Конспект по литературному чтению "Маршак - критик, поэт, переводчик, редактор". 4 класс
Оценка 4.8

Конспект по литературному чтению "Маршак - критик, поэт, переводчик, редактор". 4 класс

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
чтение
4 кл
21.03.2018
Конспект по литературному чтению "Маршак - критик, поэт, переводчик, редактор". 4 класс
Конспект урока. Предмет: Литературное чтение Тема: С.Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор Тип: Открытие новых знаний УМК: «Школа 2100» Цель урока: раскрыть творчество С.Я. Маршака не только, как детского поэта, но и как талантливого переводчика, редактора и кри-тика. Задачи: 1. Развивать навыки работы над стихотворением, образами героев, выявлением главной мысли; 2. Систематизировать знания детей о творчестве С. Я. Маршака, посредством более углубленного его изучения; 3. Развитие умения в выразительном чтении передавать чувства персонажей и их отношение к событиям и людям; 4. Познакомить детей с творчеством поэтов, стихотворения которых переводил С.Я. Маршак для более точного анализа их произведений
41. Конспеект по Маршаку.docx

Конспект урока.          

             Предмет: Литературное чтение

Тема: С.Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор

Тип: Открытие новых знаний

УМК:  «Школа 2100»         

Цель урока: раскрыть творчество С.Я. Маршака не только, как детского поэта, но и как талантливого переводчика, редактора и критика.

Задачи:

1.      Развивать навыки работы над стихотворением, образами героев, выявлением главной мысли;

2.      Систематизировать знания детей о творчестве С. Я. Маршака, посредством более углубленного его изучения;

3.      Развитие умения в выразительном чтении передавать чувства персонажей и их отношение к событиям и людям;

4.      Познакомить детей с творчеством поэтов, стихотворения которых переводил С.Я. Маршак для более точного анализа их произведений

Краткий словарь: Доныне - до сих пор.

Бездна - пропасть.

Доблесть - отвага, духовное мужество, стойкость, геройство.

Кровля - крыша.

Долина - впадина между горами или холмами.

Поникшие - наклонённые, нагнутые.

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

       I.            Организация начала урока

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

 

- Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Сегодня нас с вами ждет очень интересный урок, но для начала нам нужно проверить то, что вы изучали на прошлом уроке.

 

Приветствуют учителя.

Личностные:

 развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи. 

    II.            Этап проверки домашнего задания

Фронтальный опрос.

- На прошлом уроке вы прочли рассказ Михаила Пришвина и статью Самуила Маршака о творчестве этого писателя. За что ценил Маршак книги Пришвина?

 

 

 

 

 

 

 

- Вспомните, какие произведения С.Я. Маршака вы читали раньше на уроках и самостоятельно?

 

 

 

 

 

- Маршак ценил Пришвина за то, что он сумел найти свою форму выражения мыслей, его краткие записи всегда превращались в лирические стихи, а очерки – в поэмы. Он мог с точностью передать все наблюдения над жизнью природы.

 

 

 

- Стихи, загадки, сказки

Познавательные

умение ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

 III.            Этап подготовки к восприятию

Беседа.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством Самуила Яковлевича Маршака.

- Давайте вспомним, что вы уже знаете о Маршаке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Действительно. Самуил Яковлевич был ещё и замечательным переводчиком, критиком, неутомимым организатором и требовательным наставником. На прошлом уроке вы прочитали его критическую статью о Михаиле Пришвине.

 

 

 

 

 

 

- Маршак написал много стихов для детей. Всю жизнь он был добрым другом детей и замечательным детским писателем. Его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова. Маршак показал, что детскими стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказать занимательные и поучительные истории и сказки, научить мечтать о будущем. Маршак уже в 4 года пробует писать детские стихи. В 12 лет он пишет целые поэмы.

 

 IV.            Открытие новых знаний

 

 

- И сегодня мы с вами познакомимся с его творчеством критика и переводчика

- Критическая статья – это особый жанр, в ней дается анализ всего творчества писателя или отдельных его произведений.

Рассказ о Маршаке-переводчике.

- Маршак-переводчик всегда стремился создать соответствующие русские стихи, которые воспринимаются как оригинальные произведения, звучат по-русски и в то же время остаются английскими. Работая над оригиналом, Маршак всегда старался заглянуть  не только в книгу, но и в жизнь.

 

 

    V.            Этап  самостоятельного восприятия произведения Роберта Бернса «В горах мое сердце»

Чтение стихотворения Роберта Бернса «В горах мое сердце»

- Чтобы нам получше познакомиться с творчеством Маршака- переводчика, откройте учебник на странице 99.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение Роберта Бернса «В горах мое сердце», которое перевел С.Я. Маршак.

 

Предметные:

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения

 VI.            Этап выявления особенностей восприятия (проверка восприятия)

Беседа:

- С чем прощается герой стихотворения?

 

 

 

- Какая строка в стихотворении повторяется? Почему?

 

 

- Герой прощается со своей родиной. Он жил в горах, в лесу, а теперь живет в низине, в городе

 

 

- В стихотворении повторяется строка «В горах мое сердце..» Строка повторяется потому что автор тоскует по своей родине и хочет вернуться обратно.

 

VII.            Этап повторного восприятия (перечитывания)

Самостоятельное чтение детей.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя.

