Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
Тема: Звук и буква А
Цель: познакомить с гласным звуком А, буквой А.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закреплять представления о неречевых звуках;
- формировать представления о речевых звуках и буквах;
- формировать представления о гласных звуках;
- формировать умение давать характеристику звуку по акустическим и артикуляционным признакам;
- формировать навыки фонематического анализа: выделение заданного звука из ряда изолированных звуков, слогов, слов и осуществление позиционного анализа;
- формировать навыки фонематического восприятия: различение слов-паронимов;
- совершенствовать умение употреблять существительные в родительном падеже
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание;
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное восприятие и зрительное внимание;
- развивать навыки обобщения и классификации;
- развивать навыки конструктивного праксиса;
- развивать кинетический праксис;
- развивать навыки зрительно-моторной координации
Воспитательные:
- воспитывать любознательность и самостоятельность;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: звуковые файлы, карточки-пиктограммы для закрепления представлений о звуках и буквах, карточки с зашумлёнными изображениями предметов, карточка с изображением зрительного образа звука А, карточки с изображениями фруктов, карточки для проведения физминутки, Звуковички на палочках, домики для осуществления позиционного анализа, изображения мальчиков и доктора, карточки с изображением буквы А, индивидуальные тетради в клетку, чек-лист для корректурной пробы, ёршики и палочки.
|
|
Ход занятия |
Ответы детей |
|
1. |
Организационный момент - Сядет тот, кто верно назовёт, какой предмет спрятался на картинке.
- Как вы думаете, какой из этих предметов лишний. Объясните свой выбор. - Как вы считаете, кому принадлежат эти предметы? |
Дети рассматривают зашумлённые контурные изображения и называют предметы: шприц, градусник, таблетки, фонендоскоп, аптечка, пластырь, мяч. - Лишний мяч, потому что это игрушка.
- Эти предметы принадлежат доктору. |
|
2. |
Основная часть 2.1. Закрепление представлений о неречевых звуках. Развитие слухового внимания. Употребление родительного падежа существительных. - Сегодня я предлагаю вам отправиться на приём к доктору. Представьте себе, что мы идём по городу и слышим вокруг себя различные звуки. - Звуки – слышим. Педагог вывешивает на доску соответствующую пиктограмму. - Назовите, звук чего или кого вы услышали?
- Как мы называем звуки, которые не являются речью человека?
2.2. Сообщение темы. Формирование умения давать характеристику звука по акустическим и артикуляционным признакам. - Мы зашли в больницу. На приёме у доктора мальчик Андрюша. У Андрюши заболело горло. - Как вы думаете, о чём просит доктор мальчика?
- Правильно, доктор просит мальчика сказать звук А. - Звуки – произносят. Педагог вывешивает соответствующую пиктограмму на доску. - Сегодня мы познакомимся со звуком А и раскроем его секреты. - Посмотрите в зеркало и произнесите звук А. Примечание: при отсутствии индивидуальных зеркал дети смотрят на своего соседа справа или слева. - Обратите внимание, что делает рот, когда мы произносим звук А? - Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук А ещё раз. - Что вы почувствовали на ладони? - Воздух проходил свободно или встречал преграду?
- Если при произнесении звука воздух не встречает преграды и проходит свободно, то он называется «гласным». Перед детьми выставляется опорная схема №1. - Звук А какой? - Почему мы его так называем?
2.3. Развитие навыков интонационного модулирования голоса. Развитие навыков фонематического восприятия. - Гласные звуки голосистые. Вместе с ними хорошо петь песни. И мы споём звук А! Помогут нам в этом Андрюшины игрушки, которые он берёт с собой, когда идёт в больницу. - Если вы увидите мишку, пойте звук А низким, грустным голосом и растирайте щёки кулачками. Если увидите мышку – высоким, весёлым голосом и растирайте щёки ладонями. Примечание: в этом упражнении можно использовать игрушки или карточки из демонстрационного материала. 1 этап: задание выполняется с опорой на картинки. 2 этап: заданий выполняется с опорой на слух. - Теперь обратите внимание на щёки своего соседа. Какими они стали? - И звук А мы будем обозначать кругом красного цвета. Таким же красным, как ваши щёки и наш Звуковичок. Педагог демонстрирует смайлик красного цвета на палочке и раздаёт Звуковичков детям.
2.4. Формирование навыков фонематического анализа: выделение заданного звука из ряда изолированных звуков, слогов, слов. - Возьмите Звуковичка в правую руку. Прижмите локоть к столу. Поднимите Звуковичка вверх, как только услышите гласный звук А. * А, А, И, У, А, О, А … * ик, ап, ам, ой, ай, оп, … - Доктор дал Андрюше такой совет: «Чтобы меньше болеть, нужно есть как можно больше фруктов с витамином А». - Помогите доктору составить список фруктов. Выберите только такие фрукты, в названии которых есть звук А. Для выполнения этого задания вы можете использовать демонстрационный материал для доски, реалистичные муляжи фруктов или чек-лист №1.
2.5. Физ. минутка. Развитие кинетического праксиса. Снятие напряжения с мышц, вызванного длительным нахождением в статичной позе. - Доктор говорит, что ежедневная зарядка – лучший способ укрепления здоровья. - На зарядку становись! Повторяйте движения за человечком на карточке.
