Конспект урока по русскому языку для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 2 1 . 1 0 . 1 8
У р о к 37
Т е м а : ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Ц е л ь: познакомить учащихся с основами лингвистических знаний
Задачи:
1) учить определять грамматические признаки глагола;
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать
логическое мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению
словарного запаса; развивать мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные
инструкции учителя; способность к рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности,
пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки;
усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Обобщать и систематизировать знания о грамматических признаках частей речи. Сравнивать
грамматические признаки изученных ранее частей речи и глагола. Высказывать предположение об
изменении формы глагола и аргументировать его. Фиксировать (графически обозначать1) окончание
глаголов. Наблюдать за изменением глаголов по временам. Знакомиться с глаголом как частью речи.
Распределять слова по группам. Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.
Знакомиться с алгоритмом определения вила глагола. Контролировать свою деятельность при
использовании алгоритма. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (работа в паре). Выбирать глагол нужного вила. Наблюдать за
функционированием глаголов разных видов в тексте
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с
партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с
текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать
выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
I. Чистописание.
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.
Х о д у р о к а
II. Актуализация новых знаний.
1. З а п ис ь н а д о с к е :
(И. С. Тургенев.)книга
книги
книгой
книгу
интересная
интересный
интересное
интересных
летел (м. р., ед. ч.)
летела (ж. р., ед. ч.)
летело (ср. р., ед. ч.)
летели (мн. ч.)
летят
– Прочитайте слова каждого столбика.
– Что можете сказать о словах первого (второго) столбика?
– Как изменяются имена существительные?
– Как изменяются имена прилагательные?
– К какой части речи относятся слова третьего столбика?
– Могут ли глаголы изменяться по родам, числам и падежам? Докажите это.
2. В ы п о л н е н ие упражнения 1, с. 74 (у доски).
Е х а л , т р у б и л , ш л а , л е ж а л о , в ы п е к л и , п о с т р о и л и , б е г а л и .
3. Мы с вами определили, что летела – это глагол, который стоит в форме единственного числа
женского рода.
Летел – глагол в единственном числе мужского рода.
А какое значение выражают формы глаголов:
летит, летел, будет лететь;
рисую, рисовал, буду рисовать?
– Давайте прочитаем на с. 66 сообщение рубрики «Тайна русского языка» и дополним свои знания
о глаголе новыми подробностями.
4. В ы п о л н е н ие упражнения 2, с. 75.
5. Р а б о т а с р у б р ик о й «Давай подумаем».
– Согласитесь ли вы с утверждением: в первом предложении глагол не указывает на
завершение действия, а во втором предложении – указывает?
6. П р а в ил о и а л г о р ит м определения вида глагола.
III. Самостоятельная работа.
В ы п о л н е н ие упражнения 3, с. 76 (по вариантам):
I в а р и а н т – первый абзац;
II в а р и а н т – второй абзац.
I в а р и а н т :
II в а р и а н т :
что делают? любят, приносят – несов. вид;
что делает? устраивает – несов. вид;
что сделал? прилетел – сов. вид;
что делают? ждут, оберегают – несов. вид;
что сделают? поселятся – сов. вид.
IV. Работа в парах.
У п р а ж н е н и е 4 (1, 2е предложения), с. 77.
Коля начал читать интересный рассказ. Братья убрали свою комнату за двадцать минут.
– Почему в предложении невозможно заменить глагол одного вида глаголом другого вида?
V. Итог урока.
– На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида? Совершенного вида?
– Какими грамматическими признаками обладает глагол?& Домашнее задание: упр. 4 (3, 4, 5е предложения), с. 77.