 

Беседа- анализ стихотворения

- Сколько строф в стихотворении?

 

- Почему в первой строфе после первого предложения стоит многоточие?

 

 

- Какими словами автор называет место, где он родился? 

 

 

- По своей ли воле он покинул родной край? 

 

 

- Найдите строчки, из которых видно, что по своей воле герой никогда не покинул бы Родину.

 

 

 

- Какое слово начинает каждую строку в третьей строфе?

 

 

- Чем отличается «Прощайте» от « До свидания»?

 

 

- Что вы можете сказать о 4 строфе?

 

- Как вы думаете, почему автор решил полностью повторить первую строфу в самом конце?

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают стихотворение

 

 

-Четыре строфы

 

 

- Поэт вспоминает, перед глазами проносятся картины прошлого

 

 

- Моя родина, Север, Отечество славы и доблести край

 

- Нет, он «судьбою гоним». Его жизнь так сложилась, что ему пришлось покинуть родину.

 

 

 

- «По белому свету судьбою гоним,

Навеки останусь я сыном твоим..»

- « В горах мое сердце, а сам я внизу»

 

 

- Каждая строчка начинается со слова «Прощайте».

 

 

- Герой не надеется на встречу, он уехал навсегда.

 

- Он полностью соответствует первой.

 

 

 

- Этим поэт подчеркивает, что между ним и его родиной - расстояние, которое никак не преодолеть, это состояние усиливает последняя строка.

Предметные:

осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Личностные:

Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

 

VIII.            Этап  самостоятельного восприятия произведения Редьярада Киплинга «На далекой Амазонке» и повторного восприятия (перечитывания)

Чтение стихотворения Редьярада Киплинга «На далекой Амазонке»

- Давайте переведем следующее стихотворение, которое перевел С.Я. маршак. Это стихотворение Редьярда Киплинга «На далекой Амазонке». Внимательно слушайте меня и следите по тексту.

 

Вопросы на восприятие

- О чем мечтает герой этого стихотворения?

 

 

 

- Чем привлекает героя Бразилия?

 

 

 

Беседа- анализ стихотворения

- Сколько строф в стихотворении?

 

- О чем говорится в первой строфе?

 

 

- О чем говорится во второй строфе?

 

 

- О чем говорится в третьей строфе?

 

 

 

-  О чем говорится в четвертой строфе?

 

 

 

 

 

 

 

- Дети слушают стихотворение

 

 

 

- Герой мечтает попасть в солнечную Бразилию, к далеким берегам,  увидеть невиданных зверей.

 

- Бразилия – солнечная страна, в которой изобилие животных, которых хочет увидеть герой. 

 

 

- В стихотворении 4 строфы

 

- О том, что герой стихотворения никогда не был на Амазонке.

 

- Герой хочет отправится в Бразилию на судне.

 

- В Бразилии очень много интересных животных, которых мы никогда не увидим, если там не побываем.

 

- Герой размышляет о том, сможет ли он за свою жизнь увидеть Бразилию.

Коммуникативные:

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

 IX.            Этап обобщения

Беседа

- Ребята, как вы думаете, что объединяет эти два стихотворения, которые мы с вами только что прочитали?

 

 

 

 

- В чем их главное различие?

 

 

 

– С.Я. Маршак переводил английские и шотландские народные песни и баллады Шекспира, Бернса, Киплинга, Стивенсона, Кэрролла, Милна (с английского), Гейне (с немецкого), Родари (с итальянского), чешскую и латышскую народную поэзию.

 

 

 

 

 

- Они о родной земле и новых землях, неведомых и таинственных, оба текста дают яркое представление об их лирических героях.

 

- Совершенно разное настроение: стихотворение Бернса – прощание, клятва; а Киплинга – мечта.

 

    X.            Подведение итогов

Беседа

-  Для кого переводил стихи разных поэтов С. Маршак?

 

 

- Ребята, вы обратили, наверное, внимание, что в ваших книгах для чтения произведения одного и того же писателя встречаются несколько раз. Например, в первом классе вы читали стихотворения С.Я.Маршака для малышей, во втором – его загадки, стихи, в третьем – стихи и пьему-сказку, в четвертом – отрывки из статей и стихотворные переводы. Все это сделано для того, чтобы у вас сложилось более полное представление о творчестве писателя, чтобы вы увидели насколько оно многогранно.

 

 

 

 

- Маршак переводил свои стихи для детей и взрослых.

 

 XI.            Рефлексия

- Наш урок с вами прошел очень продуктивно. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

- Спасибо за урок. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- До свидания.

 

                                                                            

Оценка:

Методист:

Учитель:


 

Конспект урока.

Конспект урока.

Маршака о творчестве этого писателя

Маршака о творчестве этого писателя

На прошлом уроке вы прочитали его критическую статью о

На прошлом уроке вы прочитали его критическую статью о

I. Этап выявления особенностей восприятия (проверка восприятия)

I. Этап выявления особенностей восприятия (проверка восприятия)

Какое слово начинает каждую строку в третьей строфе? -

Какое слово начинает каждую строку в третьей строфе? -

Чем привлекает героя Бразилия?

Чем привлекает героя Бразилия?

С.Я. Маршак переводил английские и шотландские народные песни и баллады

С.Я. Маршак переводил английские и шотландские народные песни и баллады

I. Рефлексия -

I. Рефлексия -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2018