2.6. Формирование навыков фонематического анализа: осуществление позиционного анализа. - Если Андрюша будет соблюдать все рекомендации доктора, он очень быстро поправится. Тогда он сможет пойти в гости к друзьям. Давайте познакомимся с друзьями мальчика и узнаем, где они живут. - Положите перед собой домик для звуков. Покажите, где у дома начало, где середина, где конец. - В этом доме живут мальчики: Антон, Артём и Арсений. - Давайте узнаем, в каком подъезде живёт Антон. Назовите первый звук в слове Антон. - Как вы думаете, если звук первый, где он живёт: в начале в середине или в конце? - Обозначьте место звука А в домике кружком красного цвета. Здесь и живёт Антон. - Это Артём. Назовите первый звук в слове Артём. - Где живёт звук А в слове Артём? Обозначьте место звука А в домике. - Это Арсений. Где живёт звук А в слове Арсений? Почему? - Обозначьте место звука А в домике.
2.7. Знакомство с буквой А. Формирование понятия «буква». Развитие конструктивного праксиса и навыков зрительно-моторной координации. - Когда Андрюша уходил от врача, он дал ему список полезных фруктов. Посмотрел мальчик на этот список и ничего не понял. Как вы думаете почему? Педагог демонстрирует детям чек-лист №2. - Верно, он не умеет читать. А чтобы научиться читать, ему нужно познакомиться с буквами. Буква – это дом, в котором живёт звук. - Как вы думаете, какой звук мы сегодня поселим в букву? - Это буква А. Педагог демонстрирует заглавную букву. Вот два столба наискосок, А между ними — поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А. - На что на похожа буква А? - Давайте напишем букву в воздухе. Поднимите правую руку вверх и поставьте в воздухе точку. От этой точки ведите линию вниз влево. Верните указательный палец на точку. Теперь ведите линию вниз вправо. Поставьте палец на середину левого столбика. Теперь ведите линию слева направо к середине правого столбика. - Какая буква у нас получилась? - Это заглавная буква А. У неё есть младшая сестрёнка. Педагог демонстрирует строчную букву а. - Это строчная буква А. - Мы видим буквы. Педагог вывешивает на доску соответствующий символ-пикограмму. - Сравните, чем похожи и чем отличаются эти буквы?
- Будем конструировать букву А из различных материалов. Перед детьми лежат палочки и ёршики. - Как вы думаете, из чего мы построим заглавную букву А? Почему? - А почему для строчной буквы А мы оставили ёршики? - Приступаем к работе.
- Буквы - читают. Педагог вывешивает на доску соответствующий символ-пикограмму. - Теперь, когда Андрюша знаком с буквой А, можно попробовать прочитать наш список фруктов. Получится ли у него? Почему? - Конечно, научиться читать за один день невозможно! Нужно ежедневно тренироваться. - Поможем мальчику находить заглавную и строчную букву А среди других букв. Заглавную букву А обведите в круг, а строчную подчеркните. - Буквы - пишут. Педагог вывешивает на доску соответствующий символ-пикограмму. - Откройте рабочие тетради и найдите букву А. - Сосчитайте, сколько клеток занимает буква А в высоту. В ширину? - Первую букву А мы напишем вместе помощью пунктирных линий. - Будьте внимательны! Букву будем писать сверху вниз. Педагог сопровождает написание буквы стихотворением. - Напечатайте букву А до конца строки. |
Дети прослушивают звучания и дают ответ. - Это звук машины. И так далее.
- Неречевые звуки.
- Врач просит мальчика открыть рот и сказать А.
- Рот широко открывается.
- Воздух.
- Воздух выходил свободно.
- Звук А – гласный.
- Потому что на пути воздуха нет преграды.
Дети поют звук А и растирают щёки.
- Щёки стали красными.
Выбирая фрукт, ребёнок озвучивает ответ: «В слове ананас слышу звук А»
Дети выполняют движения с опорой на карточки со схематичным изображением человечков.
Дети показывают нужное окошко у домика.
- Первый звук А.
- Звук А живёт в начале.
- Первый звук А. - Звук А живёт в начале.
- Звук А живёт в начале. Он первый.
- Он не умеет читать.
- Звук А.
- Буква А.
- Заглавная буква А большая, а сточная маленькая. У заглавной буквы А элементы прямые, а у строчной – изогнутные. - Заглавная буква состоит из 3 элементов, а строчная из двух.
Дети конструируют букву по образцу.
- Не получится, он не знает всех букв.
Дети выполняют корректурную пробу на чек-листе №2.
- В высоту 2 клетки, а в ширину 1.
Дети печатают букву А в тетради. |
|
3. |
Подведение итога - С помощью подсказок расскажите, что мы знаем о звуках и буквах.
- С какой буквой мы познакомились на занятии?
- Какой звук обозначает буква А?
- Расскажите секреты звука А.
- Каким символом мы будем обозначать звук А? - Какие задания оказались для вас самыми сложными? - Какие задания вызвали интерес? |
- Звуки слышим и произносим. Буквы видим, читаем и пишем. - Мы познакомились с буквой А. - Буква А обозначает звук А. - Звук А – гласный, на пути воздуха нет преграды. - Красным кругом. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.