Конспект логопедического занятия
«Дифференциация звуков и букв ПБ»
(учащиеся 2го класса, имеющих логопедическое заключение:
ОНР III уровня)
Цели:
1. Образовательные:
уточнение навыка правильного произношения звуков [б] и [п] в слогах,
словах и предложениях;
формирование умения различать звуки [б] и [п] в слогах, словах и
предложениях;
совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа и синтеза,
развитие фонематического восприятия;
развитие темпоритмической стороны речи
2. Коррекционноразвивающие:
развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания,
памяти, способности к переключению;
совершенствование навыка составления связного высказывания.
3. Воспитательные:
воспитание наблюдательности и интереса к чтению.
воспитание усидчивости и самоконтроля за речью.
Оборудование: тетради, зеркала индивидуальные, изображение Буратино и его
портфеля, звуковые линейки, схемы для характеристики звуков, образцы
написания букв Б и П, рисунки с изображением белки и перекладины , карточки с
индивидуальными заданиями, мяч.
План занятия:
I.
II.
Организационный момент.
Определение темы занятия детьми:
1. Речевая зарядка.
2. Работа по теме занятия:
выделение звуков (работа с индивидуальными карточками),
характеристика и сравнение звуков по артикуляции (работа с
индивидуальными зеркалами и графическими схемами),
III. Основная часть
1. дифференциация звуков в слогах: игра «Тымне, ятебе»
2. дифференциация звуков в словах:
игра «Кто больше?»
выделение звуков БП в словах (работа со звуковой линейкой)
дифференциация звуков в предложении: составление предложения по опорным словам
графическая запись составленного предложения (работа со схемой
предложения в тетради)
IV. Физминутка «Помощники»
сопоставление звуков с буквами БП
упражнение «Подбери букву»
упражнение «Найди буквы» работа по карточкам
Итог занятия.
V.
Ход занятия:
Организационный момент.
I.
Ребята, здравствуйте.
1,2,3,4,5 – будем мы сейчас опять (учащиеся хлопают в ладоши)
Смотреть, слушать, рассуждать, (учащиеся указывают на глаза, уши и голову)
Но друг другу не мешать! («грозят» указательным пальцем)
Говорить мы будем четко, внятно,
Чтобы было всем понятно!
Мы с вами начинаем наше занятие, а значит, вам нужно быть внимательными,
чтобы хорошо и правильно отвечать и работать. Сегодня к нам в гости пришел
самый любопытный и веселый сказочный герой с длинным носом. Кто это?
(Буратино). Верно. Он, как и вы, очень хотел попасть в школу, чтобы научиться
правильно писать и читать. Давайте поможем ему подготовиться к школе. У
него есть портфель, а ваши знания помогут Буратино узнать, что еще нужно
уметь делать в школе.
А начнем мы наше занятие с зарядки, только не с обычной, а с речевой.
1. Речевая зарядка – проговаривание слоговых рядов в заданном ритмическом
рисунке: БАМ – БАМБАМ; ПКАПКАПКА; БУМБАМБОМ; ПАКПАК
ПАКПАК;
Какие звуки повторялись в зарядке чаще всего? (звуки Б – П). Значит, мы с
вами сегодня на занятии научимся правильно произносить эти звуки, находить
их в слогах, словах и предложениях. А заодно познакомим Буратино с тем, что
ученики делают в школе. Может быть, научим Буратино их различать?
2. Выделение начальных звуков в словах (работа по индивидуальным
карточкам). По первым звукам в словах ученики составляют слово.
Давайте выполним первое задание и поможем Буратино отгадать слова,
которые зашифрованы на карточках. ПОЧКА
БОЧКА
У вас получились слова «БОЧКА» «ПОЧКА». В каком слове мы слышим звук
Б? А в каком звук П? Характеристика звуков по артикуляции (перед индивидуальными зеркалами):
губы сначала сомкнуты, а затем под напором воздуха открываются; зубы
разомкнуты;
кончик языка у нижних зубов.
в образовании звука [б] участвует голос, поэтому голосовые связки вибрируют.
Если ладонь приложить к горлышку – чувствуется вибрация.
в образовании звука [п] голосовые связки не вибрируют.
А теперь мы составим схему для описания каждого звука на доске. Учащиеся
по очереди выходят к доске, с помощью графических символов выкладывают
схему характеристики звука.
Б – согласный, глухой, твердый.
П – согласный, звонкий, твердый.
(сравнительная характеристика звуков)
III.Основная часть:
1. Дифференциация звуков в слогах – игра «Тымне, я –тебе». Один ученик
называет слоги со звуком П, перебрасывает мяч другому. Второй ученик
заменяет звук в слове на Б, проговаривает слог.
2. Дифференциация звуков в словах игра «Кто больше?» учащиеся называют
слова со звуками БП. (на доске фигурки мальчиков)
Ребята. У Буратино есть друзья – Паша и Боря. Давайте устроим
соревнования, кто больше назовет слов для Паши и Бори.
А теперь в одном из слов мы определим место звука Б и П с помощью
звуковой линейки (работа со звуковой линейкой ).
3. Дифференциация звуков в предложении: каждый ученик составляет
предложение с заданной картинкой – «пальто» и «буквы».
Затем в тетради записывают графическую схему предложения, определяют,
в каких словах они услышали звуки БП.
IV. Физминутка «Помощники»
Правая и левая водят поезда,
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать,
Правая и левая могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь,
Руки так устали...
Правая и левая спят на одеяле.
Чем отличаются звук и буква:
Вспомните, звуки мы …. произносим и
слышим /схема на доске/ А буквы мы ….видим, пишем и читаем.
Какими буквами обозначаются звуки БП? /буквами БП/ изображение на
доске
На что похожи буквы Б и П?
Продолжаем играть. Теперь Буратино предлагает вам прочитать слова,
в которых могут стоять буквы БП. Подумайте и прочитайте. Какие слова
получатся.
На доске логопед вывешивает карточки со словами, ученики подходят к
доске, вставляют буквы и читают слова.
. ОК
. ОЛ
СУ .
ЗУ . Ы
О . ОИ
. ЛИНЫ
ТА . ОЧКИ
. ОЛЬШОЙ
. УДКА
КА . ЛИ
ХЛО . ОК
. ЛАТОК
. АЛЬТО
. АНТИК
ТО . ОР
Я . ЛОКО
Упражнение «Найди букву» (работа по карточкам) ученики находят буквы Б
П. Букву Б нужно обвести в кружок, а букву П – в квадрат. V.Итог занятия.
Ребята, кому вы помогали сегодня на занятии?
Какие звуки вы научились различать? Чем они отличаются?
Что вы делали, чтобы помочь Буратино стать школьником?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Отметить работу детей.
Конспект на тему: "Дифференциация звуков и букв Б-П" (2 класс)
Конспект на тему: "Дифференциация звуков и букв Б-П" (2 класс)
Конспект на тему: "Дифференциация звуков и букв Б-П" (2 класс)
Конспект на тему: "Дифференциация звуков и букв Б-П" (2 класс)
Конспект на тему: "Дифференциация звуков и букв Б-П" (2 класс)
Конспект на тему: "Дифференциация звуков и букв Б-П" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.