Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"
Оценка 5

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
ОБЖ
9 кл
10.02.2017
Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"
конспект мастер - класса ОБЖ .doc
Выполнил:                                                             учитель ОБЖ                                                                                     МБОУ «Ташлинская СОШ»                                                                                                      Емельянов Владимир                                                         Сергеевич                              с. Ташла 2016г. Возрастные особенности работоспособности. Методы оценки напряжения и утомления Интегральным показателем организма, его изменений является работоспособность. Динамика  работоспособности позволяет увидеть, какой ценой достигается тот или иной педагогический  результат. .  Существуют общие закономерности динамики работоспособности. Она делится на  несколько периодов: врабатывание, устойчивый период , предутомление и утомление.  Схематически кривую работоспособности можно представить следующим образом:  В период врабатывания происходит постепенное повышение работоспособности.  Работоспособность пока неустойчива, эффективность ее невысока.  Устойчивый период (оптимум) – это время, когда организм работает наиболее эффективно в  оптимальном режиме. Предутомление  Ребенок еще может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Утомление – . Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается  работоспособность).  Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания,  снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок,  нарушение координации движений.  Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене  деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в процессе учебных занятий рекомендуется  проводить физкультминутки, они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение,  позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.  Рациональная организация учебных занятий сокращает период врабатывания, способствует  удлинению периода оптимальной работоспособности и отодвигает, делает менее  выраженным утомление.  Общие закономерности динамики работоспособности четко проявляются на протяжении урока, в  течение учебного дня и в течение учебного года.  Желание учителя повысить эмоциональность урока, изменить форму работы, переключить внимание  учащихся можно реализовать с помощью различных технических средств – компьютера, телевидения,  кинофильмов, диафильмов, звукозаписи. Но все хорошо в меру, и если на одном уроке учитель  пытается использовать все сразу или в течение целого урока «крутит» фильм, то ожидаемого эффекта не будет. Применение технических средств создает повышенную нагрузку на центральную нервную  систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, поэтому длительное использование этих  технических средств, а также частое переключение с одного на другое сильно утомляет детей..  При планировании учебных занятий необходимо помнить, что в каждой деятельности, в том числе и  учебной, есть некий (к сожалению, трудно определяемый) уровень эмоционального напряжения, при  котором выполнение деятельности эффективно. Слабые и умеренные эмоции (хотя прогнозировать их воздействие пока тоже невозможно, ведь то, что может быть слабым фактором для одного ребенка,  для другого будет чересчур сильным) являются организующими, а сильные – дезорганизующими. И  если сказка, рассказанная на уроке ОБЖ для разрядки, у детей вызвала чересчур сильные эмоции, то  запомнится сказка, а не то, что «проходили» на уроке. Трудность еще и в том, что  психоэмоциональное напряжение быстро истощает организм и приводит к падению  работоспособности.  Однако резкое падение работоспособности и утомительность урока не всегда связаны с его  трудностью. Многое зависит от уровня и методики преподавания, подготовленности ученика.  Хорошо бы, конечно, дать табличку трудности уроков и их утомительности, а к ней приложить еще  одну – с готовыми рецептами их ликвидации. Увы, в педагогике, в отличие от медицины, нет готовых  рецептов, да и попытки определить степень трудности уроков, оценивая их влияние на организм  учащихся, оказались неудачными. На одном и том же уроке разные дети утомляются по­разному (об  индивидуальных особенностях динамики работоспособности мы еще расскажем). А значит, понятия  «трудность урока» и «утомительность урока» неоднозначны. Цель: создание условий для формирования у “учащихся” системы научных знаний о здоровье. Задачи: 1. Образовательная – освоить основные понятия здоровья, ЗОЖ. 2. Воспитательная – содействовать формированию положительной “Я– концепции”;  воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.  3. Развивающая – способствовать развитию творческих способностей, память, внимание,  познавательный интерес. Оборудование: воздушный шарик, листы бумаги, фломастеры, изображение модели здоровья в виде  цветка, цветная бумага, ножницы, клей, доска, мел, аудиозапись, оборудование мультимедиа:  Организационный этап:  Ход урока Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки <Слайд 1>.  Актуализация первичного опыта учащихся:   Мотивация. При помощи воздушного шарика, который перекидывают друг другу выяснить,  что является главным в жизни каждого в данном классе. (Варианты ответов).   Обсудить проблему. – Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей? (Варианты ответов).   Принятие решения. – Без здоровья очень трудно достичь чего­либо, поэтому оно является –  одним из главных жизненных ценностей человека. Изучение нового материала: 1. Совместное целеполагание.  Учитель обращает внимание коллег на тему урока, записанную на доске. <Слайд 2>.  – О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов).  – Сегодня мы выясним, из чего же складывается здоровье людей. <Слайд 3>.  – Тема здоровья волновала людей всегда. <Слайды 4,5,6>. Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является тема здоровья. Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и  полезными членами общества, государства, становятся личной трагедией и трагедией семьи. Все мы  прекрасно понимаем, что здоровье надо беречь – этому нас учат в школе. Но не все понимают, что  здоровье – это не только отсутствие болезней, а поэтому, нарушая общечеловеческие, духовные,  нравственные и иные законы, попадают в ситуацию, когда и физическое здоровье уже начинает  утрачивать смысл. Почему так получается? Может мы, чего­то недопонимаем? Какой смысл мы  вкладываем в понятие “Здоровье”?  2. Эстафета двух групп у доски.  Задание на ассоциации <Слайд 7>:  На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека  здоровым. З Д О Р О В Ь Е Задор Движение Оптимизм, образ  жизни Радость Образованность Восторг ­­­­­­­­­­­ Единство души и тела – Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов).  Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.). <Слайд 8>.  3. Изучение понятия “Здоровье”.  Учитель предлагает модель здоровья в виде цветка, <Слайд 9>, соотносит её с записями на доске и  говорит о взаимосвязи всех аспектов здоровья. <Слайд 10>.  Физическое здоровье – естественное состояние организма, когда все показатели деятельности  органов и систем соответствуют полу и возрасту.  Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается:    как мы получаем информацию, знание того, где можно её получить и как использовать; умение извлечения знаний из самых разнообразных источников и использование их для принятия решения касающееся своего организма. Эмоциональный аспект здоровья означает:    понимание своих чувств и умение выражать их;  знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме понятной для других;  уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет. Социальный аспект здоровья подразумевает:    осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с  окружающими; понимание того, что действительно важно для нас в отношении с друзьями, родными,  приятелями и другими людьми, с которыми нам приходится общаться; развитие в себе навыков ЗОЖ и тех, которые помогают в общении с людьми. Личностный аспект здоровья означает:      осознание себя в качестве личности; развитие “Я – концепции ” человека; стремление к достижениям; понимание того, подразумевается под успехом; самореализация в работе, учёбе, семье, обществе. Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения. Духовный аспект здоровья: отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, что  мы более всего ценим). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности,  позволяющий нам понять остальные 5 аспектов здоровья и составить своё отношение к ним. Класс делится на 6 команд (по количеству аспектов здоровья), которые получают задания:  доказать, почему именно данный аспект здоровья, является наиболее важным для человека?  Объяснить почему. Ответ начинать словами: “Считаем, что самая главная составляющая  здоровья – это…”. <Слайд 11>.  /Во время групповой работы звучит спокойная мелодия/ (Варианты ответов, в которых, участники групп имеют возможность выразить своё мнение, проявить  самостоятельность). – Считаем, что в человеке все должно быть развито гармонично, потому что все важно, а если какая­ то составляющая не развита, то этот человек неполноценный, то есть инвалид. Можно ли здоровьем  назвать просто отсутствие болезней? – В настоящее время понятие здоровья трактуется более широко, нежели раньше. Вывод: “Здоровье” понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на  друга аспектов: физического, эмоционального, и интеллектуального, социального, личностного и  духовного. <Слайд 12>. 4. Понятие ЗОЖ.  – Что называется Здоровым Образом Жизни? ( Образ жизни человека, его поведение и мышление,  которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни). <Слайд  13>.  Работа в группах. Создание аппликации “Свое понимание ЗОЖ”. <Слайд 14>.  – Из чего складывается ЗОЖ человека? Пожалуйста, подумайте и запишите ваши определения на  шариках. Вы работаете в группе. На обдумывания три минуты. (Участники команд записывают свои  определения на шариках, прикрепляют и оформляют аппликацию).  Презентации работ групп. 5. Физкультурная пауза (индивидуальная работа). А. Гимнастика для глаз <Слайд 15>.  Б. “Календарь радости”. <Слайд 16>.  Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа “голодает”.  Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, “покупать” для нее “продукты” — хорошие  впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое. Сегодня мы сделаем первый шаг на свою  “душевную кухню” — научимся “готовить” РАДОСТЬ. В жизни каждый день случаются  прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки.  Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, У него все получается. Его все любят. Но мы  обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим  чувствам и подавляем добрые. Из­за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы  стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни.  В этом нам поможет “Календарь радости”. Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все  радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или  ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или  мечта! Это будет первым шагом в вашем календаре радости, который поможет вам быть радостными  и счастливыми. В. Потягивание, “встряхивание” кистей рук. 6. Собрать пословицу (Работа в группах) Пожалуйста, соберите известные пословицы и поговорки о здоровье. Пословица “разрезана” на  отдельные слова. На обдумывание – две минуты.  1. “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все  потерял”. 2. “Здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать”. <Слайд  17>.  – Какие высказывания о здоровье вам еще известны? Пословицы о здоровье:  1. “Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать”. 2. “Нет больше богатства, чем наше здоровье!” 3. “Со спортом дружить – сильными быть”. 4. “Здоровыми быть – горе забыть”. Здоровье – дороже золота. (В. Шекспир). <Слайд 18>.    Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр).   Здоровье – это единственная драгоценность. (Монтель). – Вы согласны с такими высказываниями? Почему?  – А как вы заботитесь о своем здоровье? Закрепление материала. Тест “Оцени себя сам” <Слайд 19>.  Я читаю предложение. Если оно подходит к вам, ставьте +, если нет ­  1. Я никогда не курю. 2. Я всегда завтракаю. 3. Я ем не спеша. 4. Я не переедаю. 5. Я никогда не злоупотребляю алкоголем. 6. Я сплю не менее 8 часов в сутки. 7. Я поддерживаю нормальную массу тела. 8. Я знаю показатели своего здоровья. 9. Я ежедневно хожу пешком. 10. Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя. Посчитайте, сколько вы набрали +, <Слайд 20>:  Если вы набрали 10­9 – вы хорошо заботитесь о своем здоровье, МОЛОДЦЫ! 7­8 – Вы что­то не умеете делать? Дайте себе слово, что обязательно научитесь, и будете выполнять.  Посещайте спортивные секции, больше гуляйте. Подведение итогов. Завершение занятия. Рефлексия. Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне  сегодня...” <Слайд 21>.  Упражнение “Чемодан пожеланий”. Участникам мастер – класса предлагается высказать  пожелания всем. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и могут  быть адресованы конкретному человеку. <Слайд 22>.  Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке. <Слайд 23>.

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"

Конспект мастер - класс по основам безопасности жизнедеятелтности "Диагностика работоспособности учащихся в течении учебного дня"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017