Выполнил:
учитель ОБЖ
МБОУ «Ташлинская СОШ»
Емельянов Владимир
Сергеевич
с. Ташла
2016г. Возрастные особенности работоспособности.
Методы оценки напряжения и утомления
Интегральным показателем организма, его изменений является работоспособность. Динамика
работоспособности позволяет увидеть, какой ценой достигается тот или иной педагогический
результат. .
Существуют общие закономерности динамики работоспособности. Она делится на
несколько периодов: врабатывание, устойчивый период , предутомление и утомление.
Схематически кривую работоспособности можно представить следующим образом:
В период врабатывания происходит постепенное повышение работоспособности.
Работоспособность пока неустойчива, эффективность ее невысока.
Устойчивый период (оптимум) – это время, когда организм работает наиболее эффективно в
оптимальном режиме.
Предутомление Ребенок еще может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения.
Утомление – . Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается
работоспособность).
Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания,
снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок,
нарушение координации движений.
Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене
деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в процессе учебных занятий рекомендуется
проводить физкультминутки, они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение,
позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.
Рациональная организация учебных занятий сокращает период врабатывания, способствует
удлинению периода оптимальной работоспособности и отодвигает, делает менее
выраженным утомление.
Общие закономерности динамики работоспособности четко проявляются на протяжении урока, в
течение учебного дня и в течение учебного года.
Желание учителя повысить эмоциональность урока, изменить форму работы, переключить внимание
учащихся можно реализовать с помощью различных технических средств – компьютера, телевидения,
кинофильмов, диафильмов, звукозаписи. Но все хорошо в меру, и если на одном уроке учитель
пытается использовать все сразу или в течение целого урока «крутит» фильм, то ожидаемого эффекта не будет. Применение технических средств создает повышенную нагрузку на центральную нервную
систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, поэтому длительное использование этих
технических средств, а также частое переключение с одного на другое сильно утомляет детей..
При планировании учебных занятий необходимо помнить, что в каждой деятельности, в том числе и
учебной, есть некий (к сожалению, трудно определяемый) уровень эмоционального напряжения, при
котором выполнение деятельности эффективно. Слабые и умеренные эмоции (хотя прогнозировать их
воздействие пока тоже невозможно, ведь то, что может быть слабым фактором для одного ребенка,
для другого будет чересчур сильным) являются организующими, а сильные – дезорганизующими. И
если сказка, рассказанная на уроке ОБЖ для разрядки, у детей вызвала чересчур сильные эмоции, то
запомнится сказка, а не то, что «проходили» на уроке. Трудность еще и в том, что
психоэмоциональное напряжение быстро истощает организм и приводит к падению
работоспособности.
Однако резкое падение работоспособности и утомительность урока не всегда связаны с его
трудностью. Многое зависит от уровня и методики преподавания, подготовленности ученика.
Хорошо бы, конечно, дать табличку трудности уроков и их утомительности, а к ней приложить еще
одну – с готовыми рецептами их ликвидации. Увы, в педагогике, в отличие от медицины, нет готовых
рецептов, да и попытки определить степень трудности уроков, оценивая их влияние на организм
учащихся, оказались неудачными. На одном и том же уроке разные дети утомляются поразному (об
индивидуальных особенностях динамики работоспособности мы еще расскажем). А значит, понятия
«трудность урока» и «утомительность урока» неоднозначны. Цель: создание условий для формирования у “учащихся” системы научных знаний о здоровье.
Задачи:
1. Образовательная – освоить основные понятия здоровья, ЗОЖ.
2. Воспитательная – содействовать формированию положительной “Я– концепции”;
воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
3. Развивающая – способствовать развитию творческих способностей, память, внимание,
познавательный интерес.
Оборудование: воздушный шарик, листы бумаги, фломастеры, изображение модели здоровья в виде
цветка, цветная бумага, ножницы, клей, доска, мел, аудиозапись, оборудование мультимедиа:
Организационный этап:
Ход урока
Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки <Слайд 1>.
Актуализация первичного опыта учащихся:
Мотивация. При помощи воздушного шарика, который перекидывают друг другу выяснить,
что является главным в жизни каждого в данном классе. (Варианты ответов).
Обсудить проблему. – Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?
(Варианты ответов).
Принятие решения. – Без здоровья очень трудно достичь чеголибо, поэтому оно является –
одним из главных жизненных ценностей человека.
Изучение нового материала:
1. Совместное целеполагание.
Учитель обращает внимание коллег на тему урока, записанную на доске. <Слайд 2>.
– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов).
– Сегодня мы выясним, из чего же складывается здоровье людей. <Слайд 3>.
– Тема здоровья волновала людей всегда. <Слайды 4,5,6>.
Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является тема здоровья. Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и
полезными членами общества, государства, становятся личной трагедией и трагедией семьи. Все мы
прекрасно понимаем, что здоровье надо беречь – этому нас учат в школе. Но не все понимают, что
здоровье – это не только отсутствие болезней, а поэтому, нарушая общечеловеческие, духовные,
нравственные и иные законы, попадают в ситуацию, когда и физическое здоровье уже начинает
утрачивать смысл. Почему так получается? Может мы, чегото недопонимаем? Какой смысл мы
вкладываем в понятие “Здоровье”?
2. Эстафета двух групп у доски.
Задание на ассоциации <Слайд 7>:
На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека
здоровым.
З
Д
О
Р
О
В
Ь
Е
Задор
Движение
Оптимизм, образ
жизни
Радость
Образованность
Восторг
Единство души и тела
– Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов).
Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а
не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.). <Слайд 8>.
3. Изучение понятия “Здоровье”.
