Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
Знать: что изучает графика; обозначение звуков на письме; алфавит.
Уметь: правильно называть буквы алфавита; пользоваться алфавитом; каллиграфически
правильно писать буквы.
Урок 65. Графика. Алфавит
I. Устная синтаксическая пятиминутка.
— Выпишите грамматическую основу предложения, начертите его схему.
По России морозы
Распушили деревья
И рисуют на стеклах
Лебединые перья.
(А. Чепуров.)
— Укажите слова, в которых только звонкие согласные. (Морозы, деревья.)
II. Наблюдения на с. 112.
— Что изучает графика? каллиграфия? Подберите и запишите несколько слов с
частью корня «графио» — пишу. (Орфография — правописание; биография — описание
жизни,
география — описание Земли;
фотография — запись изображения под воздействием лучей света и пр.)
автобиография — описание своей жизни,
III. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 113.
IV. Чтение и пересказ текста упр. 292.
Запись в раздел словаря «Говори правильно».
Алфав т, расположить по алфав ту.
ии
ии
V. Упр. 284. Чтение алфавита по памяти. Отработка правильного произношения
букв.
В о п р о с ы. Что называется алфавитом? Почему важно знать алфавит? Сколько
гласных букв в русском языке? (10.) Сколько согласных букв в русском языке? (21.) Чего
больше в русском языке — букв или звуков? Докажите. (для 30 согласных звуков, твердых
— мягких парных в алфавите есть только 15 согласных букв, кроме того, есть непарные
согласные; основных гласных звуков 6: [а], [о], [э], [и], [у], [ы] гласных букв 10: а, о, э, и, у,
ы, е, ё, ю, я.) Чем отличаются ь и ъ от остальных букв?
VI. Выполнение упр. 289 (коллективно устно).
VII. Отработка навыка пользования алфавитом.
1. Работа со словарем (с. 288).
— Почему слова, начинающиеся с буквы а, расположены в таком порядке:
айсберг, алмазный, арена? А если совпадают две буквы? три? Найдите в словаре подобные
примеры и запишите их.
2. На доске написаны слова. Распределите их по алфавиту:
Москва, СанктПетербург, Саратов, Астрахань, Саранск, Минск, Рига,
Архангельск.
3. Игра. Группа учеников, фамилии которых начинаются на одну букву, должны
встать «по алфавиту».
1Домашнее задание: § 56, 57; упр. 290, 293 (устно).
2