Конспект урока.
Предмет: Литературное чтение
Тема: С.Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор
Тип: Открытие новых знаний
УМК: «Школа 2100»
Цель урока: раскрыть творчество С.Я. Маршака не только, как детского поэта, но и как талантливого переводчика, редактора и критика.
Задачи:
1. Развивать навыки работы над стихотворением, образами героев, выявлением главной мысли;
2. Систематизировать знания детей о творчестве С. Я. Маршака, посредством более углубленного его изучения;
3. Развитие умения в выразительном чтении передавать чувства персонажей и их отношение к событиям и людям;
4. Познакомить детей с творчеством поэтов, стихотворения которых переводил С.Я. Маршак для более точного анализа их произведений
Краткий словарь: Доныне - до сих пор.
Бездна - пропасть.
Доблесть - отвага, духовное мужество, стойкость, геройство.
Кровля - крыша.
Долина - впадина между горами или холмами.
Поникшие - наклонённые, нагнутые.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Организация начала урока |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Сегодня нас с вами ждет очень интересный урок, но для начала нам нужно проверить то, что вы изучали на прошлом уроке. |
Приветствуют учителя. |
Личностные: развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи. |
II. Этап проверки домашнего задания |
Фронтальный опрос. - На прошлом уроке вы прочли рассказ Михаила Пришвина и статью Самуила Маршака о творчестве этого писателя. За что ценил Маршак книги Пришвина?
- Вспомните, какие произведения С.Я. Маршака вы читали раньше на уроках и самостоятельно? |
- Маршак ценил Пришвина за то, что он сумел найти свою форму выражения мыслей, его краткие записи всегда превращались в лирические стихи, а очерки – в поэмы. Он мог с точностью передать все наблюдения над жизнью природы.
- Стихи, загадки, сказки |
Познавательные умение ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
III. Этап подготовки к восприятию |
Беседа. - Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством Самуила Яковлевича Маршака. - Давайте вспомним, что вы уже знаете о Маршаке?
- Действительно. Самуил Яковлевич был ещё и замечательным переводчиком, критиком, неутомимым организатором и требовательным наставником. На прошлом уроке вы прочитали его критическую статью о Михаиле Пришвине. |
- Маршак написал много стихов для детей. Всю жизнь он был добрым другом детей и замечательным детским писателем. Его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова. Маршак показал, что детскими стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказать занимательные и поучительные истории и сказки, научить мечтать о будущем. Маршак уже в 4 года пробует писать детские стихи. В 12 лет он пишет целые поэмы. |
|
IV. Открытие новых знаний
|
- И сегодня мы с вами познакомимся с его творчеством критика и переводчика - Критическая статья – это особый жанр, в ней дается анализ всего творчества писателя или отдельных его произведений. Рассказ о Маршаке-переводчике. - Маршак-переводчик всегда стремился создать соответствующие русские стихи, которые воспринимаются как оригинальные произведения, звучат по-русски и в то же время остаются английскими. Работая над оригиналом, Маршак всегда старался заглянуть не только в книгу, но и в жизнь. |
|
|
V. Этап самостоятельного восприятия произведения Роберта Бернса «В горах мое сердце» |
Чтение стихотворения Роберта Бернса «В горах мое сердце» - Чтобы нам получше познакомиться с творчеством Маршака- переводчика, откройте учебник на странице 99. - Сейчас я вам прочитаю стихотворение Роберта Бернса «В горах мое сердце», которое перевел С.Я. Маршак. |
|
Предметные: Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения |
VI. Этап выявления особенностей восприятия (проверка восприятия) |
Беседа: - С чем прощается герой стихотворения?
- Какая строка в стихотворении повторяется? Почему? |
- Герой прощается со своей родиной. Он жил в горах, в лесу, а теперь живет в низине, в городе
- В стихотворении повторяется строка «В горах мое сердце..» Строка повторяется потому что автор тоскует по своей родине и хочет вернуться обратно. |
|
VII. Этап повторного восприятия (перечитывания) |
Самостоятельное чтение детей. - Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя.
Беседа- анализ стихотворения - Сколько строф в стихотворении?
