Тема: Сущность и принципы реинжиниринга бизнес-процессов
Метод революционного преобразования деятельности предприятия, коренной перестройки его бизнеса, получивший название реинжиниринг, появился на Западе в 80-е годы.
Реинжиниринг - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес - процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.
Бизнес-процессы — самое важное понятие в определении бизнес - реинжиниринга, но оно наиболее трудно понимается управляющими.
Бизнес-процессы — это горизонтальные иерархии внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее компонентов.
Существуют следующие категории бизнес-процессов: процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции; процессы планирования и управления; ресурсные процессы; процессы преобразования.
Реинжиниринг – это перестройка (перепроектирование) деловых процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности фирмы.
Реинжиниринг бизнеса требует начать заново, начать с нуля.
Реинжиниринг бизнеса означает отказ от многого из накопленного за два столетия опыта промышленного менеджмента, необходимость забыть то, как работа осуществлялась в эпоху массового рынка, и решить, как она теперь должна выполняться наилучшим образом.
В рамках реинжиниринга бизнеса старые названия профессий и старые организационные образования — департаменты, отделения, группы и так далее — утрачивают свое значение.
В реинжиниринге важным является то, как мы хотим организовать работу именно сегодня с учетом спроса на сегодняшнем рынке и возможностей сегодняшних технологий.
Свойства реинжиниринга:
отказ от устаревших правил и п одходов и начало делового процесса с нуля, что позволяет
преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм; пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами компании и радикаль-
ное изменение способов хозяйственной деятельности – если невозможно переделать свою деловую среду, то можно переделать свой бизнес; приведение к значительным изменениям показателей деятельности (на порядок отличающихся
от предыдущих).
Реинжиниринг необходим в случаях потребности очень существенных улучшений, например, таких как эти 3 основные ситуации, требующие вмешательства:
1. В условиях, когда фирма находится в состоянии глубокого кризиса. Этот кризис может выражаться в явно неконкурентном уровне издержек, массовом отказе потребителей от продукта фирмы и т.п.
2. В условиях, когда текущее положение фирмы может быть признано удовлетворит., однако прогнозы ее деятельности являются неблагоприятными. Фирма сталкивается с нежелательными для себя тенденциями в части конкурентоспособности, доходности, уровня спроса и т.д.
3. Реализацией возможностей реинжиниринга занимаются благополучные, быстрорастущие и агрессивные организации. Их задача состоит в ускоренном наращивании отрыва от ближайших конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ.
Виды реинжиниринга
В реинжиниринге обычно выделяют два существенно отличающихся вида деятельности:
Кризисный реинжиниринг (перепроектирование и реинжиниринг бизнес - процессов), где
речь идет о решении крайне сложных проблем организации, когда дела пошли совсем плохо и нужен комплекс мер, который позволил бы ликвидировать «очаги заболевания»;
Реинжиниринг развития (совершенствование бизнес-процессов), который применим тогда,
когда дела у организации идут в целом неплохо, но ухудшилась динамика развития, стали опережать конкуренты. Реинжиниринг развития может привести к заметному улучшению, однако всего лишь «приростному» по отношению к существующему уровню ведения бизнеса.
Задачи реинжиниринга включают объединение информационных ресурсов структурных подразделений компании и создание интегрированной корпоративной ИС управления, функционирующей в реальном масштабе времени, базирующейся на объективных данных о финансовых и материальных потоках по всем сферам хозяйственной деятельности фирмы, обеспечивающей общее снижение затрат и имеющей возможность гибкого реагирования на изменения рыночной ситуации.
Основные этапы и принципы реинжиниринга
I. Формируется желаемый образ фирмы. Формирование будущего образа происходит в рамках разработки стратегии фирмы, ее основных ориентиров и способов их достижения.
II. Создается модель реального или существующего бизнеса фирмы. Здесь воссоздается (реконструируется) система действий, работ, при помощи которых компания реализует свои цели. Производится детальное описание и документация основных операций компании, оценивается их эффективность.
III. Разрабатывается модель нового бизнеса. Происходит перепроектирование текущего бизнеса - прямой реинжиниринг.
Для создания модели обновленного бизнеса осуществляются следующие действия:
Перепроектируются выбранные хозяйственные процессы.;
Формируются новые функции персонала.;
Создаются ИС, необходимые для осуществления реинжиниринга: определяется оборудование
и программное обеспечение, формируется специализированная информационная система бизнеса.;
Производится тестирование новой модели — ее предварительное применение в ограничен-
ном масштабе.
IV. Внедрение модели нового бизнеса в хозяйственную реальность фирмы. Все элементы новой модели бизнеса воплощаются на практике. Здесь важна умелая состыковка и переход от старых процессов к новым, так, чтобы исполнители процессов не ощущали дисгармонии рабочей обстановки и не переживали состояние рабочего стресса.
Главной целью бизнес - реинжиниринга является резкое ускорение реакции предприятия на изменения в требованиях потребителей (или на прогноз таких изменений) при многократном снижении затрат всех видов.
Перечислим базовые принципы, положенные в основу реинжиниринга бизнес - процессов:
Несколько рабочих процедур объединяются в одну.
Исполнители принимают самостоятельные решения.
Шаги процесса выполняются в естественном порядке.
Процессы имеют различные варианты исполнения.
Работа выполняется в том месте, где это целесообразно.
Уменьшается количество проверок и управляющих воздействий.
Минимизируется количество согласований.
«Уполномоченный» менеджер обеспечивает единую точку контакта. «Уполномоченный» ме-
неджер играет роль буфера между сложным процессом и заказчиком.
Преобладает смешанный централизованно/децентрализованный подход.
Последствия реинжиниринга бизнес-процессов:
Переход от функциональных подразделений к командам процессов.
Работа исполнителя изменяется от простой к многоплановой.
Требования к работникам изменяются: от контролируемого исполнителя предписанных зада-
ний к принятию самостоятельных решений.
Изменяются требования к подготовке сотрудников: от курсов обучения к образованию.
Изменяется оценка эффективности работы и оплаты труда: от оценки деятельности к оценке
результата.
Критерий продвижения в должности изменяется: от эффективности выполнения работы к спо-
собности выполнять работу.
Изменяется цель исполнителя: от удовлетворения потребностей начальника к удовлетворению
потребностей клиентов.
Функции менеджеров изменяются от контролирующих к тренерским.
Организационная структура меняется от иерархической к более «плоской».
Административные функции изменяются от секретарских к лидирующим.
Известен опыт большинства американских корпораций, которые, не выдержав конкуренции со
стороны японских предприятий, находились в глубочайшем кризисе. С тех пор большинство из них смогли перестроиться и восстановить свою конкурентоспособность. Одним из приемов, которым они пользовались, был реинжиниринг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.