формировать умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
формировать умение употреблять разделительный мягкий знак;
Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
Закреплять знания учащихся о правописании гласных после шипящих;
Развивать умения составлять предложения, работать с деформированным текстом;
Обогащать словарный запас учащихся.
Тема.docx
Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком»
Цели урока:
Образовательная:
формировать умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого
знака на конце и в середине слова;
формировать умение употреблять разделительный мягкий знак;
Сформировать умения различать две функции мягкого знака:
разделительного и показателя мягкости;
Закреплять знания учащихся о правописании гласных после шипящих;
Развивать умения составлять предложения, работать с деформированным
текстом;
Обогащать словарный запас учащихся.
Развивающая
Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность
Воспитательная
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимовыручку
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинноследственных связей,
построения рассуждений.
коммуникативные действия
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении.
1.
o
o
o
o
o
o
2.
o
3.
Оборудование: индивидуальные листы учащихся, карточки для работы в парах, конверт с
загадками, компьютерная презентация.
Ход урока:
1. Организационный этап. Цель: создание атмосферы дружелюбия и симпатии.
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня мы с вами отправимся в
путешествие по зимнему лесу, которое позволит сделать нам новые открытия.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня на уроке мы узнаем чтото новое. И помогут нам в этом лесные жители. Звери
приготовили для вас много интересных заданий.
Отгадайте, кто нас встречает.
Носит кисточки на ушках,
А грибы на ветках сушит. (Белка)
Она приготовила вам первое задание в зимнем лесу: объединитесь в пары, разгадайте
ребус и назовите тему урока.
Кто разгадал ребус и уже может назвать тему урока? Дети объединяются в пары (кто с
кем сидит) разгадывают ребус, называют тему урока. (Разделительный мягкий знак)
Белка приготовила для вас корзинку для вопросов.
Как вы думаете, какие вопросы сегодня мы можем задать по теме? (Какую работу
выполняет разделительный ь? Как правильно писать слова с разделительным мягким
знаком? В каких словах пишется разделительный ь? Где в словах пишется разделительный
ь?
Что вы знаете про Ь? (Знаем, что буква мягкий знак не обозначает звука, показатель
мягкости.)
Какую цель поставим на уроке? (Научиться правильно употреблять на письме
разделительный мягкий знак).
3. Актуализация знаний.
Словарная работа.
Догадайтесь сами, кого сейчас мы встретим.
Исключите лишний слог и запишите слова, которые получились.
Мовероз, петонал, лосипата, оредежда, липасица.
Какие слова получились? Что их объединяет? Откуда эти слова? (Из словаря)
Какое слово «лишнее»? Почему? (Одушевленное) Подчеркните его. (Лисица)
Лисица предлагает подобрать однокоренные слова (Лисенок, лисята, лис, лисий (хвост),
лисонька, лисичка, лисица).
Синонимы? (Рыжая плутовка). В каких сказках встречается?
Составьте предложение со словом «Лисица». Чье предложение вам понравилось больше?
Письмо по памяти.
Рыжая лисица с пуш..стым хв..стом подошла (к) руч..ю.
Объясните правописание.
На какие правила встретились слова? (Сочетания жиши, безударные гласные,
правописание предлогов, разделительный мягкий знак).
Объясните написание слова «ручью»? Прочтите это слово. Как произносятся слова с
разделительным ь?
Что показывает разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак показывает,
что согласный звук не сливается с гласным.)
Взаимопроверка. Оценка.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Ребята, скажите, какая лиса по характеру? Она хочет запутать нас.
Лисица предлагает нам слова разделить на две группы. Запишите слова с разделительным мягким знаком в 1 столбик, с мягким знаком –
показателем мягкости – во 2 столбик. (Дети записывают слова).
Подчеркните буквы, перед которыми пишется разделительный ь.
листья пень
перья коньки
муравьи кольцо
варенье тетрадь
деревья мальчик
Прочитайте слова с разделительным мягким знаком.
Прочитайте слова, в которых мягкий знак показатель мягкости.
Дифференцированная работа
1 группа: записать любые 3 слова из каждого столбика;
2 группа: записать любые 4 слова из каждого столбика;
3 группа: записать все слова и придумать свои слова.
Звуко буквенный анализ слов по вариантам:
I вариант – слово «листья»
II вариант – слово « перья»
Проверка.
Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы!
В чем важность разделительного мягкого знака? Какую работу выполняет разделительный
знак? Сделайте вывод. Дайте полный ответ. (Разделительный мягкий знак показывает, что
следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука: варенье [йэ], листья
[йа], муравьи [йи]. Предупреждает, что в слове есть звук [й]. Разделительный знак
показывает, что согласный звук не сливается с гласным)
Когда пишется разделительный мягкий знак?
