Конспект НОД "Образы птиц в народном фольклоре" (ДОУ, 3- 4 года)
Оценка 5
Мероприятия
doc
воспитательная работа
Детсад
27.02.2018
Цели и задачи: Углубить знания воспитанников об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.
1. Обучать самостоятельному изображению сказочной птицы на основе переработки реальной формы в декоративную.
2. Воспитывать у детей чувство духовной близости с родной природой, бережного отношения к ней.
3. Развивать эстетические чувства детей через инсценировку русской народной сказки, игру и хоровод; совершенствовать приемы кистевой росписи при изображении птиц в хохломском народном промысле.
Конспект НОД.doc
Конспект непосредственнообразовательной деятельности
Воспитатель
Нефтеюганского районного муниципального образовательного бюджетного учреждения
«Сингапайская СОШ»
Глушкова Ольга Валерьевна
Тема: «Образ птицы в народном фольклоре»
Группа: 34 года
Продолжительность: 15 минут
Место проведения: групповая комната
Дата проведения: 29 марта 2017 г.
Цели и задачи: Углубить знания воспитанников об образе птицы через ознакомление с
различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи,
как вида народного промысла.
1. Обучать самостоятельному изображению сказочной птицы на основе
переработки реальной формы в декоративную.
2. Воспитывать у детей чувство духовной близости с родной природой,
бережного отношения к ней.
3. Развивать эстетические чувства детей через инсценировку русской
народной сказки, игру и хоровод; совершенствовать приемы кистевой
росписи при изображении птиц в хохломском народном промысле.
Зрительный ряд: Образцы и репродукции искусства Хохломы с изображением птиц.
Учебные таблицы для практической работы учащихся.
Музыкальный ряд: аудиозапись А.Барков «Голоса весеннего леса», русская народная
песня «Прилетели к нам все пташечки»
Литературный ряд: русская народная сказка «Суд птиц», старинный сказ «Птицы на
море»
Оборудование: гуашь, кисти, заготовки для выполнения росписи.
Ход урока.
Вступительное слово.
Воспитатель:
Слетелись в нашу горницу чудоптицы!
Расселись на золотых ветках, сверкают огненным оперением,
Клюют красну ягоду!
Чудоптица, Жар птица нашла своё отражение в искусстве
Хохломских мастеров.
(Обзор представленных изделий хохломских мастеров панно, скобкарь, репродукции)
Обратите внимание, ребята, в каком месте находится изображение птицы? (в центре,
в окружении растительного орнамента)
Тем самым художники Хохломы хотели подчеркнуть важность и значимость птицы в
гармоничном сочетании с окружающей природой.
Посмотрите на окраску птиц! Какие цветовые оттенки преобладают? Ответы воспитанников: Желтый, оранжевый, красный теплые тона.
Воспитатель: За что любят птиц народные мастера и уделяют такое большое внимание
их изображению в своих росписях?
Ответы воспитанников: За красоту оперения, за звонкие трели, за высоту полёта.
Воспитатель: А какая птица пылает огненным жаром, отличается золотым оперением?
Ответы воспитанников: Жарптица!
Воспитатель: Этим удивительным Жарптицам мы и посвящаем наше необычное
занятие.
Звучат в аудиозаписи голоса птиц весеннего леса.
Воспитатель: (на фоне аудиозаписи) Слетелись птицы и наполнили апрельский лес и
дол своим многоголосным пением. И не случайно. Ведь месяц апрель в народном
календаре – птичий месяц. А почему он так назван?
Ответы воспитанников: Апрель месяц возвращения перелётных птиц на родину.
Воспитатель: Какие птицы прилетают в апреле?
Ответы воспитанников: Трясогузки, журавли, гуси, овсянки, чибисы.
Воспитатель: Какой день апреля в народном календаре связан с образом птиц?
Ответы воспитанников: Благовещение. Отпущение птиц на волю.
Воспитатель: Что делают птицы, прилетев на Русь?
Ответы воспитанников: Вьют гнёзда, откладывают яйца.
Воспитатель: А вот как об этом рассказывается в русской народной сказке «Суд птиц».
Инсценировка русской народной сказки «Суд птиц»
Воспитатель: В сказках, песнях народ давал звания птицам. Кем был в сказке Орел?
(судьёй)
Воробей? (послом)
Воспитатель: Послушайте старинный сказ и обратите внимание как чётко называли
наши предки птиц за их службу, за их характерные особенности.
Звучит старинный сказ «Птицы на море»
Воспитатель: Теперь вы, ребята, знаете кто из птиц за морем больший, кто из птиц за
морем меньший, какая птица на море в работе, какая птица на море в прекрасе.