- Почему в первой строфе после первого предложения стоит многоточие?
- Какими словами автор называет место, где он родился?
- По своей ли воле он покинул родной край?
- Найдите строчки, из которых видно, что по своей воле герой никогда не покинул бы Родину.
- Какое слово начинает каждую строку в третьей строфе?
- Чем отличается «Прощайте» от « До свидания»?
- Что вы можете сказать о 4 строфе?
- Как вы думаете, почему автор решил полностью повторить первую строфу в самом конце?
|
Дети читают стихотворение
-Четыре строфы
- Поэт вспоминает, перед глазами проносятся картины прошлого
- Моя родина, Север, Отечество славы и доблести край
- Нет, он «судьбою гоним». Его жизнь так сложилась, что ему пришлось покинуть родину.
- «По белому свету судьбою гоним, Навеки останусь я сыном твоим..» - « В горах мое сердце, а сам я внизу»
- Каждая строчка начинается со слова «Прощайте».
- Герой не надеется на встречу, он уехал навсегда.
- Он полностью соответствует первой.
- Этим поэт подчеркивает, что между ним и его родиной - расстояние, которое никак не преодолеть, это состояние усиливает последняя строка. |
Предметные: осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; Личностные: Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
|
VIII. Этап самостоятельного восприятия произведения Редьярада Киплинга «На далекой Амазонке» и повторного восприятия (перечитывания) |
Чтение стихотворения Редьярада Киплинга «На далекой Амазонке» - Давайте переведем следующее стихотворение, которое перевел С.Я. маршак. Это стихотворение Редьярда Киплинга «На далекой Амазонке». Внимательно слушайте меня и следите по тексту.
Вопросы на восприятие - О чем мечтает герой этого стихотворения?
- Чем привлекает героя Бразилия?
Беседа- анализ стихотворения - Сколько строф в стихотворении?
- О чем говорится в первой строфе?
- О чем говорится во второй строфе?
- О чем говорится в третьей строфе?
- О чем говорится в четвертой строфе? |
- Дети слушают стихотворение
- Герой мечтает попасть в солнечную Бразилию, к далеким берегам, увидеть невиданных зверей.
- Бразилия – солнечная страна, в которой изобилие животных, которых хочет увидеть герой.
- В стихотворении 4 строфы
- О том, что герой стихотворения никогда не был на Амазонке.
- Герой хочет отправится в Бразилию на судне.
- В Бразилии очень много интересных животных, которых мы никогда не увидим, если там не побываем.
- Герой размышляет о том, сможет ли он за свою жизнь увидеть Бразилию. |
Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
IX. Этап обобщения |
Беседа - Ребята, как вы думаете, что объединяет эти два стихотворения, которые мы с вами только что прочитали?
- В чем их главное различие?
– С.Я. Маршак переводил английские и шотландские народные песни и баллады Шекспира, Бернса, Киплинга, Стивенсона, Кэрролла, Милна (с английского), Гейне (с немецкого), Родари (с итальянского), чешскую и латышскую народную поэзию.
|
- Они о родной земле и новых землях, неведомых и таинственных, оба текста дают яркое представление об их лирических героях.
- Совершенно разное настроение: стихотворение Бернса – прощание, клятва; а Киплинга – мечта. |
|
X. Подведение итогов |
Беседа - Для кого переводил стихи разных поэтов С. Маршак?
- Ребята, вы обратили, наверное, внимание, что в ваших книгах для чтения произведения одного и того же писателя встречаются несколько раз. Например, в первом классе вы читали стихотворения С.Я.Маршака для малышей, во втором – его загадки, стихи, в третьем – стихи и пьему-сказку, в четвертом – отрывки из статей и стихотворные переводы. Все это сделано для того, чтобы у вас сложилось более полное представление о творчестве писателя, чтобы вы увидели насколько оно многогранно.
|
- Маршак переводил свои стихи для детей и взрослых. |
|
XI. Рефлексия |
- Наш урок с вами прошел очень продуктивно. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. - Спасибо за урок. До свидания.
|
- До свидания. |
|
Оценка:
Методист:
Учитель:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.