Учитель предлагает модель здоровья в виде цветка, <Слайд 9>, соотносит её с записями на доске и
говорит о взаимосвязи всех аспектов здоровья. <Слайд 10>.
Физическое здоровье – естественное состояние организма, когда все показатели деятельности
органов и систем соответствуют полу и возрасту.
Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается:
как мы получаем информацию, знание того, где можно её получить и как использовать;
умение извлечения знаний из самых разнообразных источников и использование их для принятия решения касающееся своего организма.
Эмоциональный аспект здоровья означает:
понимание своих чувств и умение выражать их;
знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства
в форме понятной для других;
уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.
Социальный аспект здоровья подразумевает:
осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с
окружающими;
понимание того, что действительно важно для нас в отношении с друзьями, родными,
приятелями и другими людьми, с которыми нам приходится общаться;
развитие в себе навыков ЗОЖ и тех, которые помогают в общении с людьми.
Личностный аспект здоровья означает:
осознание себя в качестве личности;
развитие “Я – концепции ” человека;
стремление к достижениям;
понимание того, подразумевается под успехом;
самореализация в работе, учёбе, семье, обществе.
Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения.
Духовный аспект здоровья: отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, что
мы более всего ценим). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности,
позволяющий нам понять остальные 5 аспектов здоровья и составить своё отношение к ним.
Класс делится на 6 команд (по количеству аспектов здоровья), которые получают задания:
доказать, почему именно данный аспект здоровья, является наиболее важным для человека?
Объяснить почему. Ответ начинать словами: “Считаем, что самая главная составляющая
здоровья – это…”. <Слайд 11>.
/Во время групповой работы звучит спокойная мелодия/
(Варианты ответов, в которых, участники групп имеют возможность выразить своё мнение, проявить
самостоятельность).
– Считаем, что в человеке все должно быть развито гармонично, потому что все важно, а если какая
то составляющая не развита, то этот человек неполноценный, то есть инвалид. Можно ли здоровьем
назвать просто отсутствие болезней?
– В настоящее время понятие здоровья трактуется более широко, нежели раньше.
Вывод: “Здоровье” понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на
друга аспектов: физического, эмоционального, и интеллектуального, социального, личностного и
духовного. <Слайд 12>. 4. Понятие ЗОЖ.
– Что называется Здоровым Образом Жизни? ( Образ жизни человека, его поведение и мышление,
которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни). <Слайд
13>.
Работа в группах. Создание аппликации “Свое понимание ЗОЖ”. <Слайд 14>.
– Из чего складывается ЗОЖ человека? Пожалуйста, подумайте и запишите ваши определения на
шариках. Вы работаете в группе. На обдумывания три минуты. (Участники команд записывают свои
определения на шариках, прикрепляют и оформляют аппликацию).
Презентации работ групп.
5. Физкультурная пауза (индивидуальная работа).
А. Гимнастика для глаз <Слайд 15>.
Б. “Календарь радости”. <Слайд 16>.
Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа “голодает”.
Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, “покупать” для нее “продукты” — хорошие
впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое. Сегодня мы сделаем первый шаг на свою
“душевную кухню” — научимся “готовить” РАДОСТЬ. В жизни каждый день случаются
прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки.
Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, У него все получается. Его все любят. Но мы
обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим
чувствам и подавляем добрые. Изза этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы
стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни.
В этом нам поможет “Календарь радости”. Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все
радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или
ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или
мечта! Это будет первым шагом в вашем календаре радости, который поможет вам быть радостными
и счастливыми.
В. Потягивание, “встряхивание” кистей рук.
6. Собрать пословицу (Работа в группах)
Пожалуйста, соберите известные пословицы и поговорки о здоровье. Пословица “разрезана” на
отдельные слова. На обдумывание – две минуты.
1. “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все
потерял”.
2. “Здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать”. <Слайд
17>.
– Какие высказывания о здоровье вам еще известны? Пословицы о здоровье:
1. “Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать”.
2. “Нет больше богатства, чем наше здоровье!”
3. “Со спортом дружить – сильными быть”.
4. “Здоровыми быть – горе забыть”.
Здоровье – дороже золота. (В. Шекспир). <Слайд 18>.
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр).
Здоровье – это единственная драгоценность. (Монтель).
– Вы согласны с такими высказываниями? Почему?
– А как вы заботитесь о своем здоровье?
Закрепление материала. Тест “Оцени себя сам” <Слайд 19>.
Я читаю предложение. Если оно подходит к вам, ставьте +, если нет
1. Я никогда не курю.
2. Я всегда завтракаю.
3. Я ем не спеша.
4. Я не переедаю.
5. Я никогда не злоупотребляю алкоголем.
6. Я сплю не менее 8 часов в сутки.
7. Я поддерживаю нормальную массу тела.
8. Я знаю показатели своего здоровья.
9. Я ежедневно хожу пешком.
10. Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя.
Посчитайте, сколько вы набрали +, <Слайд 20>:
Если вы набрали 109 – вы хорошо заботитесь о своем здоровье, МОЛОДЦЫ!
78 – Вы чтото не умеете делать? Дайте себе слово, что обязательно научитесь, и будете выполнять.
Посещайте спортивные секции, больше гуляйте.
Подведение итогов.
Завершение занятия. Рефлексия. Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне
сегодня...” <Слайд 21>.
Упражнение “Чемодан пожеланий”. Участникам мастер – класса предлагается высказать
пожелания всем. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и могут
быть адресованы конкретному человеку. <Слайд 22>.
Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке. <Слайд 23>.
Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"
Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"
Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"
Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"
Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"
Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"
Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"
Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"
Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"
Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.