А какая птица пылает огненным жаром, восхищает взор золотым опереньем? (Жар
птица)
Воспитатель: Ведь не зря на Руси считалось поймать Жарптицу – значит поймать своё
счастье.
Воспитатель: «Говорят будто давнымдавно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок
умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал.
Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать.
Прилетела както к его порогу птица Жар. Он и её угостил. Птица Жар
задела
золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.
Это, конечно, легенда, сказка. Начала золотой росписи ведут от древних мастеров
живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом,
прогревали в печи, и масленая плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и
посуду стали по такому способу золотить».
А теперь посмотрите, ребята, на эти произведения мастеров Хохломы.
Здесь вы видите различную утварь: чашки, солонки, поставцы, супницу, ложки. Все эти
предметы украшены прекрасной росписью, своеобразной и неповторимой. Это –
растительный орнамент. Из чего он состоит?
Ответы воспитанников: состоит из изображения трав, листьев, ягод, цветов.
Воспитатель: Часто художники вводили в роспись и декоративных рыб, насекомых и
птиц.
Но основной элемент хохломской росписи – это «травка» (травный узор), к нему
присоединяются все остальные изображения.
Главные виды росписи – «поверх фона» и «под фон» основаны на противоположных
приёмах использования золотого фона (показ плаката)
Какие основные краски используют в данной росписи?
Ответы воспитанников: золотая, черная, красная.
Воспитатель: Давайте и мы превратимся в мастеровживописцев и выполним
изображение Жар птицы в стиле хохломской росписи.
(Воспитатель объясняет последовательность выполнения практической работы)
На первом этапе выполняем рисунок травного орнамента черной гуашью по
желтому фону.
Затем приступаем к изображению птицы красной краской, передаём общую
форму.
И в конце работы завершаем роспись, изображая детали: ягоды, веточки и
листочки, рисуем у птицы глаза, клюв, хохолок, крылья и хвост, используя
красную и черную краски, характерные для хохломской росписи.
(После объяснения последовательности выполнения задания воспитатель отвечает на
вопросы воспитанников. Затем дети приступают к индивидуальной практической
работе. Особое внимание обращается на то, как дети применяют основные формы
работы кистью, тонким концом кисти и всей её поверхностью. В конце работы
воспитатель проводит анализ 23х рисунков, указывая на достоинства в работе, и не
забывая о недостатках).
Воспитатель: Покажите, ребята, какие у вас получились птицы?
Я благодарю всех вас за добросовестную работу и желаю дальнейших успехов в
изучении народного декоративноприкладного искусства.
Воспитатель: А сейчас со своими Жарптицами сядьте поближе, поднимите их
повыше!
А не хотите ли поиграть в игру с птичкойневеличкой? Игра «Айда, птица! Что за птица?»
Воспитатель: Прилетели к нам все пташечки и позвали нас в хоровод. Саша, заводи!
Русская народная песня «Прилетели к нам все пташечки»
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали на уроке и что особенно запомнилось?
Воспитатель: Да, к нам сегодня хохломские Жарптицы прилетали,
В травном узоре порхали, красну ягоду клевали.
Воспитатель: С нами в игру играли, сказкой забавляли,
В хоровод песней зазывали!
Воспитатель: Прозвенит сейчас звонок,
И окончится урок…
Воспитатель:А мы желаем, чтобы каждый из вас Жарптицу поймал,
И счастье свое не потерял (не растерял)!
Литература:
1. Русская народная живопись. Жегалова С.К. М.,Просвещение.1984
2.Хрестоматия к программе «Преображение». Владимир.1994
4. От зимы до осени. Фольклорный праздник в школе. Составитель Г.Науменко.М.,1979
5.Золотая хохлома. Лыкова И.А.,Карапуз,2009
6.Золотая хохлома. Емельянова Т.М. «ИнтерБук».2001
7. Веселое слово ХОХЛОМА. Яхнин Л.Л. М.,1987 8. Ресурсы интернет.
Конспект НОД "Образы птиц в народном фольклоре" (ДОУ, 3- 4 года)
Конспект НОД "Образы птиц в народном фольклоре" (ДОУ, 3- 4 года)
Конспект НОД "Образы птиц в народном фольклоре" (ДОУ, 3- 4 года)
Конспект НОД "Образы птиц в народном фольклоре" (ДОУ, 3- 4 года)
Конспект НОД "Образы птиц в народном фольклоре" (ДОУ, 3- 4 года)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.