Физминутка
А на улице мороз,
Нука, все взялись за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Нука, все взялись за уши!
Покрутили, повертели
Вот и ушки отогрели.
Мы попрыгаем немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем, и прыжок.
И продолжим наш урок.
5. Первичная проверка понимания.
Отгадайте, какое животное наших лесов, похоже на кошку?
Рысь нам подготовила кроссворд.
Разгадайте кроссворд:
1.Домики для пчел. (Ульи)
2.Снежная буря (Вьюга)
3.Мать, отец, дети. (Семья)
4. Ягоды, сваренные в сиропе (Варенье)
5. Животное жарких стран, лазает по деревьям (Обезьяна) Что объединяет все эти слова? (Слова все с разделительным мягким знаком).
Объясните написание этих слов. Что показывает разделительный мягкий знак? Для чего
нам необходим мягкий знак? Что он разделяет? Где пишется?
Какую работу выполняет разделительный мягкий знак? ( Составление таблицы)
Работа с учебником. Дифференцированная работа.
Двигаемся дальше по зимнему лесу и впереди увидели оленя, который приготовил
задание в учебнике.
Прочитайте. Обратите внимание на произношение выделенных слов.
Прочитайте выделенные слова. В каких из них нужно написать разделительный мягкий
знак? Почему?
Задание для групп. ( Ученики выполняют по выбору)
1 группа: Запишите выделенные слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с
разделительным мягким знаком.
2 группа: Выписать предложения с разделительным мягким знаком.
3 группа: Списать текст и выполнить задания.
(Очень интересно наблюдать за по…ётом стрижей. Сейчас девочка по…ёт цветы. У нас
дружная се…я. Се…я одуванчика очень лёгкое. Оле…и не боятся мороза. Оле…и шкуры
хорошо сохраняют тепло.)
Вывод.
В каких случаях нужно писать разделительный мягкий знак? (Составление таблицы)
Меняет ли лексическое значение слова, если мы не напишем разделительный мягкий знак?
6. Первичное закрепление.
Вот мы вышли на полянку. Отгадайте ребус и скажите, кого встретили. (Зайца) Он нас
испугался и убежал, оставив задание на листе.
Творческая работа.
Составьте предложения из групп слов.
на, увидели, п..лянке, заяч..и, р..бята, л..сной, сл..ды
висят, снега, д..рев..ев, на, хлоп..я, з..мой, суч..ях
Дифференцированная работа.
Учитель предлагает ученикам, у которых это задание вызывает затруднения, взять
карточкипомощницы.
Карточкипомощницы.
Ребята увидели………
Зимой на сучьях …….
Самостоятельная работа.
Ученики составляют предложения и записывают в тетрадь.
Несколько учеников читают предложения.
Все ли слова были использованы? Выражена ли в каждом предложении законченная
мысль? Оцените товарищей.
Объясните правописание пропущенных букв.
Расскажите, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак (после согласных,
перед гласными Я, Е, Ё, Ю, И)
Вывод. Составление кластера.
Пора нам выходить из зимнего леса. Скоро закончится урок. На полянку вышел лось. Он
приготовил нам «зимние полянки» и на каждой полянке своё задание.
Распределитесь на группы. (Дети заранее выбирают жетон определенного цвета). Каждая
группа занимает свою «зимнюю полянку». Каждая «полянка» имеет свой вопрос: 1) Для чего нужен разделительный мягкий знак в словах? Приведите свои примеры
написания слов с разделительным мягким знаком. Измените слова по образцу: пить – я пью
(шить, вить, лить). Запишите слова.
2) Когда пишется разделительный мягкий знак? Придумайте и запишите свои слова с
разделительным мягким знаком.
По ходу ответов выводкластер появляется на слайде.
Ответили мы на вопросы нашей «Корзины идей»?
На каждой полянке обучающиеся выполняют задания в группе.
Проверка заданий.
7. Итог урока
Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Наше путешествие подошло к концу.
Какая была тема урока?
Какое открытие мы сегодня сделали? Что нового узнали о разделительном мягком знаке?
Какие задания помогли вам лучше усвоить тему?
Какое задание было самым интересным?
Подумайте, как знания приобретенные сегодня на уроке, помогут вам в жизни.
(Грамотное письмо).
8. Рефлексия.
Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.
Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В коробке
лежат залпы нашего салюта (шарики). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять
только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все
задания, выбираете желтый, красный, оранжевый шарик. Если было трудно – синий или
зелёный шарик.
Сначала подходят девочки, выбирают шарики, затем – мальчики. Шарики приклеивают в
тетрадь.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Прочитайте слова. (Деревья, друзья, платье, воробьи, крылья). Составьте и запишите с
каждым словом предложение. Подчеркните в словах слоги с разделительным мягким
знаком.
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.