Цели :профилактика употребления в речи слов – паразитов,
Задачи:
- формировать представление о языковых нормах ;
- развивать умение правильно строить диалог;
- воспитывать культуру речи.
Форма проведения: познавательное занятие
Ход деятельности
1. Орг. момент
Воспитатель: сегодня наш разговор мне хотелось бы начать с замечательного высказывания, принадлежащего классику русской и мировой литературы – И.С. Тургеневу: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданное нашими предками!»
2. Контроль исходного уровня
Что значит беречь язык? От кого его беречь? Разве у языка есть враги?
Дети: конечно, есть. Это бранные слова, слова – паразиты, хула, матерная брань.
Воспитатель: вы правы, ребята. Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актеры, журналисты, понимаешь, что русский язык как некогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируется из уст людей, которые должны нести культуру «в массы». И оно так заразно, что распространяется ужасной быстротой. И только в наших силах вернуть языку его былую чистоту и красоту. А как это сделать? Начните с себя. Следите за своей речью и речью своих близких. Уважайте язык, на котором говорите. Ведь быть грамотным в выражении своих мыслей – значит быть культурным человеком. Попробуйте для начала избегать употребления слов – паразитов.
Все мы часто слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа, чисто, в принципе, короче и т.д. это и есть слова – паразиты, загрязняющую нашу речь, о человеке, их употребляющем, хочется заметить: «Сказал так много, но ничего не сказал».
Запомните, ребята, все в мире держится на принципе целесообразности, нужно только то, что полезно. Для того, чтобы говорить, человек затрачивает определенное количество энергии. Сколько ее уходит на слова – паразиты? Ученные, конечно, не подсчитывали, но было бы интересно узнать об этом. Может быть, если бы мне не говорили ничего лишнего, жизнь наша стала бы длиннее и уж точно красивее. Может быть, мы могли бы построить дом или нарисовать картину! Как здорово! А вместо этого силы уходят впустую, в никуда! Подумайте об этом.
Попробуйте прямо сейчас начать бороться с микробами в речи.
3. Основная часть
Задание: из предложенного текста (отрывок из «Повести о капитане Копейкине» Н.В. Гоголя) убрать слова – паразиты, сделать вывод об употреблении их в речи. Для чего Н.В. Гоголь использовал их в тексте?
«Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире!
Вдруг перед нами свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете, эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский прешпект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховская, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения, - словом, Семирамида, сударь, да и полно!»
Воспитатель: о чистоте и красоте речи сказано много слов. Давайте обратим внимание на эпиграфы, подобранные к нашему занятию.
Чтение эпиграфов детьми, обсуждение.
4. Контроль достигнутого уровня
- А как вы понимаете афоризмы Шекспира? Как они соотносятся с темой нашего занятия? Во всем ли согласны с автором? Попробуйте придумать свой афоризм о чистоте языка.
Работа в группах.
Афоризмы Шекспира:
• А многословие – бренные прикрасы.
• Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово.
• Слова – всегда слова.
• Успех острого слова зависит более от уха слушающего, чем от языка говорящего.
5. Подведение итога
Воспитатель: мне хотелось привести вам еще один афоризм Шекспира: «Какая забавная штука – человек. Когда он одевает камзол и штаны, а рассудок забывает дома». Я думаю, эти строки можно отнести к людям, которые употребляют в своей речи слова – паразиты.
А закончить наше занятие позвольте отрывком из «Оды русскому языку»:
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите,
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
В.Я. Вестник
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.