакомиться с буквами. Буква – это дом, в котором живёт звук.

- Как вы думаете, какой звук мы сегодня поселим в букву?

- Это буква А.

Педагог демонстрирует заглавную букву.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

- На что на похожа буква А?

- Давайте напишем букву в воздухе. Поднимите правую руку вверх и поставьте в воздухе точку. От этой точки ведите линию вниз влево. Верните указательный палец на точку. Теперь ведите линию вниз вправо. Поставьте палец на середину левого столбика. Теперь ведите линию слева направо к середине правого столбика.

- Какая буква у нас получилась?

- Это заглавная буква А. У неё есть младшая сестрёнка.

Педагог демонстрирует строчную букву а.

- Это строчная буква А.

- Мы видим буквы.

Педагог вывешивает на доску соответствующий символ-пикограмму.

- Сравните, чем похожи и чем отличаются эти буквы?

 

 

 

 

 

 

 

- Будем конструировать букву А из различных материалов.

Перед детьми лежат палочки и ёршики.

- Как вы думаете, из чего мы построим заглавную букву А? Почему?

- А почему для строчной буквы А мы оставили ёршики?

- Приступаем к работе.

 

- Буквы - читают.

Педагог вывешивает на доску соответствующий символ-пикограмму.

- Теперь, когда Андрюша знаком с буквой А, можно попробовать прочитать наш список фруктов. Получится ли у него? Почему?

- Конечно, научиться читать за один день невозможно! Нужно ежедневно тренироваться.

- Поможем мальчику находить заглавную и строчную букву А среди других букв.

Заглавную букву А обведите в круг, а строчную подчеркните.

- Буквы - пишут.

Педагог вывешивает на доску соответствующий символ-пикограмму.

- Откройте рабочие тетради и найдите букву А.

- Сосчитайте, сколько клеток занимает буква А в высоту. В ширину?

 - Первую букву А мы напишем вместе помощью пунктирных линий.

- Будьте внимательны! Букву будем писать сверху вниз.

Педагог сопровождает написание буквы стихотворением.

- Напечатайте букву А до конца строки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети прослушивают звучания и дают ответ.

- Это звук машины.

И так далее.

 

- Неречевые звуки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Врач просит мальчика открыть рот и сказать А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рот широко открывается.

 

 

 

 

- Воздух.

 

- Воздух выходил свободно.

 

 

 

 

 

- Звук А – гласный.

 

- Потому что на пути воздуха нет преграды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети поют звук А и растирают щёки.

 

 

 

- Щёки стали красными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирая фрукт, ребёнок озвучивает ответ: «В слове ананас слышу звук А»

 

 

Дети выполняют движения с опорой на карточки со схематичным изображением человечков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети показывают нужное окошко у домика.

 

 

- Первый звук А.

 

 

- Звук А живёт в начале.

 

 

 

 

- Первый звук А.

- Звук А живёт в начале.

 

- Звук А живёт в начале. Он первый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Он не умеет читать.

 

 

 

 

 

- Звук А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Буква А.

 

 

 

 

 

 

- Заглавная буква А большая, а сточная маленькая. У заглавной буквы А элементы прямые, а у строчной – изогнутные.

- Заглавная буква состоит из 3 элементов, а строчная из двух.

 

 

 

 

 

Дети конструируют букву по образцу.

 

 

 

 

 

- Не получится, он не знает всех букв.

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют корректурную пробу на чек-листе №2.

 

 

 

 

- В высоту 2 клетки, а в ширину 1.

 

 

 

 

Дети печатают букву А в тетради.

3.

Подведение итога

- С помощью подсказок расскажите, что мы знаем о звуках и буквах.

 

- С какой буквой мы познакомились на занятии?

 

- Какой звук обозначает буква А?

 

- Расскажите секреты звука А.

 

- Каким символом мы будем обозначать звук А?

- Какие задания оказались для вас самыми сложными?

- Какие задания вызвали интерес?

 

- Звуки слышим и произносим. Буквы видим, читаем и пишем.

- Мы познакомились с буквой А.

- Буква А обозначает звук А.

- Звук А – гласный, на пути воздуха нет преграды.

- Красным кругом.